Психолого-педагогическое сопровождение разрешения конфликтной ситуации в 3 классе


Первичное обращение к психологу Желнерович А.В.

Администратор корпуса начального образования  в присутствии классного руководителя 3 класса Учителя 1сообщила о произошедшей конфликтной ситуации между учащимися  Учеником 1 и Ученицей 2.   В отношении Ученицы 2 Учеником 1 были совершены действия физического агрессивного характера.

Администратор корпуса начального образования  просит провести анализ межличностных отношений в классе. Предлагает провести групповое занятие с психологом с целью выявления особенностей класса, раскрытия причин возникновения конфликтных ситуаций.

Дополнительный сбор информации психологом с целью выработки стратегии работы по данной конфликтной ситуации.

Консультация (1). В беседе с Учителем 1 психолог уточняет особенности взаимоотношений участников конфликта с другими учащимися. Классный руководитель  Учитель 1 отмечает поведение Ученика 1 как часто нарушающее социальные нормы и школьные правила; взаимоотношения Ученицы 2 с одноклассниками не стабильные, были и конфликтные, но не нарушающие норм поведения.

Дополнительные встречи с родителями учащихся. Выявление негативных факторов. Ожидания родителей.

В индивидуальной беседе с психологом Администратор корпуса начального образования  отмечает обеспокоенность родителей Ученика 1. сложившимся отношением учителя к их сыну. Родители Ученика 1 отмечают предвзятость отношения к ученику со стороны учителя, транслируемое на коллектив класса.

Администратор корпуса начального образования  отмечает смещение конфликтной ситуации с непосредственных участников  (Ученика 1 и Ученицы 2) на их родителей и классного руководителя Учителя 1.

Родители Ученицы 2, в свою очередь, обеспокоенны нахождением их дочери в одном классе с учащимся, представляющем опасность (по их мнению), и требуют перевести Ученика 1 в другой класс. 

Планируемы психологом мероприятия:

  • групповое занятие с классом с целью изучения характера межличностных отношений среди одноклассников;
  • наблюдение учащихся в учебной деятельности на уроке классного руководителя;
  • консультации с классным руководителем;
  • беседы и занятия с учащимися класса в малых группах с участием    Ученика 1  с целью изучения особенностей взаимодействия с одноклассниками;
  • взаимодействие с родителями участников конфликтной ситуации;
  • взаимодействие с администрацией корпуса начального образования

Консультация (2). Беседа психолога с Учителем 1.

Темы, обсуждаемые на консультации: мнение классного руководителя Учителя 1 о произошедшем конфликте; особенности взаимодействия Учителя1 и Ученика 1, особенности отношения Учителя1 к ученикам, к их статусу в школе; отношение к своему статусу в педагогическом коллективе; особенности поведения Учителя 1 в других конфликтных ситуациях.

В беседе с классным руководителем Учителем 1психолог также озвучивает планируемые мероприятия с классом (наблюдение, групповое занятие).

Наблюдение. Присутствие психолога на уроке математики в классе.

На уроке соблюдалась дисциплина, требования учителя по различным организационным моментам учениками выполнялись, темп работы среди учеников соблюдался на протяжении всего урока. Беседы среди одноклассников (с участием Ученика 1.) во время урока велись только в контексте выполнения учебных навыков. Успеваемость Ученика1 хорошая, на уроке Ученик 1 был активен, поднимал руку, стремился выполнить задания с положительной оценкой.

Консультация (3). Беседа психолога с Учителем 1.

Темы, обсуждаемые на консультации: результаты наблюдения психологом учебной деятельности; выявление положительных сторон взаимодействий между учащимися во время урока; поиск ресурсов для восстановления и эмоциональной поддержки педагога Учителя 1 в конфликтных ситуациях и вне конфликтных ситуаций; поиск алгоритма реагирования на проблемную ситуацию среди учащихся.

Групповое занятие психолога с учащимися класса.

Цель: изучение характера межличностных отношений в классе.

Задачи: выявление положительных личностных  качеств членов команд, сформированных из учащихся; выполнение общей задачи коллективом команды; выявление социометрических характеристик класса.

Групповое занятие включало в себя несколько этапов: 1 этап – озвучивание идеи, формирование команд (3 команды);2 этап – работа в командах по 7-8 человек, выполнение задания в парах и общего командного задания; 3этап – демонстрация результатов работы по малым группам, выполнение общего задания для всех участников.

Идея занятия  - морское путешествие. Участники были поделены на 3 команды. Каждый ученик получил фуражку моряка, на которой написал собственное имя (каждый мог сделать это столь красиво, как ему этого захотелось). Далее фуражка с именем отдавалась соседу по команде, на которой уже сосед писал самое лучшее качество обладателя имени. Так каждый писал про другого участника о его хорошем личностном качестве. Далее команды получали шлюпки, на которые наклеивали фуражки, и разрисовывали шлюпки по собственному усмотрению. Каждая команда по собственной инициативе назвала свою шлюпку.

