Литературная игра "Мои звери" (по рассказам В.Л. Дурова); 2 класс


Цель: используя игровые технологии, приобщить учащихся к чтению рассказов В.Дурова о животных.

Задачи.

Развивающая:

  • развивать умение делать выводы, анализировать литературное произведение;
  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
  • развивать самоконтроль учащихся, произвольное внимание, память, мышление.

Воспитывающая:

  • воспитывать интерес к произведениям русской литературы; культуру поведения при групповой работе.

Обучающая:

  • активизировать знания учащихся о поведении животных в природе и в неволе; формировать умение давать оценку их поступков; совершенствовать навыки выразительного чтения.

Планируемые  результаты.  

  • Личностные: создать условия для поиска решения проблемы  при работе в группе; активно участвовать в совместном принятии решений.
  • Предметные: расширить знания учащихся о жизни и творчестве Владимира Дурова.
  • Метапредметные: уметь осуществлять информационный поиск; уметь сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; уметь сравнивать, анализировать, обобщать.

Форма проведения: групповая.

Оборудование: ЭОР информационного модуля, экспозиционный экран, персональный компьютер, мультимедийный проектор, конверты с карточками для групповой работы.

Подготовительная работа.

  1. Класс разбит на четыре группы сменного состава.
  2. Учащиеся получают задание: прочитать 5-6 произведений; подготовить дополнительный материал о творчестве В.Л.Дурова; придумать название команды, нарисовать эмблемы

(Названия: «Мои звери», «Уголок дедушки Дурова», «Любимые животные», «Театр зверей»)

  1. Сделать выставку рисунков «Уголок дедушки Дурова».
  2. Изготовить пазлы «В мире животных».

 Ход занятия.

 На доске записан эпиграф урока:

«Моя жизнь вся целиком прошла бок о бок с животными. Горе и  радость делил я с ними пополам…»  В. Дуров

  1. «Откроем театральный занавес». Слово об авторе книги.

Учитель:

- Литературная игра, посвященная творчеству В.Дурова, начинается с нашего знакомства с театром .

1- ый учащийся6

- Есть в Москве необыкновенный театр! И фойе, и зал, и сцена там обычные. Но выступают там не люди, а …звери. Этот театр создал заслуженный артист РСФСР,  Владимир Леонидович Дуров.

2 – ой учащийся:

- С ранних лет Володю тянуло к зверям, он мечтал о цирке. Мечта сбылась. Впервые на арене Дуров появился с козлом Василием Васильевичем, гусем Сократом и собакой Бишкой. Владимир Леонидович отказался от жестокой дрессуры, которая была очень распространена в это время. Дуров выходил на арену в ярком костюме клоуна. Зрители, особенно дети, полюбили его номера.

3- ий учащийся:

- В.Л.Дуров был ещё и учёным: изучал зверей, их повадки, нравы, поведение. Ведь только наблюдательный  и знающий человек сможет распознать в обычной свинье великую артистку.

4- ый учащийся:

- Мечта о театре зверей исполнилась, когда Дуров был уже хорошо известен. Животные, которые выступали с ним в театре, описаны в его книге «Мои звери». Ребята так полюбили эти рассказы, что ласково стали называть

Владимира Леонидовича «дедушка Дуров».

Учитель:

- У вас тоже была возможность познакомиться с литературным творчеством В. Дурова. Во время сегодняшней игры мы определим лучших читателей.

  1. Конкурс  «Доскажи словечко».

Задание.

Командам раздаются карточки с неполным названием произведений В. Дурова. Необходимо вставить недостающее слово, Капитан команды, которая быстрее всех выполнит задание, поднимает руку.

«Чушка - …»

финтифлюшка

«Хрюшка - …»

парашютист

«Пицци - …»

 водолаз

«Как Лео учил …»

 Ваську

«Вороны - …»

артистки

Конкурс «Внимательный читатель».

Учитель задаёт каждой команде по 2 вопроса. Если участники ответить не могут, то вопрос переходит к другой команде.

1 вопрос.  Где учился Дуров, когда был маленьким?

