План-конспект мотивационного занятия для педагогов

План-конспект мотивационного занятия для педагогов

Цель: открытие, приведение в действие и автоматизация позитивного мироощущения у педагогов.

Задачи:

  • создать мотивацию к расширению знаний о сознательном оптимизме;
  • закрепить чувство уверенности в своих силах и самоценности;
  • активизировать способность к конструктивному восприятию любых жизненных обстоятельств;
  • смоделировать ситуации для самостоятельного нахождения и использования  резервов положительных реакций и приёмов саморегуляции эмоциональных состояний.

Продолжительность: 40-45 мин.

Категория участников: педагоги.

Количество участников: 12-14 человек.

Место проведения: кабинет с расставленными для работы в группах стульями.

Необходимые ресурсы: проектор, компьютер, необходимый материал для создания и демонстрации «дерева жизненных событий», презентация, мультфильм «Барашек и Кролень», цитаты об оптимизме, памятки, шоколадные конфеты разных геометрических форм, прозрачная чаша, бумажные звездочки, ручки и бумага.

Ожидаемый результат:

  • расширение знаний о феномене сознательного оптимизма;
  • закрепление желания для овладения позитивными способами реагирования;
  • повышение коллективной сплоченности коллектива.

Форма проведения: мотивационное занятие.

Приёмы и методы работы:

  • психогимнастические упражнения;
  • работа в малых группах;
  • упражнения тренингового характера;
  • мини-лекция;
  • работа с притчей и видео-материалом;
  • дискуссия;
  • шоколадотерапия;
  • вручение памяток.

План проведения занятия:

 1. Организационная часть (5-7 мин.):

- приветствие участников занятия;

- «погружение» в тему занятия  по средством  притчи;

- психогимнастика, позволяющая расслабиться, сбросить напряжение и настроиться на восприятие предлагаемой информации.

           2. Основная часть – информационно-содержательная (28-30 мин.):

  • понятие позитивного мышления;
  • особенности позитивно-реалистического мировосприятия;
  • упражнение в группах «Позитивный перефраз»;
  • понятие сознательного оптимизма;
  • упражнение «Три волшебных вопроса» для анализа выбранной группой ситуации;
  • создание «дерева жизненных событий» с целью демонстрации целостности и гармоничности всего происходящего;
  • демонстрация и обсуждение мультфильма «Барашек и Кролень», подтверждающего силу сознательного оптимизма;

          3. Заключительная часть (7-8 мин.):

  • шоколадотерапия с целью раскрытия резервов положительных эмоций;
  • рефлексия;
  • вручение памяток «Сознательный оптимизм – основа формирования позитивного мышления».

Ход занятия:

(слайд 1)

1. Организационная часть (5-7 мин.)

- Добрый день, уважаемые педагоги! Рада снова приветствовать вас!

- Мы – педагоги часто в своей работе используем обращение к образам, чтобы полнее и ярче передать необходимую нам информацию. Сегодня я бы  хотела начать нашу встречу с небольшой Китайской притчи.

(слайд 2)

(притча «Осёл и колодец» об отношении к обстоятельствам)

Однажды в колодец упал осёл и стал жалобно кричать, зовя на помощь. На крики прибежал хозяин и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.

Рассуждения хозяина были о том, что тот осел  уже старый, и ему недолго осталось, и он все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже почти высох, и он уже давно планировал засыпать его и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыпать старый колодец, да и ослика заодно закопать.

Он попросил о помощи соседей, которые дружно взялись за лопаты и начали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял что к чему, и принялся кричать еще громче и жалобнее!

Однако, скоро ослик замолк. Хозяин заглянул в колодец и увидел, что каждый кусок земли, который попадал на спину ослика, тот стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению окружающих, ослик оказался наверху и смог выбраться из колодца!

- Знакомая история? О чём она?

- Совершенно верно, - о конструктивном переживании трудностей и проблем.

