В разделе материалов: 79
Показано материалов: 41-60

Мне, как учителю-предметнику и классному руководителю, часто приходилось выступать на родительских собраниях перед родителями моих учеников. Среди родителей попадались разные люди. Некоторые порой обвиняли учителей, несправедливо упрекали их. Но лично я приняла для себя правило: на родителей учеников не обижаться. Ведь если родители говорят мне что-то обидное или слишком эмоциональное, это свидетельствует лишь о том, что эти люди беспокоятся о своем ребенке. Именно поэтому чувства и эмоции их захлестывают, а поведенческие реакции могут быть слишком бурными. 

01.09.2015

Начала я размышлять о работе классного руководителя в своей статье «С него можно спросить за все и его можно за все наказать. Кто такой классный руководитель в российской школе». Хочу продолжить свои размышления на эту животрепещущую для нас, учителей, тему.

Алина Бикеева обсудила отношение к Новому году и Рождеству со своими знакомыми из США и Канады. Что удивило иностранцев в том, как мы празднуем Новый год, и что удивляет нас?

Кто и на каких уровнях говорит о проблемах и трудностях классного руководителя? Никто и нигде. Кто реально призван, в силу своих должностных обязанностей, помогать ему? Никто. Кто ответственен за создание нормальных условий его труда и достойной оплаты оного? Никто. За что несет личную ответственность классный руководитель? За все. Кого можно всегда за все поругать? Классного руководителя. На кого можно навешать любые задания и поручения? На российского классного руководителя.

Наша система школьного образования построена на наказании успеха. Нет-нет, я не оговорилась! Смотрите, что получается в наших школьных буднях. Кто в классе получает больше внимания педагогов? Об отличниках с примерным поведением мы, учителя, говорим на любом своем выступлении 20-30 секунд. А общаемся с отличниками лично — и того меньше — 3-5 секунд: «Молодец! Умница! Так держать!» Все! Это — вся порция нашего внимания отличникам. Хорошистам достается нашего внимания и индивидуальной вовлеченности в их дела и того меньше: «Хорошо, садись, четыре». Все, больше хорошистов мы не замечаем. Их как будто нет.

Несколько лет назад в рамках совместного российско-американского образовательного проекта я много общалась с американскими коллегами. Они отмечали, что их удивило в нашей российской школе, хвалили нас,  рассказывали о себе. Меня как-то сильно задела и врезалась в память одна ремарка, брошенная как бы невзначай американцами. А сказано было примерно следующее: «Российские учителя почти всегда очень строго и серьезно разговаривают с детьми. Они детям не улыбаются. А лица учителей — какие-то мрачные и недовольные».

В нашей гимназии проходит совместный российско-американский образовательный проект. И к нам, в нашу российскую школу, должен приехать американский гость — директор американской хай-скул. Американец до этого никогда в России не был. По просьбе нашего директора с ним общались учителя английского языка, в коих числе была и я…

Мы, учительницы, очень эмоциональны, чувствительны, восприимчивы на работе (и после работы тоже!). Я бы сказала, мы, учительницы — женщины, излишне чувствительны и слишком эмоционально вовлечены в свою работу. Мы за все переживаем, обо всем беспокоимся. Мы многие производственные проблемы и ситуации принимаем слишком близко к сердцу и очень лично.

Мы, учителя, устаём. Объем проделываемой работы — огромен. Разных дел нескончаемый поток. Что делать с нашей профессиональной усталостью?! Предлагаю искать и иметь определённый набор средств снятия стресса и усталости. А, главное, коллеги, пользоваться им постоянно.

Дети скрывают свои чувства и эмоции, надевая маски. Они стараются изо всех сил не предстать перед взрослыми такими, какие они есть на самом деле. Почему это происходит и почему нам так трудно понять своих детей?

Афоризм нашего времени: Мир выжил, потому что учился! Учителям почему-то неудобно, неловко, да просто немыслимо признать своё незнание или свои ошибки перед учеником. А перед своими коллегами? Да ещё больше! Но перед ними-то почему? А должен ли учитель знать всё? Возможно ли это? Да и нужно ли? Вот постоянно учиться — это да. Это, действительно, нужно, можно и обязательно для учителя!

Учителя стыдят со всех сторон. "Это же дети! Не всё же меряется деньгами!" Конечно, не всё. Но все вокруг почему-то всё считают и переводят на деньги. Так что: учителю стыдно брать деньги за образовательные услуги? Или нет?

Казалось бы, что может быть проще — пришел на почту, отправил посылку — и все. Но в жизни, оказывается, не так все просто, как это нам кажется на первый взгляд. Однажды американец Ральф, находившийся в нашей стране с длительным, деловым визитом, решил отправить своим родным подарки из России. А я оказалась рядом с ним в качестве переводчицы.
В Канаде я работала в учебно-производственном центре для подростков и молодых людей инвалидов. Мои канадские студенты были инвалидами с детства. Они такими родились. В Северной Америке их называют студенты со специальными нуждами. Так как студенты в нашем центре были особые, со специальными нуждами, то, к сожалению, случалось, что они умирали в молодом возрасте.
Тема похорон трагичная и очень тяжёлая. Да и обсуждению у нас она не подлежит. Об этом говорить неловко, неудобно, не принято. В каждой стране сложились свои традиции погребения. Мы, россияне, даже и не задумываемся о наших: нам всё привычно, и мы абсолютно уверены, что менять ничего нельзя. Мне удалось взглянуть на наши похоронные традиции другими глазами по двум причинам.
О том, что мы дарим иностранцам, я задумалась, когда один иностранный гость школы вдруг спросил меня: "Почему вы, россияне, часто дарите гостям деревянные ложки, говоря при этом, что это — русские национальные ложки?"

Почему мне так трудно общаться с "трудными" родителями учеников, да и не очень легко с родителями обычными? Ответ прост, но он как-то не сразу находится. Трудно потому, что меня этому никто никогда нигде профессионально не учил, на это дело не натаскивал, не тренировал и практически не показывал, как именно такое важное и сложное дело следует делать. В каких педвузах, на каких факультетах преподают курс "Основы работы с родителями учеников"?

Последнее десятилетие в российских образовательных учреждениях стали популярны совместные образовательные проекты с зарубежными странами. К примеру, в нашей гимназии было три таких совместных образовательных проекта — с Германией, Великобританией и США, причём каждый из этих проектов длился два-три года. Совместный образовательный проект с другой страной — это когда зарубежные делегации педагогов и школьников приезжают в нашу российскую школу на 2-3 недели, причём дети живут по российским семьям, а потом наша российская делегация едет с ответным визитом к ним. Из участия в таких совместных образовательных проектах получаешь совершенно необычный и порой незабываемый опыт общения с иностранцами.
Родители учеников мне видятся мощнейшей группой поддержки учителя. Они – важные помощники в нашем с вами деле, нам надо лишь разумно и грамотно построить работу с ними. Воспитывайте, информируйте, учите, образовывайте родителей своих учеников.

Мы, учителя работаем много. Мы делаем в школе столько всего, что порой забываем об одной очень важной сфере нашей деятельности – работе с родителями. Как сделать родителей учеников своими соратниками, союзниками, помощниками? Как мне представляется, это является первым и главным рецептом в работе с родителями учеников. Итак, повторюсь…

Не все учителя, наверное, согласятся с тем, что они навешивают ярлыки и часто ставят оценки по инерции. Это не просто заметить за собой, признать и самое трудное - изменить.