Конспект урока по надпредметному курсу "Мир деятельности. Учимся дружно. Дискуссия"


Тема: Учимся дружно. Дискуссия.

ОУ: МОУ СОШ №38 (проект «Русская школа») г. Твери

Учитель: учитель начальных классов Максимкина Н.Д.

Класс: 4

Предмет: надпредметный курс «Мир деятельности»

Тема урока: «Учимся дружно. Дискуссия»

Тип урока: ОНЗ


Основная дидактическая цель:

  • научить применять основные правила ведения дискуссии в коммуникативной ситуации.

Основные задачи:

1.Предметные:

  • открытие учащимися модели (эталона) дискуссии и основных правил ведения дискуссии;

  • формирование понятийных представлений учащихся о дискуссии;

2. Метапредметные (развивающие):

  • развитие аналитических способностей учащихся в моделировании нового знания (эталона);

  • приобретение учащимися опыта анализа коммуникативных ситуаций с точки зрения различных норм (эталонов и правил) общения;

  • развитие рефлексивных способностей учащихся: самоанализ и коррекция своих действий в ситуациях коммуникации.

3. Личностные (воспитательные):

  • развитие положительной мотивации учащихся к конструктивному общенияю;

  • формирование целостного представления учащихся о морально-этических нормах взаимодействия и общения;

  • формирование ценно-значимых установок учащихся на взаимопонимание, принятие иной точки зрения и согласование различных точек зрения.


Ход урока


1. Мотивация к учебной деятельности


На доске - высказывание Уильяма Фолкнера:


«Не трудитесь быть лучше своих предшественников или современников. Старайтесь быть лучше самих себя»

- Прочтите высказывание и объясните, как оно связано с темой, над которой мы работали в течение недели: «Личностные качества ученика. Самокритичность».

- Что такое самокритичность? (Умение посмотреть на себя со стороны, увидеть, признать и исправить свои ошибки, умение не винить других людей)

- Помогает ли нам самокритика изменять и развивать себя? (Да.)

- О том, какие ошибки вы исправили на этой неделе, как вы улучшили свои результаты, мы поговорим в пятницу при подведении итогов и заполнении «Двориков» (Примечание: Игровые «Дворики» в системе воспитательной работы Русской школы - название рефлексивных экранов самооценки учащимися своей учебной и внеучебной деятельности).

- Какие еще личные качества помогают нам отнестись к себе критически? (Честность, вера в себя, стремление стать лучше, терпение…)

- А какие качества нужны человеку в отношениях с другими людьми? (Доброжелательность, уважение к другому человеку, терпение, честность…)

- Какую форму общения мы используем чаще всего? (Диалог)

- Диалог – это…. (Форма общения, когда у людей общие взгляды, общее мнение и они хорошо понимают друг друга)

- Что еще, кроме личностных качеств, нам помогает вести диалог? (Знание правил ведения диалога)

На доску вывешивается карточка:


Диалог



- А что происходит, если у людей при общении не общие, как в диалоге, а разные точки зрения? (Люди не слышат друг друга, перестают понимать друг друга, спорят и ссорятся…)

На доску вывешивается карточка:


Спор


- Знакома вам такая форма общения? (Конечно)

- Да, такая форма общения нам всем хорошо знакома. Люди спорят очень часто. А как же закончить спор взаимопониманием и не поссориться? (Не знаем…)

- Хотите узнать? (Да.)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с такой формой общения как спор или дискуссия.

На доску рядом с карточкой «Спор» вывешивается карточка:


= Дискуссия

На доске вверху – карточка:


Тема «Учимся дружно. Дискуссия».


- Готовы? (Да)

- Тогда настройтесь на работу. Желаю вам удачи.


  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения

в пробном действии


- Какой у нас следующий шаг? (Повторить то, что знаем)

- Из эталонов, представленных на доске, выберите, пожалуйста, те, которые вам понадобятся для открытия знания о новой форме общения (4 эталона - «Правила работы в группе», «Я - автор, я - понимающий», «Роль критика», «Учусь вести диалог»).

