Наталия Глущенко, 06.04.2014 0

Работа учителя-логопеда образовательного учреждения в условиях обновленной законодательной базы (с 1 сентября 2013 года)


С 1 сентября 2013 года вступил в силу Закон об образовании РФ ФЗ-273 от 29 декабря 2012. В предлагаемой статье освещаются актуальные вопросы организации работы логопеда в образовательном учреждении в свете измененной законодательной базы. Материалы статьи отражают обобщенный опыт современной работы логопедической службы по итогам организационных совещаний и семинаров для учителей-логопедов ЮЗАО г. Москвы в 2013/2014 учебном году.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

В век стремительного развития всех сфер современного общества отечественная система образования претерпевает глобальную реформацию. Эпоха перемен всегда оказывается мощным стрессом для всех участников преобразовательного процесса от законодательного субъекта до рядового служащего.

В свете последних изменений законодательной базы системы образования возникает множество вопросов по организации работы сотрудников образовательных учреждений. Изменения коснулись и работы учителей-логопедов. Из-за недостатков в своевременном информировании среди специалистов возникают и распространяются «профессиональные сплетни», приводящие к непониманию и панике.

В целях упорядочивания имеющихся на сегодняшний день изменений в системе образования и сопоставления их с устоявшимся процессом организации логопедической работы в образовательных учреждениях подготовлена настоящая статья.

Раздел 1. Обновленная законодательная база.

Предлагаем к рассмотрению выдержки из официальных документов.

 --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [8]

Глава 1. Общие положения ® Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе ® Пункт 16)

«16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;» [8]

Глава 11. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся ® Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья ® Пункты 3, 4, 5

«3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

5.Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.» [8]

Инструктивное письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». [2]

«… В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке…» [2]

«… В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи)…» [2]

«Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая….» [2]

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Согласно Инструктивному письму Минобрнауки, нарушения устной и письменной речи препятствуют успешному овладению обучающимися общеобразовательными программами. Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (Глава 1 Статья 2 Пункт 16), обучающиеся, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, которые препятствуют получению образования без создания специальных условий, относятся к категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В этом же определении указано, что наличие недостатков в физическом и (или) психологическом развитии (ограниченные возможности здоровья) подтверждает психолого-медико-педагогическая комиссия.

Таким образом, после вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, то есть, с 1 сентября 2013 года (отдельные статьи – с 1 января 2014 года) в организацию логопедической работы в школе добавляется процедура подтверждения на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) статуса ограниченных возможностей здоровья (ОВЗ) у обучающихся, обследованных школьным логопедом в начале учебного года и зачисленных им на логопедический пункт образовательного учреждения.

Подтверждение списочного состава воспитанников, занимающихся с учителем-логопедом в образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного развития, также регламентируется Инструктивным письмом Департамента образования города Москвы от 11 августа 2005 года № 2-34-20 «Об организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, в государственных образовательных учреждениях, реализующие программы дошкольного образования».

Имея предписание подтверждать на ПМПК списочный состав обучающихся общеобразовательных учреждений и воспитанников дошкольных образовательных учреждений, занимающихся с учителем-логопедом, рассмотрим алгоритм выполнения указанной процедуры.

Раздел 2. Процедура подтверждения в рамках ПМПК списочного состава обучающихся образовательных учреждений, занимающихся с учителем-логопедом.

Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии», «В состав комиссии входят: педагог-психолог, учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, педиатр, невролог, офтальмолог, оториноларинголог, ортопед, психиатр детский, социальный педагог. При необходимости в состав комиссии включаются и другие специалисты. Включение врачей в состав комиссии осуществляется по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области здравоохранения или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере здравоохранения». [7]

