Конспект урока по надпредметному курсу "Мир деятельности. Учимся дружно. Дискуссия"

Конспект урока по надпредметному курсу "Мир деятельности. Учимся дружно. Дискуссия"

1. Мотивация к учебной деятельности

На доске - высказывание Уильяма Фолкнера:

«Не трудитесь быть лучше своих предшественников или современников. Старайтесь быть лучше самих себя»
- Прочтите высказывание и объясните, как оно связано с темой, над которой мы работали в течение недели: «Личностные качества ученика. Самокритичность».
- Что такое самокритичность? (Умение посмотреть на себя со стороны,  увидеть, признать и исправить свои ошибки, умение не винить других людей)
- Помогает ли нам самокритика изменять и развивать себя? (Да.) 
- О том, какие ошибки вы исправили на этой неделе, как вы улучшили свои ре-зультаты,  мы поговорим в пятницу при подведении итогов и заполнении «Дво-риков» (Примечание: Игровые «Дворики» в системе воспитательной работы Русской школы - название рефлексивных экранов самооценки учащимися своей учебной  и внеучебной  деятельности).
- Какие еще личные качества помогают нам отнестись к себе критически? (Чест-ность, вера в себя, стремление  стать лучше, терпение…)
- А какие качества нужны человеку  в отношениях с другими людьми? (Доброжелательность, уважение к другому человеку, терпение, честность…)
- Какую форму общения мы  используем чаще всего? (Диалог)
-  Диалог – это…. (Форма общения, когда у людей общие взгляды, общее мнение и они хорошо понимают друг друга) 
- Что еще,  кроме личностных качеств,  нам помогает вести диалог? (Знание пра-вил  ведения диалога)
На доску вывешивается  карточка:

     Диалог

- А что происходит, если у людей при общении не общие, как в диалоге, а раз-ные точки зрения? (Люди не слышат друг друга, перестают  понимать  друг дру-га,  спорят и ссорятся…)
На доску вывешивается  карточка:

      Спор

- Знакома вам такая форма общения? (Конечно)
- Да, такая форма общения нам всем хорошо  знакома. Люди спорят очень часто. А как же закончить спор  взаимопониманием  и  не поссориться? (Не знаем…)
- Хотите узнать? (Да.)
- Сегодня на уроке мы познакомимся с такой формой общения как спор или дискуссия. 
На доску рядом с карточкой «Спор» вывешивается  карточка:

= Дискуссия
На доске вверху – карточка:

Тема «Учимся дружно. Дискус-сия».

- Готовы? (Да)
- Тогда настройтесь на работу. Желаю вам удачи.

2.    Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения
в пробном действии

- Какой у нас следующий шаг? (Повторить то, что знаем)
- Из эталонов, представленных на доске, выберите, пожалуйста, те, которые вам понадобятся для открытия знания о новой форме общения (4 эталона - «Правила работы в группе», «Я - автор, я - понимающий», «Роль критика», «Учусь вести диалог»).
Данные 4 эталона – где находятся и как далее работают?
1. Работа в группах.
- Объясните, пожалуйста,  нашим гостям в группах, а затем всем нам, что озна-чают  наши  эталоны и как ими пользоваться. У вас для этого есть 3-4 мин. (Каж-дой группе выдается название одного из 3-х эталонов). 
Представители групп выходят к плакатам-эталонам, объясняют их содержание и иллюстрируют свой рассказ показом схем на эталонах.
Ученики других групп могут дополнять и исправить.
- Молодцы, вы хорошо знаете цели и правила каждой роли. 
- Поднимите руку, кому удается хорошо выполнять правила  ведения диалога? Кому не совсем? Кто хочет объяснить, что и почему не получается?
2. Индивидуально-фронтальная работа: тренинг в определении правильно-сти  ведения диалога. …понимания  соблюдения правил?  Анализ правильно-сти  ведения диалога?
Учитель предлагает  учащимся выполнить  тренировочное задание.
На экране слайд  «Тренировочное задание «Анализируем ситуацию общения с помощью эталонов»: 
1. Послушайте разговор, который ведут ученицы нашего класса.  
2. Дайте название данной форме разговора учениц. 
3. Докажите свой выбор с опорой на эталоны общения.
Двое заранее подготовленных детей разыгрывают сценку. Параллельно  текст сценки появляется на экране (фрагмент 1):
1.
Маша: Наталья Дмитриевна сказала, что сегодня на уроке физкультуры мы будем играть в игру с мячом, какую захотим.
Наташа: Ура! На уроке будем играть!

Д. – Это диалог, потому что есть общая тема «Игра на уроке…», смена ролей, взаимопонимание - общая точка зрения.
- Послушаем продолжение разговора, и подумаем, можно ли его назвать диалогом? 
Дети продолжают разыгрывать сценку. На экране появляется текст фрагмента 2:

2.
Маша: Я хочу  играть в баскетбол, потому что это новая игра.
Наташа: А я хочу в пионербол, потому что правила игры мы знаем хорошо!

- Диалог продолжается? (Нет, не продолжается, это уже не диалог, нарушены правила  диалога,  каждый говорит только о себе, нет взаимопонимания,  здесь не одна, а две точки зрения…..) 
- Вам знакома такая ситуация? Бывает так, что при общении вы настаиваете на своем? (Да…)
- Итак, это не диалог. Как мы уже  называли  такую форму общения? (Это спор…)
- Что же такое спор? (Когда у людей разные точки зрения,  люди слышат только себя, не слушают  другого…)
- Вспомните ситуации, когда вы с кем-то спорили - с друзьями, родителями, знакомыми. Чем такие ситуации  заканчиваются   в жизни? (Люди могут  ссориться, перестать дружить и даже подраться, а могут  понять друг друга, договориться и помириться …)

Учитель обобщает ответы. На доске на карточках или на экране появляется схема.            

- Где можно уточнить значение слов «спор» и «дискуссия»? (В словаре.)
-Прочтите определение из  энциклопедического словаря.


Полный текст материала Конспект урока по надпредметному курсу "Мир деятельности. Учимся дружно. Дискуссия" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Максимкина Наталья Дмитриевна  Natam3463
учитель начальных классов, МОУ СОШ №38 города Твери
10.10.2016 0 322 46
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (1)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0