Данные 4 эталона – где находятся и как далее работают?

1. Работа в группах.

- Объясните, пожалуйста, нашим гостям в группах, а затем всем нам, что означают наши эталоны и как ими пользоваться. У вас для этого есть 3-4 мин. (Каждой группе выдается название одного из 3-х эталонов).

Представители групп выходят к плакатам-эталонам, объясняют их содержание и иллюстрируют свой рассказ показом схем на эталонах.

Ученики других групп могут дополнять и исправить.

- Молодцы, вы хорошо знаете цели и правила каждой роли.

- Поднимите руку, кому удается хорошо выполнять правила ведения диалога? Кому не совсем? Кто хочет объяснить, что и почему не получается?

2. Индивидуально-фронтальная работа: тренинг в определении правильности ведения диалога. …понимания соблюдения правил? Анализ правильности ведения диалога?

Учитель предлагает учащимся выполнить тренировочное задание.

На экране слайд «Тренировочное задание «Анализируем ситуацию общения с помощью эталонов»:

1. Послушайте разговор, который ведут ученицы нашего класса.

2. Дайте название данной форме разговора учениц.

3. Докажите свой выбор с опорой на эталоны общения.

Двое заранее подготовленных детей разыгрывают сценку. Параллельно текст сценки появляется на экране (фрагмент 1):

1.

Маша: Наталья Дмитриевна сказала, что сегодня на уроке физкультуры мы будем играть в игру с мячом, какую захотим.

Наташа: Ура! На уроке будем играть!


Д. – Это диалог, потому что есть общая тема «Игра на уроке…», смена ролей, взаимопонимание - общая точка зрения.

- Послушаем продолжение разговора, и подумаем, можно ли его назвать диалогом?

Дети продолжают разыгрывать сценку. На экране появляется текст фрагмента 2:


2.

Маша: Я хочу играть в баскетбол, потому что это новая игра.

Наташа: А я хочу в пионербол, потому что правила игры мы знаем хорошо!


- Диалог продолжается? (Нет, не продолжается, это уже не диалог, нарушены правила диалога, каждый говорит только о себе, нет взаимопонимания, здесь не одна, а две точки зрения…..)

- Вам знакома такая ситуация? Бывает так, что при общении вы настаиваете на своем? (Да…)

- Итак, это не диалог. Как мы уже называли такую форму общения? (Это спор…)

- Что же такое спор? (Когда у людей разные точки зрения, люди слышат только себя, не слушают другого…)

- Вспомните ситуации, когда вы с кем-то спорили - с друзьями, родителями, знакомыми. Чем такие ситуации заканчиваются в жизни? (Люди могут ссориться, перестать дружить и даже подраться, а могут понять друг друга, договориться и помириться …)


Учитель обобщает ответы. На доске на карточках или на экране появляется схема.


ССОРА

ДИАЛОГ СПОР=ДИСКУССИЯ

СОГЛАСИЕ



- Где можно уточнить значение слов «спор» и «дискуссия»? (В словаре.)

-Прочтите определение из энциклопедического словаря.


ДИСКУССИЯ (от лат. discussio – рассмотрение, исследование) – спор, обсуждение вопроса, проблемы.

Большой энциклопедический словарь.

СПОР – словесное состязание при обсуждении чего-либо, в котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту.

Т. Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толковословообразовательный.

Малый академический словарь русского языка.

СПОР препирательство, противоречие, несогласие, состязание, соперничество, полемика, диспут, дискуссия, дебаты.

Словарь русских синонимов.


- В чем главное отличие дискуссии от диалога? (В дискуссии участники имеют разные точки зрения)

- Как вы думаете, что важно знать участникам дискуссии, чтобы спокойно обсуждать какой-то вопрос или проблему и не поссориться? (Правила ведения дискуссии.)

Учитель прикрепляет на доске карточку.


ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ


-Какой следующий этап урока?

3. Задание на пробное действие.

Учитель предлагает учащимся выполнить задание на пробное действие (4-5 мин).

На экране слайд: «Задание на пробное действие».

1. Рассмотри таблицу.

