Традиции и обряды современной свадьбы низовых чуваш

Чуваши самыми важными событиями человеческой жизни считали рождение, свадьбу (туй) и смерть. Обряды, сопровождающие эти события, ученые называют «обрядами перехода». Во время рождения и смерти человек «переходит» в другой мир. Во время свадьбы резко меняется его положение в обществе, он «переходит» в другую социальную группу. Чуваши считали большим несчастьем и грехом умереть незамужней или неженатым человеком. Человек, приходя в этот мир, должен оставить после себя свое продолжение — детей, воспитав их и научив всему, что умел сам, чему научили его родители — цепь жизни не должна была прерываться. Жизненной целью каждого человека было создание семьи и воспитание детей. 


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Многие исследователи отмечали, что чуваши больше заботились не о себе лично, а о благополучии семьи, о возвышении и упрочении своего рода. В этом как бы «отчитывались» перед предками, об этом молили верховных божеств. Поэтому понятно, что выбор будущих отцов или матерей, а затем и свадьба были одним из самых важных событий в жизни человека, семьи и всего рода... Свадьба была своего рода местом, где проявлялась народная мудрость, смекалка и находчивость, выявлялись знания истории рода, местности, умения владеть острым словом, что очень ценится у всех народов. Отсюда очевидны актуальность темы и цель исследования.

Актуальность
Помимо вышенаписанного, утрачиваются традиции чуваш, так как на территории республики появляется всё больше смешанных браков, и наблюдается постепенное господство новой культуры.

Цель исследования
Изучение свадебных обрядов низовых чуваш.
Исходя из поставленной цели, я определила ряд задач:

  • рассмотреть современное состояние свадебных обрядов;
  • определить, какие факторы влияли и влияют на формирование, развитие и трансформацию свадебных обрядов низовых чуваш;

Новизна в том, что занятия этнографией повышают эрудицию, культурный уровень, способствует развитию навыков исследовательской работы. Изучение этнографии, знание её способствуют развитию патриотических чувств, дает дополнительные знания по гуманитарным предметам. Занятия этнографией располагают к усвоению хороших манер, так как соблюдение норм культуры поведения значительно облегчает сбор этнографических материалов.

Объект исследования
Чуваши, проживающие в с. Сойгино Алатырского района Чувашской РеспубликиГипотеза:

Изучение свадебных обрядов чуваш поможет сохранить их многовековые традиции, в частности традиции празднования свадеб и устройство семьи в целом.

Свадьбы моих бабушек и дедушек
Чува́ши́ — тюркский народ, основное население Чувашской Республики (Россия). Численность около 1,5 млн., из них в России 1 млн. 435 тысяч согласно результатам переписи 2010 года. В Чувашии проживает примерно половина всех чувашей, живущих в России, остальные проживают практически во всех регионах России, а небольшая часть — за пределами Российской Федерации, наибольшие группы в Казахстане, Узбекистане и на Украине. 

Согласно последним исследованиям, чуваши делятся на три этнографические группы:

  • верховые чуваши (вирья́л или тури́) — северо-запад Чувашии;
  • средненизовые чуваши (ана́т енчи́) — северо-восток Чувашии;
  • низовые чуваши (анатри́) — юг Чувашии и за её пределами;

Поселение Сойгино, в котором я родилась, расположено в живописном лесном массиве Алатырского района Чувашской Республики. В нашем районе всего три села чувашские, остальные русские и мордовские. Мы относимся к низовым чувашам. В своей работе я хочу рассказать про свадьбы моих родственников. У нас в селе до сих пор сохранилось много обычаев и традиций язычников. Они смешались с православными обрядами. Свадьба — одно из наиболее важных событий в жизни семьи. Традиционные обряды, приуроченные к разным ее этапам, должны были способствовать её благополучному ходу, а также объявлять о событии односельчанам и родственникам. Свадебные обряды отличались большой сложностью и разнообразием, что определялось особенностями расселения, многообразием контактов отдельных групп этноса с соседями.

