Презентация к вебинару "Организация работы над текстом на уроках русского языка в начальной школе"


Слайд 1
«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» Лектор: Киричек Наталья Викторовна, методист отдела повышения квалификации, методических и инновационных проектов Издательского дома «Федоров» (Самара)
Слайд 2
Развитие. Уверенность. Успех
Слайд 3
Развитие. Уверенность. Успех Организация работы над текстом на уроках русского языка в начальной школе Киричек Наталья Викторовна, методист отдела повышения квалификации, инновационных и методических проектов ИД «Федоров» Издательский дом «Федоров», Самара
Слайд 4
Развитие. Уверенность. Успех Две основные цели преподавания русского языка как государственного языка РФ и языка межнационального общения в Российской Федерации: социокультурная и когнитивнопознавательная. Социокультурная цель предполагает формирование: а) коммуникативной компетентности учащихся развитие речи школьников во всех ее формах: внутренней, внешней (устной и письменной), во всех функциях: общения, сообщения, воздействия; б) навыков грамотной, безошибочной речи (устной и письменной) как показателя общей культуры человека. Когнитивно-познавательная цель связана с формированием у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, с начальным познанием основ науки о языке и формированием на этой основе мышления школьников.
Слайд 5
Развитие. Уверенность. Успех Курс учит главному – грамотно общаться в устной и письменной речи. Этот результат может быть достигнут только при включении учеников в активные формы познания (лингвистический эксперимент, анализ, сравнение языковых фактов, диалог, дискуссии, исследовательскую деятельность, инсценировки, работу со словарями, поиск необходимой информации и др.).
Слайд 6
Слайд 7
Развитие предпосылок для проведения исследовательской, поисковой работы • видеть проблемы, задавать вопросы, • • • • • • • • • находить несколько вариантов решения проблемы, различать существенное и несущественное, формулировать правила, давать определение понятиям, классифицировать, делать выводы и умозаключения, проводить наблюдения наглядных объектов и эксперименты, определять недостающую информацию, находить ее и работать с ней, пользоваться учебными моделями, знакосимволическими средствами, общими схемами решения, структурировать материал, создавать текст, владеть адекватной самооценкой, определять границы собственного знания и «незнания», доказывать и защищать свои идеи, воспринимать идеи других, владеть навыками сотрудничества.
Слайд 8
Н.В.Нечаева «Русский язык . 1 класс», стр. 89
Слайд 9
Развитие. Уверенность. Успех Шипящие согласные звуки 1 класс Прочитай. С какой целью составлен этот текст? Девочка Снегурочка жила в лесочке у речки. Пройдёт ночка, погасит она ночник и встаёт. Надевает чулочки, брючки, тапочки. Потом берёт спички и идёт к печке. Печка-помощница и булочки печёт, и борщ варит. Сестрички-лисички, берите ложечки, вилочки, ножички! Потчевать вас будет Снегурочка.
Слайд 10
Н.В.Нечаева «Русский язык . 1 класс», стр. 71
Слайд 11
Н.В.Нечаева «Русский язык . 4 класс, 1ч.», стр. 8-9
Слайд 12
Н.В.Нечаева «Русский язык . 3 класс, 2ч.», стр. 67
Слайд 13
Развитие. Уверенность. Успех а) К какому жанру относятся эти произведения? Запиши их. Саша шустро суш _т сушку, Рано утром, вечерком, Саша высуш_л штук шесть. Поздно на рассвет_ • Прочитай. На кого указывают слова я, у меня? Исправь И смешно сп_шатповторы старушки Баба ехала текст - устрани слова чижик. пешком Суш_к Сашиных поесть. В си_цевой Укарет_. речки я подобрала чижика. У чижика было сломано крыло. Теперь чижик живёт у меня. Поправится выпущу чижика на волю. Лети в свою семью чижиков! Выбирай: птичка, птаха, он, у него, его.
Слайд 14
Развитие. Уверенность. Успех Обсудите стихотворение Валентина Берестова. Какие слова он употребил в переносном смысле? На лбу бывали шишки, Под глазом - фонари. Уж если мы мальчишки, То мы - богатыри. Царапины. Занозы. Нам страшен только йод, Тут, не стесняясь, слезы Сам полководец льёт. Чтобы поделиться с вами своим мнением, поэту потребовалось одиннадцать имён существительных. Выпиши их в начальной форме. Выдели окончание. Что ты можешь сказать о грамматических признаках этих слов? • Почему рифмуются слова йод, льёт, в которых
Слайд 15
…знаешь ли ты, что школьники Эстонии, изучая Например, родной язык, должны запомнить названия 14 падежей, Финляндии – 15, а в грамматике Венгрии целых 22 падежа. Звание чемпиона по количеству падежей могут оспаривать только некоторые языки народов Дагестана, в грамматике которых может быть свыше 50 падежей. А вот у англичан, напротив, никаких падежей в грамматике нет! Отношения между словами передаются при помощи служебных слов и особых правил порядка По В.Г. Ветвицкому слов. а…
Слайд 16
Развитие. Уверенность. Успех   а... Исследователи русского языка подсчитали, что для образования слов мы используем 530 (!) суффиксов. Из них особенно часто употребляем 71 суффикс. Представляешь, какие возможности дает суффикс для выражения мыслей, чувств, отношений! А если добавить к ним 72 приставки, то эти возможности становятся безмерными. Но правописание суффиксов и приставок требует особых правил. Постепенно ты освоишь их.   С соседом или соседкой по парте напишите как можно больше слов с суффиксом – к - . Мы начинаем: беседка, соседка, тетрадка … Сколько слов получилось у вашей пары? Сколько - в классе?Одинаковое ли значение придаёт словам суффикс –к-?