2. Придумай и запиши продолжение разговора в колонке 1 так, чтобы девочки нашли общий «язык».

3. Назови и запиши «Условия ведения дискуссии» в колонке 2.

4. Используй для выполнения задания модель «Учусь вести дискуссию» в колонке 3.


- Поднимите руку, у кого нет результата. В чем ваше затруднение? (1. Я не смог продолжить диалог. 2. Я пока не могу назвать основные правила ведения дискуссии)

- Поднимите руку, кто выполнил задание. Можете ли вы обосновать свой результат, то есть предъявить эталон. (Нет.)

-Зафиксируйте свое затруднение. (Я пока не могу обосновать, что верно назвал основные правила ведения дискуссии.)

- У вас возникло затруднение. Что нужно сделать, когда сталкиваешься с затруднением? (Надо остановиться и подумать, что именно не получается и почему.)


  1. Выявление места и причины индивидуального затруднения


- Определите место своего затруднения, где вы споткнулись. (Я не смог назвать правила ведения дискуссии. Я не смог обосновать ответ.)

- Сформулируйте причину своего затруднения. (Я не знаю правила ведения дискуссии. У меня нет эталона с правилами ведения дискуссии.)

- Исходя из причины затруднения, поставьте перед собой цель.

Д. - Цель: узнать правила ведения дискуссии и научиться их применять.

Учитель вывешивает на доску карточку с целями урока.


Цель: узнать и научиться применять правила ведения дискуссии


- Что будем делать дальше? (Открывать новое знание.)


  1. Построение проекта выхода из затруднения и реализация проекта


- У вас на парте набор для открытия нового знания. Это план – карта открытия нового знания, разрезной материал с вариантами продолжения дискуссии, рисунки-обозначения.

На экране слайд: План – карта открытия нового знания.

1. Рассмотрите таблицу.

2. Продолжите разговор «В какую игру с мячом играть…», выбрав из разрезного материала нужные фразы. Вклейте эти фразы в колонку 1.

3. Выберите и вклейте нужные фразы в колонку 2 «Правила ведения дискуссии».

4. Объясни свой выбор.

4. Используйте для выполнения задания модель «Учусь вести дискуссию» в колонке 3.


- На выполнение задания вам отводится 5 минут.

Работа в группах (5 минут). Готовые эталоны вывешиваются на доску. Представитель группы зачитывает продолжение разговора, озвучивает свои рассуждения по поводу одного из 4-х правил ведения дискуссии. Остальные участники работают на дополнение и уточнение. Сравнение проводится с эталоном на доске.

- Назовите первое правило ведения дискуссии. (Общая тема)

- Как вы понимаете первое правило ведения дискуссии? (Важно во время дискуссии обсуждать только то, что относится к данной теме, не уходить в сторону от обсуждения выбранной темы)

- Назовите второе правило ведения дискуссии. (Наличие разных точек зрения)

- В какой роли находятся участники дискуссии, когда высказывают свою точку зрения? (В роли автора)

- Обратите внимание на слова девочек, когда они выступают в роли авторов. Они не просто высказывают свою точку зрения, но и приводят доказательства или аргументы.


Учитель прикрепляет на доску карточку со словом «аргументы»

АРГУМЕНТ (от лат. аrguo – показываю, выясняю, доказываю)- довод, доказательство, подтверждение.


- Как вы думаете, зачем автор должен приводить аргументы? (Чтобы точнее передать свою мысль, чтобы доказать свою правоту, чтобы понимающий смог разобраться в позиции автора)

- Почему очень важно третье правило? (Понимание другого, потому что прежде, чем высказать свою точку зрения, важно понять точку зрения другого, выслушать аргументы.)

- Надо с уважением относиться к мнению другого участника дискуссии. Любая точка зрения имеет право на существование и может быть верной.

- Назовите четвертое правило ведения дискуссии. (Определение общего и различного.)

- Это очень важное условие. Почему? (Чтобы участники не поссорились.)

- Верно. Цель дискуссии – выслушать разные точки зрения и найти то, что участников дискуссии объединяет, суметь договориться, как дальше действовать вместе.