Чувашский свадебный цикл целесообразно делить на следующие основные части: 1) досвадебные обряды, 2) свадьба и 3) послесвадебные обряды. У чувашей были распространены три формы заключения брака: 1) с полным свадебным обрядом и сватовством (туйла, туйпа кайни), 2) свадьба «уходом» (хёр тухса кайни) и 3) похищение невесты, часто с ее согласия (хёр варлани). Никто из моих родственников не помнит, чтобы похищали девушку. Такой вид заключения брака особенно распространен у верховых чувашей.

Моя прабабушка, Александра Петровна (в девичестве Чернова) до последнего момента не знала про свою свадьбу. Вечером в субботу к ней пришла подружка и пригласила на свадьбу к ее знакомым. Прабабушка долго сопротивлялась, говорила что после бани хочется отдохнуть. Но подруга ее уговорила. Так как была осень, бабушка Саня одела сахман и пошла. Как потом поняла, на свою свадьбу. Прадедушка, Иван Васильевич Трифонов, со своей семьей жили на соседней улице. К приходу бабушки Сани и подруги, у них уже все готово было к свадьбе: накрыт стол, приглашены близкие родственники. Прабабушка и прадедушка, конечно, были знакомы до этого дня. Как рассказала сестра прабабушки Пелагея Петровна Мигурина, дедушка Иван за две-три недели до свадьбы украл у бабушки саппун (женский фартук). Бабушка Саня была не против выйти замуж. Ей уже было 24 года. Она и родственники дедушки знали, что родители прабабушки будут против этой свадьбы. Прабабушкина семья считалась богатой. Они держали несколько лошадей, коров. Прапрадедушка Петр занимался торговлей лесом. Он знал хорошо татарский и русский языки. Прапрабабушка Евдокия была очень строгой женщиной. А семья прадедушки Ивана были бедной. Они первыми вступили в колхоз. Прапрабабушка Евдокия прибежала рано утром уговаривать дочку вернуться обратно. Прабабушка отказалась. Так состоялась свадьба моих прабабушки Сани и прадедушки Ивана. Через два года у низ родился первенец, Георгий (1936 г). В 1940 году родился Николай. Потом мой дедушка Александр (1942 год). А Михаил родился в после войны в 1947 году.

Свадьба моих бабушки Раисы Михайловны и дедушки Александра Ивановича со стороны мамы состоялась 4 июня 1970 года. Так как они жили в одной деревне, то слово «познакомились» здесь неуместно. Хотя и дедушка мог и не знать бабушку. Он на 6 лет её старше. После службы в рядах Советской Армии он проработал несколько лет в Пермской области. Первое свидание у них состоялось в майские праздники. И на первом же свидании дедушка попросил руки моей бабушки. И бабушка на том же свидании согласилась. Свадьбу они решили сыграть в Троицу. А на следующий день бабушка на четыре недели уехала в санаторий. Ни одна из прабабушек не знали о свадьбе вплоть до приезда бабушки. В день приезда дедушка с родственниками пошел свататься. Но моя прабабушка Анастасия Константиновна (бабушкина мама) была против этой свадьбы, так как в большой семье только один человек приносил деньги в дом -это моя бабушка. Но свадьбу, хоть и очень скромную, сыграли через неделю. У них всего было четыре свидания, но они прожили вместе 36 лет. Вырастили семерых детей. Всем дали образование: пятеро имеют высшее образование и двое среднетехническое. Я на этих свадьбах, как на свадьбе моих родителей, конечно же, не присутствовала. Но присутствовала на свадьбах у моих родственников, сестер моей мамы. Я была и на других свадьбах, но чувашские свадьбы в нашей деревне очень отличаются от других свадеб.

Цикл свадебных обрядов
I. Сватовство.
Естественно, близкие родственники невесты знают, что в определенный день к ним придут сваты. Но никого пока не приглашают. Сватать со стороны жениха приходят нечетное количество родственников. Цель сватов - уйти из этого дома в парном количестве, т.е. нечет превратить в чет. Принесение гостинцев в нечетном количестве подчинено той же цели. Главными считаются будущие посаженые родители. Часто посажеными родителями являются крестный отец жениха и его супруга. Если нет крестного отца или он отказывается быт посаженным родителем по какой-то серьезной причине (вдовство, серьезная болезнь, преклонный возраст), то посаженными родителями могут быть близкие родственники, друзья. Сваты, зайдя в дом невесты, начинают хитроумную речь, избегая прямого называния персонажей, особенно это касается жениха и невесты. Вот типичный диалог между сватом и братом невесты в начале сватовства.