                 (В военной гимназии)

2 вопрос.  Каким вкусным лакомством  В. Дуров заманивал  Чушку?

                 (Мясо, хлеб с салом )

3 вопрос.  На чём отправилась в небо хрюшка- парашютистка?

                 (На воздушном шаре)

4 вопрос.  Кто из животных стоял у школьной доски и писал мелом?

                  (Слон Бэби)

5 вопрос.  Кто из четвероногих артистов приносил карточки с цифрами?

                  (Собака Бишка)

6 вопрос.  Какому животному Дуров придумал кличку Рукавица? 

                  (Ёжику)

7 вопрос.  Назовите любимый напиток шимпанзе Мимуса.

                   (Чай)

8 вопрос.   Кто из артистов театра воровал золотых рыбок?

                   (Морской лев Лео)

  1. Конкурс  «Зоологическая мозаика».

Условия. Заранее приготовлены пазлы «В мире животных» (картинки с изображением животных разрезаны на части).

Задачи. Необходимо собрать фрагменты в одно целое.

Правила. Побеждает та команда, которая быстрее всех соберет картинку.

(Представлены фотографии обезьяны, бурого медведя, енота и лисы)

Конкурс «Фразеологический зверинец».

Учитель:

- Закончите фразеологизмы (устойчивые выражения): подберите  подходящее по смыслу слово, характеризующее повадки животных.

Голоден как __________.            

(волк)

Нем как ________________  .           

(рыба)

Ползёшь как _____________.            

(черепаха)

Надулся как _____ _ на крупу.         

(мышь)

Как мокрая ______________.             

(курица)

Как __________   пятая нога.

(собаке)

Разбирается как_____ в апельсинах.

(свинья)

Болтлива как ____________. 

(сорока)

Изворотлив как ___________.

(уж)

                          

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Конкурс « Кто это?»

Задание. по кличкам узнать животное, о котором писал Дуров.

                         Жучка - …                       (собака)

                         Мишка - …                      (медведь)

                         Катушка - …                    (ёжик)

                         Запятайка - …                  (собака- такса)

                         Сурка - …                         (барсук)

                         Василий Васильевич - …(козёл)

  1.  Конкурс капитанов «Знатоки животных».

Задание.: каждая команда подобрала из энциклопедии по одному вопросу о животных.

1 вопрос. Когда ёжик не колется? (Когда только родился)

2 вопрос. Что означает у собаки хвост, поднятый вверх? (Хвост вниз – что- то не по себе, поджат - боюсь, дрожи-  интересно, ну а вверх - всё в порядке)

3 вопрос.  Где и как спать каждый выбирает по своему вкусу. Обычно, где живёшь, там и спишь. А как спит мартышка? (Мартышка спит, повиснув на хвосте)

4 вопрос.  Все знают, что медведь сосет лапу во сне, а почему он это делает?

(Старая кожа сходит)                       

  1. Конкурс «Герои – животные».

Задание. Участникам команды предлагают вспомнить литературные произведения,   героями которых были животные. Команда, которая назовёт больше произведений, и станет победителем конкурса.

(Л.Толстой «Лев и собачка», А. Куприн «Слон», К. Паустовский «Заячьи лапы», В. Бианки «Мышонок Пик», Е. Чарушин «Кабан», А. Чехов  «Каштанка», М. Пришвин «Лисичкин хлеб» и др.)

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель обращает внимание детей на эпиграф урока.

 - Как вы понимаете слова, записанные на доске?

 - Какое впечатление произвели на вас рассказы Дурова?

 - Каких животных вы увидели в московском Театре зверей? Кто запомнился?

-  О каком животном вам захотелось узнать побольше?

Подводятся итоги литературной игры. Команда победителей награждается грамотами и набором закладок с изображением животных. Отдельной грамотой награждается лучший капитан.


Полный текст материала Литературная игра "Мои звери" (по рассказам В.Л. Дурова); 2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ступникова Марина Сергеевна  stupnikova72
учитель начальных классов, МБОУ "Центр образования №19" г. Тулы
10.03.2016 0 913 102

Скачать материал с сайта


Смотрите похожие материалы


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0