Слайд 17
Лисица видит сыр, лисицу сыр пленил, Плутовка к дереву на цыпочках подходит, Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша! • Прочитай отрывок из басни Ивана Андреевича Крылова «Ворона и Лисица». Какие средства языка использовала Лисица, чтобы получить от Вороны кусочек сыру? Ну что за шейка, что за гла[с]ки! Рассказывать - так, право, ска[с]ки! Какие пёрушки! какой носо[к]!  И, верно, ангельский быть должен голосо[к]! Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица, - Ведь ты б у нас была царь-птица!» • Как обращалась Лисица к Вороне? Обрати внимание на знаки, выделяющие эти слова. С какой интонацией надо читать этот отрывок? • Найди признаки старой русской речи. • Сколько актёров потребуется для инсценирования этого отрывка?
Слайд 18
• Запиши реплику Лисицы. В именах существительных выдели суффиксы с близким значением.  • Прочитай пословицы. Какие из них подходят по смыслу к басне И.А. Крылова? Запиши их. Льстивые речи душу калечат. Г_в_рить не думая - что стр_лять не целясь. Не верь чужим р_чам, а верь св_им гл_зам. • Установи связь выделенных имён прилагательных со словом, к которому каждое из них относится. Обозначь окончания, на какой грамматический признак они указывают. • Прочитай слова. Что общего в их лексическом значении? Щедрый, вежливый, нежный, ловкий, хитрый, мудрый, настойчивый, гордый, смелый, честный. • От данных слов образуй имена существительные при помощи суффикса -ость-. Запиши их. Подчеркни те, которые характеризуют Лисицу из басни И. А. Крылова.
Слайд 19
Прочитай, как автор словами выразил своё восхищение лисой. Перепиши текст, выделяя суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением. Укажи, к каким частям речи относятся эти слова. У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая. Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек. Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется; смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает. (К. Д. Ушинский)
Слайд 20
Прочитай рассуждение Винни Пуха:   Однажды, гуляя по лесу, Пух __шёл на полянку. На полянке рос высокий-превысокий дуб, а на самой верхушке этого дуба кто-то громко жужжал: жжжжжжж. Винни Пух сел на траву под деревом, _хватил голову лапами и стал думать. Сначала он _думал так: «Это -жжжжж - неспроста! Зря никто жужжать не станет. Само дерево жужжать не может. Значит, тут кто-то жужжит. А зачем тебе жужжать, если ты - не пчела? Помоему, так!» Потом он ещё __думал-__думал и сказал про себя: «А зачем на свете пчёлы? Для того, чтобы делать мёд! По-моему, так!»
Слайд 21
1. Прочитай перевод школьного разговорника из учебника латинского языка, которому более 2000 лет. Он написан такими же простыми короткими фразами, какими написаны для вас первые учебники по английскому или немецкому языку. Познакомься, как жил и учился твой ровесник два тысячелетия назад.   До зари я пробудился от сна. Поднялся с постели. Сел. Взял ремешки, сандалии; обулся. Попросил воды умыться. Умываю сперва руки, потом лицо. Умылся, вытерся, отдал полотенце. Надел хитон на голое тело; подпоясался. Помазал голову маслом и причесался. Надел белый плащ. Вышел из спальни с дядькою и с нянькою поздороваться с отцом и матерью. Поздоровался с обоими и поцеловал их. А потом вышел из дому.
Слайд 22
• Обсудите, что вы делаете, как и древнегреческий мальчик, а что нет. • Придумай заголовок, отразив в нем тему текста (о чем он?) Сколько микротем в этом тексте, сколько абзацев? Запиши тему каждой микротемы. У тебя получился краткий план текста. • Это текст описание, повествование или рассуждение? • Какие части речи в нем преобладают?