Сват: - Я слышал, что у вас есть телка двухгодовалая на продажу.
Брат девушки, не смекнув или притворившись, говорит: - Ведь о продаже скота мы ни с кем не говорили. Сват : - Может, ваша сестра знает?

Тут и раскрывается цель прихода гостя. Только после того как пришли родственника жениха, приглашаются родственники невесты. На обряде сватовства стороны договариваются о браке, определяют срок свадьбы, а также форму её проведения. Во время договора окончательно определятся, желают ли жених и невеста вступить в брак. Поскольку первоначальная инициатива исходит от жениха, то во время сватовства спрашивают согласие и невесты. Жениха и невесту приглашают к столу (не за стол) и спрашивают, согласны ли они стать мужем и женой. Больше они не участвуют в процессе сватовства. Сватающиеся приносят с собой гостинцы и выпивку. Обязателен каравай хлеба. После того как договорились о свадьбе, сватающиеся на стол кладут мешок с гостинцами. Но этот мешок очень крепко завязан шерстяной ниткой в несколько узлов. Развязать должна обязательно женщина: либо сестра, либо крестная мама невесты, либо её тетя. В мешке тоже гостинцы: хлеб, сыр, колбасы, мясо, фрукты, сладости. Один угол мешка тоже завязан ниткой. Туда кладут деньги для того, кто развязывал. Часть гостинцев собирают на отдельную тарелку. И близкие родственники невесты (тоже должно быть нечетное число - обычно трое или пятеро) выходят в сад и просят душ умерших помочь провести свадьбу, чтобы они охраняли молодых от болезней. Пищу разбрасывают в саду. До присоединения к Русскому государству чуваши были язычниками. В язычестве их существовала система многобожия с верховным богом Турă. Боги делились на добрых и злых. Каждому занятию людей покровительствовал свой бог. Языческий религиозный культ неразрывно связан с циклом земледельческих работ, с культом предков. Чуваши чаще других народов поминают умерших родственников, так как все неприятности и болезни они приписывают гневу покойников. (Моя бабушка часто обращается к душе умершего моего дедушки. Она просит, чтоб он присмотрел за домом, за детьми). Определив срок свадьбы, сговариваются о количестве приезжающих со стороны жениха. Там же договариваются, как пройдет свадьба— в два дня или в три дня; о месте проведения свадьбы—дома или в кафе. После того, как обо всем договариваются, мама жениха дарит подарки родителям невесты, ее братьям и сестрам, тетям и дядям и благодарит их за дочь. Мешок, в котором принесли гостинцы, оставляют в доме невесты. До свадьбы близкие родственники идут в гости в дом жениха и возвращают мешок. Естественно, с гостинцами. Этот обряд так и называют, «возврат мешка с гостинцами». Мне так и не объяснила бабушка, почему они ходили в дом жениха. Сказала, что так принято. Я думаю, это делается для того, чтобы лучше узнать друг друга, выяснить какие–либо возникшие проблемы в ходе подготовки к свадьбе. Просватанная девушка готовила перед свадьбой также подарки для родни жениха. Накануне свадьбы подруги невесты ходили в дом к жениху. Обычно сама невеста остается у себя дома. Они вешали занавески на окна, которые покупала семья невесты. Также меняли занавесочку на полке, где стоят иконы. Эта полка находится в восточном углу дома под потолком.