- Конечно, в нашей жизни тоже бывают сложности, в том числе связанные и с профессиональной деятельностью. И каждый раз, когда к нам летит очередной ком, стоит напомнить себе, что мы в силах стряхнуть его и именно благодаря этому, подняться немного выше в своём личностном развитии.

(слайд 3)

- Сегодня мы поговорим о том, что такое сознательный оптимизм и познакомимся с некоторыми приёмами позитивного мышления.

(слайд 4)

- А прямо сейчас предлагаю улучшить своё настроение, для этого нам необходимо встать.(Комплекс психогимнастических упражнений дляподнятия настроения).

  1. Есть мнение, что негативные эмоции «живут» на шее ниже затылка и на плечах. Предлагаю сейчас от них избавиться! Сложите руки  в «замок» за спиной. Напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте накопившееся напряжение с кистей.
  2. Теперь сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните кисти. Во время потягивания в организме увеличивается количество эндорфина – «гормона счастья».
  3. А сейчас улыбнитесь, пожалуйста! Зафиксируйте улыбку на лице на 10-15 секунд. При улыбке расслабляется гораздо больше мышц, чем при обычном положении. Почувствуйте благодать, которая расходится по всему телу!

- Настроение улучшилось? Замечательно! Присаживайтесь!

2. Основная часть – информационно-содержательная (28-30 мин.):

- Что же такое позитивное мышление?

(слайд 5)

- В 1905 году английским психологом Уильямом Джемсом было сделано уникальное открытие о том, что волевая смена психологической установки оказывает влияние на жизненные обстоятельства человека.

Воздействуя на ход нашей жизни как МАГНИТ, мы сами можем притягивать как позитивные, так и негативные события и ситуации. Притяжение это тем сильнее, чем больший эмоциональный заряд несут эти мысли.

- Говорим мы о позитивно-реалистичном восприятии.

Люди с самой стойкой (и неадекватной) позитивной установкой - это лудоманы: игроки, подсевшие, напаример, на игровые автоматы. Они полностью уверены, что им обязательно должно повезти, и с этой мыслью «просаживают» последние деньги.

Позитив человек-ребенка часто основан на плохой информированности и слепой вере, у взрослого человека позитивное мировосприятие - реалистично.

Разумный человек реально видит возможные трудности и препятствия будущего дела, свои слабые стороны и проблемные особенности тех, с кем ему предстоит взаимодействовать. Но еще в большей степени он обращает внимание на свои сильные стороны и умеет разглядеть их в окружающих, найти ресурсы и резервы, вселяя веру в успех и победу.

(слайд 6)

Позитивно настроенный взрослый человек (а нам с вами, наверное, необходимо быть такими и для себя, и для окружающих нас детей):

• Знакомясь с новыми фактами и новыми данными, применяет схему "Плюс-Минус-Интересно".

• Критикуя, анализирует по принципу "Плюс-Минус-Плюс".

• Самонастраиваясь, вдохновляется идеей: "Будь готов к худшему, но настраивай себя на лучшее".

(слайд 7)

Руководствуясь позитивным восприятием, человек концентрируется на:

достоинствах, а не недостатках;

победах, успехах и жизненном опыте, а не ошибках и промахах;

целях и задачах, а не проблемах;

возможностях, а не препятствиях;

своих желаниях и ресурсах, а не нуждах и потребностях.

- Кажется, что это простая игра слов, но за этим и стоит переосмысление ситуации.

(Упражнение «Позитивный перефраз»)

- Давайте потренируемся! Я предлагаю вам выражение, а вы стараетесь перефразировать его в позитивном ключе.

(слайд 8)

МЫСЛИМ

ПОЗИТИВНО

1. Мы против загрязнения окружающей среды.

1. Мы за чистый и свежий воздух.

2. Ничего хорошего!

2. Пока готовится «почва»… Я работаю над решением этого вопроса!

3. Валюсь с ног! Нет сил!

3. Какой насыщенный событиями и встречами дел.