Слайд 23
Поработай со вторым абзацем текста. • Найди по одному имени существительному 1, 2 и 3 склонения и просклоняй их. • Какую роль выполняют имена существительные в 5,6 и 7 предложениях? Определи их падеж?   • Напиши о том, как ты, современный ученик (современная ученица) собираешься в школу, как проходят уроки. Представь, что твоя работа попадет в руки школьникам через 2000 лет. Прибавилось вдохновения? Пиши. • Придумай грамматическое задание к своему тексту в связи с обсуждаемой темой. Выполни
Слайд 24
Н.В.Нечаева «Русский язык . 4 класс, 1ч.», стр. 6-7
Слайд 25
Развитие. Уверенность. Успех • Сравни текст о лисе с текстами Ивана Андреевича Крылова и Константина Дмитриевича Ушинского. В каком из них сообщается информация, какие написаны с целью воздействия на чувства человека? • Какой текст можно назвать текстом-описанием? Какие признаки лисы описываются? • Выбери любое животное (дикое или домашнее) и, не называя, опиши так, чтобы одноклассники могли его отгадать.
Слайд 26
Совершенствование предметных навыков, контроль и оценка знаний в 4 классе с использованием рабочих тетрадей «50 шагов к успеху». Русский язык Т.А. Каясова, к.п.н, С.В. Самыкина, к.п.н.
Слайд 27
Структура рабочих тетрадей по русскому языку Часть 1 • Фонетика • Состав слова • Морфология. Части речи • Синтаксис. Словосочетание и предложение • Орфография и пунктуация Часть 2 • Развитие речи • Лексика Часть 3 Итоговые проверочные работы
Слайд 28
Задания первой части (для урока русского языка)
Слайд 29
Задания первой части (для урока русского языка)
Слайд 30
Задания первой части (для урока русского языка)
Слайд 31
Часть 3. Итоговые проверочные работы
Слайд 32
Слайд 33
Слайд 34
Слайд 35
Слайд 36
Слайд 37
Тетради диагностических тестовых работ серии «Контролируемые элементы содержания» Проверяем знания на основе КЭС Тетради диагностических тестовых работ из серии «Контролируемые элементы содержания (КЭС)» предназначены для мониторинга предметных достижений первоклассников по русскому языку,
Слайд 38
Тетради диагностических тестовых работ: Проверяем знания на основе КЭС Материалы тетрадей позволяют проверить знания школьников по основным темам курсов, а также проводить итоговый контроль. Задания разработаны на основе контролируемых элементов содержания, определенных Кодификатором планируемых результатов освоения основной образовательной программы для оценки индивидуальных
Слайд 39
Тетради диагностических тестовых работ: Проверяем знания на основе КЭС Модель построения рабочей тетради методических материалов • Поикаждой теме модулей «математика», «русский язык», «окружающий мир» определены по таблице кодификаторов контролируемые элементы и умения. • Коды проверяемых КЭС представлены в начале тестовых работ. • Составлено планирование с использованием КЭС и КПУ. • Подобраны задания по каждой теме.
Слайд 40
Проверяем знания на основе КЭС: составление календарнотематического планирования Есть ли связь между планированием уроков и контрольнооценочной деятельностью учителя? Безусловно! Поэтому при составлении тематического (календарно-тематического) планирования по предмету главным ориентиром для педагогов начальной школы должен стать «Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования для проведения процедур оценки учебных достижений обучающихся». Для начальной школы он разработан Московским центром качества образования (МЦКО). В кодификаторе по каждому предмету содержатся коды опорных (контролируемых) элементов содержания (КЭС) и коды требований к проверяемым умениям (действиям) (КПУ), достижение которых проверяется как итоговой контрольной работой в 4 классе, так и диагностическими работами всех уровней
Слайд 41
Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. 1. Читаю текст 2. Нахожу и подчеркиваю опасные места. 3. Объясняю или запоминаю их написание. 4. Пишу под диктовку 5. Проверяю. Орфографическое проговаривание Непроизвольное пользование правилами правописания при самостоятельном приведении примеров слов, составлении словосочетаний, предложений, текстов
Слайд 42
Слайд 43
Слайд 44
Слайд 45
Слайд 46
Слайд 47
Уважаемые коллеги! Приобрести пособия можно в магазинах вашего региона (список - на сайте http://idfedorov.ru), - в интернет-магазине издательства http://idfedorov.ru/catalog/ Издательский дом «Федоров»:
Слайд 48
Слайд 49
Слайд 50
Слайд 51
Слайд 52
Развитие. Уверенность. Успех
Слайд 53
Развитие. Уверенность. Успех
Слайд 54
Развитие. Уверенность. Успех
Слайд 55
Развитие. Уверенность. Успех

Полный текст материала Презентация к вебинару "Организация работы над текстом на уроках русского языка в начальной школе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Киричек Наталья Викторовна  Публикатор
25.10.2017 0 1162 179

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


Принимайте участие!
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0