II. Свадьба.
1) Первый день свадьбы
Свадьбу чуваши производили большей частью в летнее время. Предпочтение летним дням сохранилось до самого последнего времени, хотя играют их в любой сезон. Воздерживаются на Пасху, на недели Пасхи, на масленичную неделю. стараются не играть свадьбы в Великий пост и Петров пост. Свадебная церемония в доме жениха и в доме невесты начинаются одновременно, но раздельно. В доме жениха собирают свадебный поезд жениха. Всем там руководят посаженные родители. Они очень помогают родителям жениха в подготовке к свадьбе. Материально тоже. У нас часто посаженные родители покупают ящик водки, вино, варят пиво. А у невесты в это время готовят невесту. Ей помогают подруги. У нас очень много обычаев, которые остались у нас от язычничества. К подолу платья с изнаночной стороны прикалывают булавку головкой вверх. Говорят, от сглаза. А женщины готовят стол. За невестой приезжают не все родственники жениха. Только очень близкие родственники, друзья. Обычно приезжают молодые. Вся дорога к дому невесты сопровождается песней. Не зря Чувашию называют край ста тысяч песен. Есть песни, которые поют только до дома невесты, есть песни, которые поют до дома жениха. На каждый момент свадьбы своя отдельная песня. Выкуп невесты происходит как и в других свадьбах. Раньше невеста под свадебным покрывалом пела песню-плач. Мне бабушка спела эту песню. Слова этой песни-плача каждая девушка слагала по-своему.

В этой песне невеста прощается с родителями, с подругами. Сейчас такую песню уже не поет невеста. Но остался обряд коленопреклонения родителям и родне. Покидая родной дом, невеста с женихом встают на колени перед родителями и близкой родней невесты. Невеста просит благословить их. Родители дают наставления молодым, советы. У меня обе тети очень плакали в это время. Потом они рассказали, что в этот момент поняли, что уходят из семьи навсегда. Обычно жених заходит в дом через дверь на крыльце. Молодые из дома выходят через ворота во дворе. У бабушки в деревне принято, что главными дверями считаются ворота: и невесту приводят, и невесту выводят, и солдата провожают, и гроб с покойником выносят только через ворота. И они должны следить, чтобы никто не прошел между ними. Если у кого-то у молодоженов нет одного из родителей, т.е. умер, то перед регистрацией молодые едут на кладбище на могилу родителя. Обычно родители невесты не присутствуют на регистрации брака. После регистрации в центре деревни машины объезжают три круга . В это время свидетель жениха и сам жених бросают монеты на землю. Дети, зная что в этот день свадьба, уже ждут свадебный поезд. Если жених бросает только мелочь, то его ругают, называют жадным. Даже через несколько лет после свадьбы можно услышать, что человек очень скупой, что пожалел деньги детям в этот важный день. Первый день свадьбы играют у жениха. Родители жениха молодых встречают с караваем, иконой. Каравай пекут родственницы жениха. Пекут обычно вдвоем. Ни в коем случае втроем или одна. Они должны быть обязательно замужем, не вдовы. У них должны быть дети. То есть хлеб пекут счастливые жены и матери. За стол принято сажать в определенном порядке. Так как народу много, то за один стол все гости не поместятся. Первыми садится за стол молодежь, потом гости со стороны невесты, третьими –гости со стороны жениха. И так три раза за вечер. В это время остальные гости танцуют, поют во дворе. Песни у чуваш очень красивые. У каждой стороны должен быть свой гармонист. В доме невесты играет на гармони родственник невесты, а в доме жених-родственник жениха. Гостей угощают пивом, пирогами. Вечером родственники жениха невесту переодевают в женскую одежду и завязывают фартук и платок . Она уже не невеста, а жена. Фартук невесте заранее шьет её свидетельница. Невеста угощает всех пивом. Гости, после того как выпили пиво, кладут в кружку деньги. И молодая обходит всех гостей свадьбы. После этого гости расходятся по домам. И что ещё примечательно для жителей нашей деревни, что на свадьбу кроме подарка, берут с собой угощения, выпивку. Больше такого я нигде не видела. Даже у верховых чуваш. У нас принято приходить на такие мероприятия как свадьба, похороны, ниме — устройства помочей при строительстве домов, хозяйственных построек, уборке урожая)— не с пустыми руками. Каждый хочет помочь своим родственникам.