1. Лодка друзей. 

2. Барбарики.

3. Победа за нами.

Каждая команда продемонстрировала свою шлюпку другим участникам.

1. Лодка друзей.

2. Барбарики.

3. Победа с нами.

В завершении шлюпки команд соединялись на общем корабле. Дети сами изображали части общего корабля  - мачты с парусом, нос, корму, борта со шлюпками и т.п.

Занятие завершилось обсуждением понравившихся моментов.

Итоги занятия:

  • психологом были отмечены социометрические характеристики класса (лидеры и аутсайдеры), непопулярные ученики класса не являются участниками конфликта, а участники конфликта (рассматриваемого в данном классе) Ученик 1 и Ученица 2 не выполняют роли отверженных учащихся в коллективе класса;
  • ученики (мальчики) активно сотрудничают, договариваются, принимают мнение другой стороны в коллективной работе друг с другом; ученицам класса сложнее договориться друг с другом из-за борьбы за лидерство в команде (в малой группе);
  • учащиеся активно откликаются на совместную работу друг с другом, следуют поставленной задаче;
  • основной ценностью занятия для большинства является коллективное действие, работа над общей идеей;
  • желающие отделится в начале занятия (дети не готовые к переменам, негативно реагирующие на изменения) в дальнейшем активно включились в работу своих команд; аутсайдеры класса участвовали в работе своих команд на равне с остальными;  
  • в течение занятия наблюдалось проявление вербальной агрессии нескольких учащихся по отношению к аутсайдерам, однако, не поддерживаемая остальными, и не переходящая в физическую агрессию; при постановке конкретных задач по ходу занятия зачинщикам травли проявления вербальной агрессии снижались; участники конфликта не являются зачинщиками агрессии;

Консультация (4) Беседа психолога с Учителем 1.

Краткое обсуждение результатов группового занятия с классом. Обсуждение поведения Ученика1 в течение учебного дня, учебные навыки, успеваемость по предметам. Учитель1 отмечает спокойствие ученика на протяжении 3х уроков и переменах, однако, к 4-му уроку внимание снизилось, поведение ученика не отмечалось спокойствием. Успеваемость по предметам хорошая, однако, учитель Учитель 1 отмечает однотипность ошибок по русскому языку. Рекомендовано: беседа с родителями по теме отработки конкретных учебных навыков, внимание на определенные правила. Для развития коммуникативных навыков ученику рекомендовано посещение занятий с психологом.

Рекомендации: ведение дневника поведения Ученика 1 с акцентом на положительные действия, совершенные учеником в течение учебного дня.

Дальнейшие встречи с педагогом Учитель1  проходили с частотой 2 раза в неделю.

Обсуждение ведения дневника поведения; уточнение тематики дневника наблюдения - акцентирование внимания учителя на положительных качествах ученика Ученик 1 (учебная успеваемость, дружеские отношения с одноклассниками, характер поведения в дружеских отношениях, отсутствие продолжения конфликта с ученицей Ученик 2), признание авторитета учителя и др.), возможности учителя по предотвращению конфликтных ситуаций среди учащихся или несоответствующих социальным, школьным нормам поведения.

Ученик 1 посещал групповые занятия психологического кружка организованные педагогом-психологом в числе других учащихся 3х классов (малая группа, 5 чел). Занятия были направлены на развитие эмпатии, коммуникативных навыков, навыков сотрудничества. 

Рекомендации

Продолжение ведения классным руководителем Учителем 1 дневника наблюдения за поведением Ученика 1в течение учебного дня; ведение дневника поведения самим Учеником 1 совместно с психологом; развитие коммуникативных навыков Ученика 1 в малых группах психологического кружка.

Итоги психолого-педагогического сопровождения.

  • разрешение конфликтной ситуации среди учащихся вследствие взаимодействия во внутришкольной деятельности;
  • снижение напряжения во взаимоотношениях родителей учащихся Ученика 1 и Ученицы 2, вовлеченных в конфликт, вследствие организованного открытого активного взаимодействия друг с другом, с администрацией, с классным руководителем, с педагогом-психологом, вследствие открытости проводимых мероприятий по урегулированию конфликта;
  • выявление необходимости поиска психологических ресурсов руководителя класса Учителя 1по причине эмоционального выгорания;
  • предложен дополнительный стимулирующий инструмент – ведение дневника положительного поведения – для положительного конструктивного взаимодействия Учителя 1 с учащимся Учеником 1.
  • привлечение к профилактическим мероприятиям учащегося Ученика1. педагогом-психологом для дальнейшего развития навыков коммуникации, эмпатии. 

Полный текст материала Психолого-педагогическое сопровождение разрешения конфликтной ситуации в 3 классе смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Желнерович Анастасия Витальевна  Публикатор
педагог-психолог, ГБОУ Лицей №1560
25.04.2016 0 1294 153
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0