(слайд 9)

- Те, кто считает себя счастливым, успешным, уверенным, эффективным, находятся в более выигрышном положении по сравнению с теми, кто ожидает неприятностей, боится жизни, и как ни парадоксально, именно последних и находят беды и трудности. Можно сказать, что люди, ждущие неприятностей, сами их к себе притягивают, срабатывает психологический механизм «самореализующегося пророчества».

- Естественно, что жизнь не может быть идеальной, а значит, - мы должны воспринимать её адекватно, это поможет  избежать стресса и жить в согласии с собой.

(слайд 10)

- О людях, с надеждой, верой и улыбкой шагающих по жизни говорят, что они оптимисты.

- Понятие сознательного оптимизма введено американским психологом, основоположником позитивной психологии Мартином Селигманом. Своё открытие он сделал, исследуя когнетивные составляющие нашего поведения; ему удалось продемонстрировать связь между стилем мышления, который мы выбираем – оптимистический или пессимистический, и успешностью в профессиональной деятельности. Особенно впечатляющими оказались результаты экспериментов со страховыми агентами: оптимисты не только продавали больше страховых свидетельств, но и значительно реже меняли работу.

- Наверняка, у многих из вас промелькнула мысль, что всё это мы знаем, но всё равно не получается с оптимизмом реагировать на происходящее вокруг. Как же быть?

- Овладевать позитивным мышлением!

Позитивное мышление развивается и совершенствуется, как и любой другой навык. Просто начните делать, привыкая к новому образу жизни, и результаты не замедлят себя ждать.

Идея позитивного мышления заключается не в том, чтобы НЕ ЗАМЕЧАТЬ НЕГАТИВА. Позитивное мышление в том, чтобы научиться сознательно изменять отношение к сложившейся ситуации. А чтобы что-то сделать реально, не стоит составлять списки того, чего у нас нет, надо быстро сориентироваться, чем мы владеем, каковы наши ресурсы.

(слайд 11)

- Одним из действенных приёмов сознательного оптимизма для разбора и анализа любой жизненной ситуации является прпименение «Трёх «волшебных» вопросов»:

1. Что в случившемся есть хорошего?

2. Чему я смогу научиться?

3. Как  могу исправить ситуацию с наименьшими потерями для себя?

(Работа в группах по анализу любой предложенной участниками ситуации и обсуждение)

(слайд 12)

– Согласитесь, нашу жизнь можно представить в виде дерева?

                      («Создание дерева жизненных событий»)

-  Корни – это ценности, заложенные родителями.

-  Ствол и ветви – наши собственный личностный путь развития.

- Плоды и листва – обстоятельства, ситуации, наши решения и результаты. Настолько крона пышная и радующая глаз, насколько позитивно и конструктивно наше восприятие жизненных моментов.

- Каждое событие отражается в нас особыми эмоциями. Есть события, которые дарят радость, восторг, восхищение. Например, какие?

(после ответов прикрепляем крупные оранжевые розы к дереву – 7 шт.)

- Есть события повседневные, обыденные, на первый взгляд. Какие, например?

(после ответов прикрепляем небольшие бежевые розы к дереву – 5 шт.)

- Есть ситуации или встречи, вызывающие тревогу или сомнения.

Например, какие?

(после ответов прикрепляем небольшие светлые розы к дереву – 5 шт.)

- А есть такие, что вызывают отрицательные эмоции и переживания.

(прикрепляем 3 небольших коричневых розы).

- Посмотрите, пожалуйста, какой красивой получилась крона нашего дерева жизни. О чем это говорит?

- Верно! О полноте, целостности, гармонии и закономерности событий в нашей жизни. Обладая информацией о сознательном оптимизме, любое событие нашей жизни можно воспринимать как НЕОБХОДИМОЕ нам для раскрытия способностей, резервов и ресурсов, а значит для развития, роста и совершенствования.

- Необходимо научиться принимать жизнь, в том числе и переживания, как невыразимо ценный подарок. На этом построены многие философские и религиозные традиции. У евреев есть такая притча: «Когда еврей ломает ногу, радуется, что не сломал обе ноги, когда ломает обе – благодарит за то, что не повредил шею, когда ломает шею – благодарит за то, что остался жив».