2) Второй день свадьбы.
Если первый день свадьбы в основном прошел у жениха, то второй проходит в доме у невесты. Второй день свадьбы намного интересней, чем первый. Во –первых, народу меньше, во-вторых, торжественная часть уже позади. Также, отдельно собираются родственники в доме жениха, и в доме у невесты. Родственники невесты переодеваются в разные костюмы: пастух, цыганка, солдат, милиционер и т.д.. Придумывают целый сценарий для посещения дома жениха. Все родственники невесты идут к дому жениха. Переодеваются они, чтоб в них не узнали родственников невесты. Они идут проверять, как там их родственница, не обижают ли её. А в доме жениха невесту к их приходу прячут. Начинаются поиски невесты. Ищут везде: в подполе, в чуланах, в доме, в сараях, на чердаке. Даже на сеновале. Мы тетю Надю нашли на печке, а тетю Алену в подполе. В доме жениха долго не задерживаются. Но если у жениха есть неженатый старший брат, то заставляют его плясать босиком. Зимой на снегу, а летом на деревянной крышке от бочки. Мой дядя Вова два раза плясал: на свадьбах у дяди Коли и у дяди Юры. В доме невесты впервые молодожены пляшут вместе чувашский танец. В это время им подкидывают деньги. Кто больше соберет, у того и будут храниться семейные финансы. За столом невеста дарит подарки родственникам жениха. Обычно полотенца, халаты, платки. Также в этот день родственники жениха приносят гостинцы в специальном мешке. Этот мешок снова оставляют в доме невесты.

III Послесвадебные обряды
В течение месяца после свадьбы родственники приходят в дом жениха с гостинцами. Они возвращали мешок с гостинцами. Также к этому времени они выдают приданое. В приданое входит постельное белье, посуда, кровать. Наша бабушка всем дочерям на свадьбу дарила кровати. Раньше для дочки готовили и перину. Сейчас это уже редкость. Обязательной составной частью приданого у низовых чувашей считаются домашние животные. По происшествии примерно 2-4 месяцев после свадьбы родители невесты дарят молодым скот. Дарение скота, как оно называется в обряде, является, скорее всего завершением представления приданого. Обязательно дарят телку, овец или корову. Нельзя дарить кошку, собаку, куриц, козу. Бабушка мне это объяснила так: « Курица назад роет—жизнь человека обратно идет. Кошка родственников отваживает, а жить надо с родственниками. Когда родственник охладеет, даже в селе как в поле. Коза—животное нечистого духа. Нечистый дух блеет, подражая козе. Говорят, что бывает много и мелких нечистых духов. В воде собака ловит и съедает злого духа. Говорят, от этого жиреет». Дарят не только скот, но и некоторые предметы домашнего обихода. Здесь также существуют запреты на некоторые вещи. В селе Сойгино на Пасху родственники посещают дом каждого родственника. Обычно это длится два дня. Молодожены в первый день ходят в гости к родственникам невесты, а во второй день –к родственникам жениха. То есть происходит знакомство с родней. С этого дня они уже принимаются как отдельная семья.

Моя исследовательская работа привела к выводу о том, что каждый народ должен знать свои традиции, символы, обряды. Обряд – важнейший блок в системе культуры этноса. Он является цементирующим фактором, отличительной чертой отдельно взятого народа. В нем перекрещиваются и отражаются практически все основные стороны жизни. Обряд – это то, чем живет народ. Таким образом можно сделать вывод, что каждый народ должен знать свою культуру. Это необходимо для богатства души, чтобы люди чувствовали свою общность. Конечно, многие национальные черты свадебного чувашского обряда перемешались, некоторые вовсе исчезли, вытесняясь новыми, возникающими со временем. Неизменным осталось главное – рождение семьи, продолжение рода человеческого. Надеюсь, что моя работа займет достойное место среди материалов и экспонатов, хранящихся в нашем школьном музее.

Список литературы
1. Александр Осипов «Чувашская свадьба» Чебоксары. Чувашское книжное издательство.2007 год
Неопубликованные источники:
Воспоминания старожилов села Сойгино
1. Трифонова Раиса Михайловна, 1948 г.р.- бабушка
2. Мигурина Пелагея Петровна, 1924 г.р.- сестра моей прабабушки Александры Петровны Трифоновой
3. Евсеева Анастасия Константиновна, 1916 г.р –прабабушка
4. Из личных наблюдений свадеб Трифоновой Елены Александровны и Елюкова Евгения Николаевича, Трифоновой Надежды Александровны и Кайкова Германа Алексеевича



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: