Урок русского языка "Наблюдение за словоизменением имен существительных"; 4 класс


Данный урок – изучение нового материала. Предназначен для учеников 4 класса. УМК «Школа 2100», учебник «Русский язык», авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. 

В ходе урока ученики знакомятся с понятием «падеж», наблюдают за изменением окончаний существительных, учатся изменять слова по падежам в ходе самостоятельной поисково-практической деятельности.

Задачи урока

  • Образовательные: закрепить правописание некоторых словарных слов, вспомнить, повторить и систематизировать знания об имени существительном, формировать первичные представления об изменении существительных по падежам, умение изменять существительные по падежам;
  • Развивающая: развивать умение извлекать информацию из разных источников, преобразовывать информацию из одной формы в другую, наблюдательность, мышление, умение анализировать и делать выводы, высказывать свои предположения;
  • Воспитательная: воспитывать аккуратность, бережное отношение к своему зрению, интерес к уроку русского языка, познавательную активность, умение работать в группе и в паре сообща.

Фрагмент

  1. Приветствие

- Желаем успеха большого во всем и везде!!! Здравствуйте!!!

- Прочитайте высказывание, записанное на доске:

«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости»

- Как понимаете?

- Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в «сундучок», а когда нужно достаем и используем его. Сегодня на уроке нам как раз пригодятся знания, полученные ранее для того, чтобы освоить новые.

2.1. Беседа

- Посмотрите внимательно на доску, опираясь на знания, полученные на уроках окружающего мира, подумайте, что объединяет все эти объекты? (Наши помощники – органы чувств)

(язык, нос, рука, уши)

- Хорошо, а с точки зрения русского языка?

- А какого органа чувств не хватает? (глаз)

- А какую роль глаза играют в жизни человека? Конкретно, чем помогают нам на уроках русского языка?

- Девизом нашего сегодня урока будет: «Берегите зрение с молоду!»

- В русском языке сложено не мало пословиц, поговорок, крылатых фраз о глазах. Ведь именно пословицы и поговорки являются источниками народной мудрости. Я предлагаю вам поработать в группах, собрать пословицу и объяснить ее смысл.

РАБОТА В ГРУППАХ

  • Глаза боятся, а руки делают.
  • В чужом глазу и соринку увидишь, а в своем и бревна не заметишь.
  • С глаз долой, из сердца вон.
  • Глаза завидущие, руки загребущие.

2.2. Словарная работа

- О каком словарном слове идет речь подумайте и запишите словарные слова столбиком.

  • Памятник (картинка с изображением)
  • Алмаз  (ребус)
  • Десерт (сладкое блюдо, фрукты и т. п., подаваемые в конце обеда)
  • Ежевика

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви ее поди-ка:

Куст в колючках будто еж,

Вот и назван…….........(ежевика).

  • Жёлтый (определите цвет предмета – лимон, солнце, цыпленок)

- Проверьте, правильно ли вы записали словарные слова?

- Какое слово «лишнее»? Объясните.

- Какой части речи оставшиеся слова?

 

2.3. Кластер

- Давайте вспомним всё, что мы уже знаем об имени существительном (приложение 1).

 

- Посмотрите, один из сундучков закрыт. Сегодня на уроке мы узнаем что-то новое, неизвестное об имени существительном.  Что же нам предстоит узнать сегодня на уроке?

- Вернемся к словарным словам. Обведите первые буквы словарных слов, какое слово получилось? (падеж)

- Знакомо ли вам это слово, как оно может быть связано с именами существительными?

- Что еще предстоит выяснить сегодня на уроке?

- Тема нашего урока сегодня: «Падеж. Изменение существительных по падежам»

- Что узнаем на уроке?

4.1. Наблюдение за словоизменением имен существительных

- Предлагаю вам поработать в группе и понаблюдать за выделенными именами существительными в тексте.

   Человек воспринимает информацию об окружающем мире глазами. Мы недостаточно ценим свои глаза. Находятся глаза во впадинах черепа – глазницах. Радужная оболочка придает цвет глазам. Считается, что по цвету глаз можно определить характер человека. Люди с зелеными глазами приятны в общении, они нежны и преданны, стабильны, общительны. Это хорошие и добрые друзья.

   Вокруг глаз располагаются ресницы, которые защищают от ветра, пыли и яркого света.

   О глазах в русском языке сложено не мало пословиц и поговорок.

- Прочитайте выделенные слова? Какое по вашему мнению является «лишним» и почему? Какое из слов стоит в начальной форме?

- Дополните запись выделенными словами из текста, запишите к ним вопрос.

Воспринимает (чем?)  ________ глазами

По цвету (…….) _________ глаз

Придает цвет (…) _________ глазам

Люди с (….) __________  с глазами

Не мало пословиц о (……) ______  о глазах

- Посмотрите внимательно на данные слова, что же происходит?

- Выделим основу и окончание. Что же меняется основа или окончание?

- В зависимости от чего существительные меняют свои окончания? (в зависимости от вопроса)

- Как называется такое изменение имен существительных?

- Такое изменение называется изменением по падежам.

ОТКРЫВАЕТСЯ ОПОРНАЯ ТАБЛИЦА:

Изменяются по падежам

Служит для связи слов в предложении

В русском языке 6 падежей

У каждого падежа свои вопросы

- Прочитайте несколько советов.

  • Нужно умываться чистой вода, тщательно промывая веки.
  • Если тебе в глаз попало инородное тело, потри его грязной рука и всё пройдет.
  • Читая, не подноси книга близко к глазам.

- Какие ошибки вы заметили?

- Почему же существительные меняют свои окончания?

- Какой из этих советов является неправильным?

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

- Вернемся еще раз к предыдущему тексту.

- За каким изменением имен существительных мы наблюдали? (за изменением по падежам)

- В зависимости от чего существительные меняют свои окончания?

- Для чего это необходимо нам знать?

- Проверим наши выводы с выводами авторов учебника (стр.85 упр. 118)

- А вот и он Малыш-падеж.

4.2. Знакомство с падежами (грамматическая сказка)

- Я расскажу вам сказку про названия падежей, а вы мне в этом поможете.

   Он еще не родился, а родители уже думали, какое имя ему дать и решили назвать ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ.  Он очень любил задавать вопросы: Кто? Что? Родился – стал РОДИТЕЛЬНЫМ, спрашивал Кого? Чего?. Пока он был малышом, всё что бы не захотел ему давали, за это его назвали – ДАТЕЛЬНЫМ. Теперь его интересовало Кому? Чему? Но малыш-падеж был и большим озорником, за всякие проделки его винили, стал он называться – ВИНИТЕЛЬНЫМ и возмущался Кого? Что? Вскоре он подрос, стал творить добрые дела и называться стал ТВОРИТЕЛЬНЫМ и любил интересоваться Кем? Чем? Взрослым стал предлагать свою помощь, о нем заговорили и называли теперь ПРЕДЛОЖНЫМ, а он в свою очередь стал думать О ком? О чем?

- Посмотрите, сколько же падежей в русском языке? (6)

- Повторим их еще раз.

- У каждого падежа есть свои падежные вопросы. Как вы думаете, почему их именно по два?

4.3. Игра «Я начну, а ты продолжи…»

У: именительный

Уч: кто? Что?

У: дательный

Уч: кому? Чему?


Полный текст материала Урок русского языка "Наблюдение за словоизменением имен существительных"; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Новикова Татьяна Владимировна  Публикатор
учитель начальных классов, МБОУ "Лицей №1 Брянского района"
25.09.2015 0 1939 307
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0