(слайд 13)

- Римский философ Боэций сказал: «Удачи вводят нас в заблуждение, невзгоды нас учат». Сталкиваясь с трудностями, мы можем найти некоторое утешение в самом факте того, что проходим через этот опыт  только потому, что живы. К тому же наличие трудностей дает нам возможность острее чувствовать и осознавать те радостные моменты, которые преподносит нам жизнь.

- В каждом из нас есть ресурсы прожить свою жизнь полно, благодарно принимая любые обстоятельства как часть яркой природы человеческого существования.

6. – И для подтверждения наших рассуждений предлагаю посмотреть небольшой отрывок из мультфильма «Кролень». Внимание на экран!

(демонстрация мультфильма)

3. Заключительная часть (7-8 мин.):

(слайд 14)

 Шоколадотерапия.

- Напоследок ещё немного позитива: вы любите сладкое? А когда вас угощают конфетами, вы обычно берёте ту, которая «на вас смотрит», или не так?

На первый взгляд кажется, что на ваш выбор ничто не влияет, но психологи утверждают, что мы отдаем предпочтение тем или иным формам конфет в зависимости от особенностей своего характера. Я предлагаю вам пройти тест «Узнай о себе, выбрав конфету!»

(Угощение участников конфетами «Ассорти»)

(слайд 15)

У тех, кто выбрал квадратную форму конфет, в жизни всё находится под контролем, двигаясь вперед, они часто лишают себя маленьких радостных сюрпризов.

Выбор прямоугольной формы конфеты говорит о том, что у человека хорошо получается играть роль «жилетки», в которую плачутся его друзья. Если кто-то обращается к нему за помощью, он отвлекается, не раздумывая, но при этом забывает уделять достаточно времени своим собственным нуждам.

На кого «смотрела» ромбовидная форма конфет, тот принимает важные решения в одиночку, чтобы потом ни с кем не делить радость от успеха и побед, он выбирает друзей достаточно осторожно, а уж любимого человека тем более.

Кому понравилась круглая форма конфет – те находятся в полной гармонии со своим внутренним миром, и как следствие  - и с внешним. Эти люди любят быть в центре внимания, у них хорошо развита интуиция.

Те, кто был очарован конфетой овальной формы,  легко находят общий язык с малознакомыми людьми, их общительности можно только позавидовать.

- Один из принципов достижения высоких результатов в овладении позитивным мышлением состоит в усвоении хороших привычек и доведении их до автоматизма. Весь секрет в часто повторяемых определенных действиях. Попробуйте посадить себя на «позитивную диету»: целую неделю все негативные мысли переводите в позитивные с помощью «3 волшебных вопросов». Начните действовать прямо сейчас!

- Наша психика так устроена, что завтра вы вспомните не более 50 % того, о чем узнали сегодня. Послезавтра эта цифра снизится до 15 %. Поэтому давайте начнём прямо сейчас! (слайд 16)

- Сейчас хочется узнать ваше мнение о нашей встрече.

У вас на столах есть звездочки.

  1. Если вам было интересно и вы узнали что-то новое для себя, то опустите в чашу звездочку зеленого цвета.
  2. Если вам захотелось узнать об услышанном ещё больше, то цвет вашей звездочки оранжевый.
  3. Если вам было просто приятно находиться здесь, но всё было знакомо, выберите звездочку красного цвета.

- СПАСИБО за искренность! А сейчас кто-то желает высказаться?

- На этом наша встреча завершается. Спасибо большое за активную работу! (вручение памяток «Сознательный оптимизм – основа формирования позитивного мышления»).


Полный текст материала План-конспект мотивационного занятия для педагогов смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Колкова Елена Алексеевна  Публикатор
педагог-психолог, МБОУ школа №1 г. Кулебаки
17.01.2016 0 2798 663
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0