Конспект урока окружающего мира "Чудо под ногами" по УМК "Перспектива"; 3 класс


Урок окружающего мира по теме «Чудо под ногами» был разработан на основе  рабочей программы перспективно – тематического планирования из раздела «Мир как дом», урок № 22, по данной теме  урок № 8, авторы учебника А.А.Плешаков и Новицкая М.Ю.  Цель и задачи данного урока состоят в том, чтобы способствовать углублению представлений детей о почве, как верхнем плодородном слое земли. Тип урока -  урок открытия новых знаний, используемый метод – технология деятельностного типа. Деятельностный метод – это метод, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе   собственной учебно-познавательной деятельности. Практическая часть позволяет каждому ребёнку включиться в процесс проведения опытов, наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Фиксировать индивидуальное затруднение. В коммуникативной форме учащиеся обдумывают проект будущих УД, то есть согласовывают тему урока, ставят цель, строят план достижения цели, выбирают способ, определяют средства. Этим процессом, конечно , руководила я с помощью подводящего диалога. Надеюсь, что в будущем мы перейдём к побуждающему диалогу, а далее к самостоятельной исследовательской деятельности . Выводы фиксировались вербально в языке и знаково. Дети выражали свои мысли с достаточной полнотой и точностью, адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач. Использование наглядности в виде раздаточного материала служило соблюдению и выполнению тифлопедагогических требований, а именно использование сохранных анализаторов при формировании ключевых компетенций в обучении.

Тема «Чудо под ногами»

Цели:

  1. Продолжить работу по углублению представлений о почве как верхнем плодородном слое земли;
  2. Развивать исследовательские навыки: мышление, наблюдательность, любознательность;
  3. Воспитывать  детей быть наблюдательными и бережливыми в дальнейшей жизни;
  4. Коррекция зрительно – пространственных действий, пространственной организации предметных действий и вербально – образного эквивалента окружающего пространства (понятий, обозначающие реальные предметы) в сознании ребёнка.

Планируемые результаты:

- учащиеся научаться определять  основные свойства почвы;

- в процессе опытов установят состав почвы;

- узнают о преобладающих почвах родного края;

- узнают о животных почвы.

Оборудование: карточки – опоры: (плоский  и шрифт Брайля)воздух, вода, перегной, гумус, песок, глина, соли, микробы, для опытов: прозрачные стаканы с водой, палочки, салфетки, лабораторное стекло, спиртовка, держатель (у учителя), коллекция почв.

  1. Мотивация к учебной деятельности. (1-2 мин)

Три клада у природы есть:

Вода, земля и воздух -  три её основы.

Какая бы ни грянула беда – все возродится снова.

Что мы уже изучили? (воду и воздух) – вешаю таблички на доску

А что будем изучать? Кто не догадался, послушайте и отгадайте загадку:

Меня ногами топчут,

Пашут, боронуют,

А я всё терплю,

И добром плачу.

Земля (табличка)

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (5-6мин)

Есть на свете чудесная кладовая. Положите в неё весной мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.

- Вы,  должно быть, догадались как она называется? (Земля)

- У слова «земля» несколько значений. Давайте посмотрим в словаре. Какое значение  слова нам пригодится? (почва)

- Где вы встречали почву?

-  Как выглядит почва?

- Каких животных почвы вы знаете? (Вешаем на доску сообщения)

Посмотрите на образцы почвы. Какого она цвета? Захотелось ли вам ещё что – то узнать о почве? Что именно нового мы узнали о воздухе и воде?

(воздух и вода  имеют свои свойства)

Давайте попробуем сформулировать тему урока и цель нашего урока.

Отгадайте загадки:

  1. Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. Песок

  1. Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу – она понадобится сразу. Глина

  1. Я и туча, и туман, я ручей и океан,

Я летаю и бегу и стеклянной быть могу.Вода

  1. Мы его не замечаем, мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем, ведь он нам необходим.Воздух 

Как вы думаете зачем мы вспомнили данные природные ископаемые?

  1. Выявление причины и места затруднения. 1-2 мин

Что будем изучать у почвы? Можем ли просто сделать какие - то выводы о составе почвы? Какое задание мы выполняли , чтобы определить свойства воды? (проводили опыты). Делаем вывод, чтобы узнать свойства и состав почвы необходимо провести ряд опытов. Что необходимо приготовить.

(спиртовка, стакан, палочка, держатель, тарелка, стекло)

Правила техники безопасности

  1. Построение проекта выхода из затруднения. 1 мин

- Напомните ещё раз цель нашей работы: изучить состав почвы.

Определяем последовательность  опытов, смотрим в рабочую тетрадь.

  1. Реализация построенного проекта. 10 мин

Опыт 1. Возьмём стакан с водой и бросим туда комочек сухой почвы. Что вы видите? (из почвы выходят пузырьки воздуха) какой вывод можно сделать?

В почве есть воздух.Размешиваем почву палочкой и отставим стакан в сторону. Продолжим изучение почвы.

Опыт 2. Я немного нагрею почву. В наклоненной пробирке появляются капельки воды. Что вы видите? (Пробирка становится влажной) Что доказывает опыт? 

В почве есть вода.

Опыт 3. Продолжаем нагревать почву. Что вы видите и чувствуете. Спросить незрячего ребёнка. (над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах)

Вывод – в почве есть перегной.

Это сгорает перегной или гумус, который образовался из остатков растений или животных, о которых вы говорили в начале урока. Из остатков мелких корешков, стеблей, листьев, частей насекомых, червей. Именно перегной придаёт тёмный цвет почве. А количеством перегноя в почве определяется её свойство. Какое? Кто знает? (плодородие) спросить незрячего ребёнка.

Опыт 4. Прокалённую почву, в которой весь перегной сгорел (она серого цвета), насыпаем в стакан с водой, размешиваем. Через некоторое время на дно осядут песок и глина. (для незрячего ребёнка в баночке дать песок и глину)

Что мы ещё раз доказали?

В почве есть песок и глина.

Опыт 5. Трубочкой берём капельку из стакана, где размешана почва. Помещаем на стекло, нагреваем стекло и что мы  видим?(вода испарилась, а на стекле остался белый налёт.) Что это такое? Кто знает? Это соли. Делаем вывод.В почве содержатся соли.

Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. А перегной образуется из остатков растений и животных, которые селятся в почве. А животные повышают плодородие почвы.Вот такой круговорот происходит в почве.

Итак, мы изучили состав почвы. Сделайте общий вывод. Запишите его в тетрадь.

Почва

воздух

 

вода

 

перегной

песок

глина

 

соли

 

микробы

Оцените свою работу (критерии  в рабочей тетради)

Физкультминутка.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 4- 5 мин

С.74 -75 рассмотрите рисунок, расскажите, кому из животных земля служит домом.(сообщения детей) Как вы думаете, как животные повышают плодородие почвы? (предположения детей)

С. 76 учебник самостоятельная работа с проговариванием в парах. Подтвердились ли ваши предположения.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталонам.

С.77 учебник.  Задания в рубрике «Атлас – определитель». Что произойдёт , если исчезнет почва? Как вы думаете все ли почвы одинаковы? А какие преобладают в Татарстане? Это задание на след. урок.

  1. Включение в систему знаний и повторения.

Обсудим. «Великан на поляне». Прочитайте текст в рубрике «Подумаем». Как вы ответите на вопрос в нём?

  1. Рефлексия.Выберите правильные ответы.
  1. К какой природе можно отнести почву?

А) к живой

Б) к неживой

В) неживая и живая природа в почве соединяются

2. из чего состоит почва?

А) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве

Б) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей

В) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве

3. Что растения получают из почвы?

А)перегной, песок, глину

Б)воздух, воду, соли

В)останки растений и животных

4. Что влияет на плодородие почвы?

А) наличие в почве перегноя

Б) наличие в почве воды

В) наличие в почве песка и глины

5. Благодаря чему перегной  превращается в соли, необходимые для питания растений?

А) благодаря животным , обитающим в почве

Б) благодаря воде и воздуху, содержащимся в почве

В) благодаря микробам, живущим в почве

Домашнее задание.Прочитать текст в учебнике на с. 74 – 77. Выполнить задания в рабочей тетради.

Использованная литература и ЭОР:

Дидактическое обеспечение:

  1. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. 3 класс. Учебник в 2-х частях. М.: Просвещение, 2012
  2. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для обучающихся образовательных учреждений в 2-х частях. М.: Просвещение, 2013

Полный текст материала Конспект урока окружающего мира "Чудо под ногами" по УМК "Перспектива"; 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ширыбырова Любовь Николаевна  Публикатор
учитель начальных классов, ГБОУ "Набережночелнинская школа № 75 для детей с ОВЗ"
14.04.2016 0 654 143

Скачать материал с сайта


Смотрите похожие материалы


Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0