Работа по эталону «Учусь вести дискуссию».

-Что обозначает белый квадрат, напротив первого условия?

- Что нарисовано напротив второго условия и почему?

- Что обозначают стрелочки от желтого круга и от зеленого квадрата?

- Как обозначено условие ведения дискуссии – определяем общее и различное?

- Смогли вы преодолеть затруднение?

Заполните эталон «Учусь вести дискуссию», вклеив наклейки из вкладыша в учебнике.

Физкультминутка.


  1. Первичное закрепление во внешней речи


- Вы составили эталон «Учусь вести дискуссию», узнали правила ведения дискуссии.

- Какой следующий шаг ученика на уроке? (Будем применять новое знание.)

- Предлагаю прочитать сказку, которая лежит у вас на столе.

- Можно ли разговор персонажей сказки назвать дискуссией?

- Разделите текст сказки на части согласно эталону «Учусь вести дискуссию».

Обоснуйте свой ответ.

Работа в парах. Работа над текстом сказки.

- Назовите первое правило ведения дискуссии. (Единая тема.)

- Как называется сказка? («Что важнее»)

- Назовите хором второе правило дискуссии. (Разные точки зрения. Аргументы.)

- Подтвердите словами из сказки.

- Назовите третье условие дискуссии. (Понимание другого.)

- Прочитайте эпизод, подтверждающий это условие.

- Что поможет вам выполнить это условие? (Правила понимающего.)

- Назовите хором следующее условие. (Определение общего и различного.)

- Докажите словами текста.

- Каждый человек – личность, и он имеет право на свое мнение. Но в жизни очень важно уметь слышать и понимать других людей.


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону


- Предлагаю вам выполнить задание 2 в учебнике на с. 43.

- Проверьте свою работу по эталону.

- У кого есть ошибки?

- Почему они появились? Исправьте их.

- Кто все выполнил верно? Молодцы!

- Зафиксируйте свой результат. О чем он вам говорит?


8. Включение в систему знаний


- Какие качества нужны для того, чтобы дискуссия была мирной, а не привела к ссоре? (Терпение, уважительное отношение друг к другу, взаимопонимание.)

- А где может понадобиться знание правил ведения дискуссии? (В школе, дома, на тренировке, с друзьями….)

- Давайте посмотрим на правила ученика Русской школы с точки зрения нашей темы. Выполнение каких Правил ученика Русской школы помогает мирному ведению дискуссии? (Примечание: «Правила ученика Русской школы» имеются в классных уголках).

.

«Ученик Русской школы:

  1. Умеет слушаться старших и слышать других людей.

  1. Уважает себя и других, видит в людях образ Божий.

8. Имеет право на свое мнение и высказывает его открыто.


- Можно найти много разных способов, чтобы решить спор по-доброму. Если с нами спорят, важно, чтобы у нас в душе были мир, и мы сохраняли спокойствие. Если в душе человека мир, он творит мир вокруг себя.

- Как называются люди, которые творят мир? (Миротворцы)

- Миротворцы – люди, которые умеют хранить мир и покой в своей душе, живут со всеми в мире и согласии, умеют прощать обиды и стараются, по возможности, примирить ссорящихся между собою.

- Как вы объясните смысл следующих пословиц? Как они связаны с правилами ведения дискуссии.

На экране слайд с пословицами, которые появляются на экране последовательно:

Худой мир лучше доброй ссоры.

Всякая ссора красна мировою.

Мир да лад – Божья благодать.(Ответы детей)


9. Рефлексия деятельности на уроке


- Насколько важной для вас была тема нашего урока?

- Достигли цели, поставленной на уроке?

- Кому могут пригодиться правила ведения дискуссии?

- Что было самое интересное?

- В чем были сложности?

- Что о сегодняшнем уроке вы расскажите родителям?

- Какую оценку поставите себе за урок?

- Молодцы!

- А теперь заполним «Лесенку успеха». С какой половинкой будем работать? (Знаю.)

- Дома и в школе вы обязательно будете использовать эталон, который сегодня открыли. На следующем уроке вы поделитесь друг с другом, как и с каким результатами вам удавалось подискутировать.

- Спасибо за активную работу на уроке.

5


Слайд 1
Учусь вести дискуссию 1. 2. 3. Рассмотри таблицу. Продолжи текст «В какую игру с мячом играть…» так, чтобы девочки нашли общий «язык». Назови и запиши условия ведения дискуссии в колонке 2. Текст «В какую игру с мячом играть…» Условия ведения дискуссии Модель «Дискуссия» 1 2 3 Маша: Наталья Дмитриевна сказала, что сегодня на уроке физкультуры мы будем играть в игру с мячом, какую захотите. Наташа: Ура! Единая тема Маша: Я хочу играть в баскетбол, потому что это новая игра. Наташа: Нет, лучше в пионербол, мы хорошо знаем правила игры. Разные точки зрения
Слайд 2
План-карта открытия нового знания 1. Продолжи текст «В какую игру с мячом играть…», используя фразы из разрезного материала в колонке 1. 2. Выбери нужные фразы и заполни «Условия ведения дискуссии»в колонке 2 . 3. Используй для выполнения задания модель «Дискуссия». Текст «В какую игру с мячом играть…» 1 Маша: Наталья Дмитриевна сказала, что сегодня на уроке физкультуры мы будем играть в игру с мячом, какую захотите. Наташа: Ура! Маша: Я хочу играть в баскетбол, потому что это новая игра. Наташа: Нет, лучше в пионербол, мы хорошо знаем правила игры. Наташа: Ты хочешь играть в баскетбол, потому что игра новая и интересная? Маша: Да! Ты хочешь сказать, что пионербол ещё не надоел?! Наташа: Наташа: Да! Тогда я предлагаю играть в волейбол. Маша: Согласна! Игра новая, но правила нам хорошо знакомы. Условия ведения дискуссии 2 Единая тема Разные точки зрения Понимание другого Определение общего и различного Модель «Дискуссия» 3
Слайд 3
• • • • • • • • • • • • • Кто нужнее! Давным-давно это было. Заспорили глаза, уши, руки, ноги, язык: кто нужнее человеку. — Эй, друзья, не мы ли нужнее всего человеку !Он и белого света не увидел бы без нас. Так что мы главнее всех,— сказали глаза.  Разве уши согласятся с этим?! Они прижались к голове и закричали: - Мы важнее! Мы слышим, говорят о нем хорошо или плохо.  Так что мы нужнее всего человеку. Мы — самые главные! А язык слушал-слушал и не выдержал: — Эй, друзья мои, разве человек мог бы жить, не разговаривая? Так что я — самый главный! Тут и руки закричали: - Не мы ли кормим и поим человека?! Мы — самые главные! Все должны слушаться нас! Долго ругались ноги, руки человека, только голова молчала и слушала. Потом и она заговорила: — Дорогие мои! Здесь нет никого, кто не нужен человеку. Так что давайте жить мирно, не ссориться. Собрались все вместе и сказали: — Ты, голова, умнее всех нас. Мы будем слушаться тебя. На том и порешили. И живут с тех пор мирно, дружно.
Слайд 4
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА теме точку зрения понять другого общего + ? Урок 14, слайд 12
Слайд 5
Правила учащихся Русской школы • Умеет слушаться старших и слышать других людей. • Уважает себя и других, видит в людях образ Божий. • Имеет право на свое мнение и высказывает его открыто.
Слайд 6
• Худой мир лучше доброй войны. • Всякая ссора красна мировою. • Мир да лад – божья благодать.
Слайд 7
Я расскажу родителям как мирно закончить дискуссию Я знаю эталон как вести дискуссию Я понял(а), что такое дискуссия Я работал(а) на уроке с желанием Урок 14, слайд 13

Полный текст материала Конспект урока по надпредметному курсу "Мир деятельности. Учимся дружно. Дискуссия" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Максимкина Наталья Дмитриевна  Natam3463
10.10.2016 0 1993 300

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
Всего: 0