Елена Нко, 30.11.2016 466 1

Да черт с ней, с педагогикой! Ребенок страдает. Статья о том, надо ли учить ребенка из-под палки?


Кажется, не о чем и говорить: нет, из-под палки учить не надо. Но все не так просто. Есть вещи, которые каждый ребенок обязан освоить, в той или иной мере на него давить, видимо, все же придется. Так ли?


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал

Ребенок должен расти свободным!

Это сейчас модно: декларировать, что ребенок САМ выбирает, чем заниматься. Правильный ли это подход? Не думаю. Ребенок не всегда в состоянии оценить, какие знания и умения ему потребуются в дальнейшем.

Сладкие слова: «Ребенок сам проявит желание проситься на горшок» написаны, наверное, старым холостяком, который и кошки в доме не держит. Кричать, ругать — нет, не надо, а поощрять, стимулировать — стоит. И не только в области личной гигиены, но и в освоении знаний, развитии новых навыков. Короче говоря, направлять ребенка — непременно, ругать, если не получается — неэффективно, давить — не лучший метод.

Когда стоит чего-то добиваться?

Есть какой-то минимум, необходимый ребенку для социализации и дальнейшего развития. Мягко, но непреклонно, нужно направлять его на нужный путь. Не посмотреть сериал, а посидеть с ребенком над заданием по математике. Отбросить желание поваляться в постели в выходной — и выбежать вместе с маленьким хлюпиком на утреннюю разминку…

Не стесняться рассказывать, что вам тоже в детстве что-то не давалось, пусть ребенок поймет: работая над собой, достигаешь многого. Главное — не перестараться. Ежедневные рассказы, как папа, сын пастуха, стал профессором, потому что был упорным и работящим, скоро начнут оказывать обратное воздействие (ребенок обязательно подумает: «У-у, павлин распустил перья! Сто раз слышал про деревню и семь километров до школы — надоело!»).

Есть обязательная школьная программа, которую ребенок обязан освоить. А он ужасно не любит физику или литературу. Скажите честно, что в детстве вам тоже что-то не нравилось, но изучение этого предмета необходимо, чтобы получить аттестат зрелости и потом выбирать занятие по душе.

Добиваться ли отличных оценок? А зачем? Будущему языковеду вовсе не нужно разбираться в синусах и котангенсах, потенциальному химику — уметь прекрасно чертить, будущей воспитательнице детсада — пользоваться правилом буравчика. Какие-то предметы — на «удовлетворительно», какие-то — на «отлично». Пока не выбрал, чем займется, можно все на уровне «хорошо».

Дополнительные занятия…

Каждой маме, бабушке, каждому отцу или деду хочется дать ребенку как можно больше. Но нередки случаи, когда стремление обучать наталкивается на явное или скрытое сопротивление.

…Автор этой статьи в детстве разрезал себе пальцы, чтобы не пойти на урок фортепиано. Не сработались с педагогом, а мама-учительница считала, что перевести к другому — непедагогично. Да черт с ней, с педагогикой! Ваш ребенок страдает, и в ваших силах его от этого избавить…

Не хочет играть фуги Баха. А почему? Композитор не нравится? Учитель навязал программу, не спросив ученика? Педагог на уроках говорит ребенку, что тот — бездарь? Поговорите со своим чадом, и если категорически не хочет продолжать учебу в музшколе — пусть оставит ее, а не приходит со счастливым лицом: училка заболела, случайно упал — и скрипка сломалась, загнал под палец занозу — играть теперь больно…

Не желает выбегать на утреннюю разминку? Ласково, по-доброму выясните причину. Может, девочка стесняется полноты — и пробежки стоит перенести на вечер? Может, предпочитает иной вид нагрузок – бассейн, тренажерный — зал, метание дротиков? Если видите, что ребенку плохо от занятий, спрячьте свои родительские амбиции в дальний ящик и попытайтесь найти то, что ему по душе: иностранные языки, танцы, изостудия, кружок кройки и шитья…

Наверное, вы встречали парикмахеров, которых родители погнали в ВУЗ, а через несколько лет те забросили ненавистную работу и ушли туда, куда хотелось? Журналистов, окончивших политех, но при первой же возможности удравших на работу в газету, хоть машинистками? Портних с дипломом пединститута? Короче, людей, потративших несколько лет своей жизни на удовлетворение родительских амбиций?

Хотите ли вы такой судьбы для своего ребенка? Нет? Тогда давайте не рассказывать ему бесконечно про девочку Таню, которая на «отлично» окончила восьмой класс и музшколу, про мальчика Игоря, который в пятнадцать лет уже имеет первый разряд по легкой атлетике, про внуков подруги, бегло беседующих между собой по-французски… Приглядитесь к собственному ребенку: чем он любит заниматься? Целыми днями читает книги и ничем больше не интересуется? Может, он что-то пишет, втихаря от вас и его стоит отвести в литературный кружок? Душу готов отдать за возможность посидеть за швейной машинкой, а еще и мальчик? Не будущий ли модельер у вас растет? Все бы ему с друзьями по улице бегать и командовать? Не записать ли дитя в школу лидеров или юных ораторов? Посоветуйтесь, расспросите. Не сразу, но откроет ребенок свои мечты — и тогда можно будет вместе подумать, как их реализовать.

Постоянное давление — «мы лучше знаем, что надо», жесткое руководство, стремление решать за ребенка раньше или позже приведет его к неврозу, а то и к срыву, вплоть до алкоголизма или наркомании. В лучшем случае — всю жизнь будете выслушивать: «Если бы не ваш дурацкий универ, я бы тренером стал и ездил по всему миру! Какого черта вы меня пичкали игрой на скрипке, я музыку ненавижу! Был бы я биологом — устроился бы на работу, а литераторы никому не нужны…».

Короткий вывод: какой-то минимум ребенок должен освоить, а обучению дополнительным предметам из-под палки скажем раз и навсегда НЕТ.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 koluzaeva • 14:34, 06.12.2016
нет, ни в коем случае, просто нужно найти такие слова, чтобы ребенок сам захотел учится. И многое зависит от учителя