Согласно Приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 1 апреля 2013 года № 279 «О совершенствовании порядка выдачи медицинскими организациями государственной системы здравоохранения города Москвы медицинских заключений о состоянии здоровья и рекомендаций по организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья», необходимо до 5 апреля 2013 года создать в составе врачебной комиссии подкомиссию по выдаче медицинских заключений о состоянии здоровья и рекомендаций по организации образовательного процесса для лиц с ОВЗ. В Приложении 2 к Приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 1 апреля 2013 года № 279 (Приложение 2 – «Положение о работе подкомиссии врачебной комиссии медицинской организации государственной системы здравоохранения города Москвы по выдаче медицинских заключений о состоянии здоровья и рекомендаций по организации образовательного процесса в государственных образовательных учреждениях города Москвы для лиц с ограниченными возможностями здоровья») указано, что «подкомиссия врачебной комиссии медицинской организации государственной системы здравоохранения города Москвы (далее – подкомиссия) по выдаче медицинских заключений о состоянии здоровья и рекомендации по организации образовательного процесса в государственных образовательных учреждениях города Москвы для лиц с ограниченными возможностями здоровья создается с целью совершенствования организации медицинской помощи обучающимся (воспитанникам) образовательных учреждений, обеспечения эффективного взаимодействия медицинской организации с центральной (городской) психолого-медико-педагогической комиссией и территориальной (окружной) психолого-медико-педагогической комиссией города Москвы». [6]

Таким образом, обследование специалистами-медиками в рамках ПМПК осуществляется на заседании врачебной подкомиссии (перечень медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, осуществляющих выдачу медицинских рекомендаций по организации образовательного процесса для лиц с ОВЗ указан в Приложении 1 к Приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 1 апреля 2013 года № 279).

Итак, в рамках ПМПК обучающемуся / воспитаннику образовательного учреждения компенсирующей направленности (дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида и специальных коррекционных образовательных учреждений (школ) I – VIII видов) необходимо пройти обследование врачебной комиссии (медицинское обследование для выдачи медицинского заключения проводится на основании письменного заявления родителей / законных представителей несовершеннолетнего). Медицинское заключение выдается родителю / законному представителю несовершеннолетнего при предъявлении документа, удостоверяющего личность, в срок, не превышающий 3 рабочих дня после окончания медицинских мероприятий по обследованию ребенка подкомиссией.

В рамках ПМПК обучающемуся / воспитаннику общеобразовательного учреждения вместо обследования врачебной подкомиссии необходимо пройти обследование только одного специалиста поликлиники – логопеда. Логопед поликлиники проводит обследование ребенка и дает справку, заверенную печатями врача-логопеда и учреждения здравоохранения.

Документы, необходимые для прохождения обследования ОПМПК

  1.  Справка от логопеда поликлиники.
    1. * Только для обучающихся / воспитанников образовательных учреждений компенсирующей направленности (дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида и специальных коррекционных образовательных учреждений (школ) I – VIII видов): вместо справки от логопеда поликлиники - медицинское заключение подкомиссии о состоянии здоровья и рекомендациях по организации образовательного процесса в государственных образовательных учреждениях города Москвы для лиц с ОВЗ (Приложение 3 к Приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 1 апреля 2013 года № 279).
  2.  Заявление родителей / законных представителей несовершеннолетнего о проведении комплексного психолого-медико-педагогического обследования.
  3.  Логопедическое заключение / логопедическая характеристика обучающегося (воспитанника), составленные учителем-логопедом образовательного учреждения.
  4.  Копия свидетельства о рождении ребенка.
  5.  Заявление родителей о передаче заключения ОПМПК представителю образовательного учреждения (как правило, в роли представителя выступает учитель-логопед).
  6.  Направление образовательного учреждения на обследование.

Алгоритм проведения выездного обследования ОПМПК в образовательных учреждениях

  1.  Образовательное учреждение на каждого обследуемого собирает пакет документов (указаны выше).
  2.  Представитель образовательного учреждения (например, учитель-логопед) связывается с представителем ОПМПК по телефону и оставляет заявку на проведение выездной комиссии.
  3.  Проведение обследования детей  на базе образовательного учреждения и выдача заключений.

Алгоритм подготовительных мероприятий для проведения выездного обследования ОПМПК а образовательных учреждениях

  1.  Беседа с родителями о возможности прохождения их ребенком ОПМПК. Важно помнить, что обследование ребенка на ОПМПК для родителей и для самого ребенка не является обязательным мероприятием, как и занятия с учителем-логопедом. Поэтому беседа учителя-логопеда с родителями обучающегося должна носить консультативный и рекомендательный характер и ни в коем случае не должна быть предписанием к прохождению ОПМПК.
  2.  Сбор документов (указаны выше) для проведения выездного обследования ОПМПК.
  3.  Подача заявки по телефону о проведении выездной комиссии на базе образовательного учреждения.
  4.  Подготовка помещения для проведения обследования (наличие столов, стульев, копировальной офисной техники, канцелярских принадлежностей и стимульного материала для обследования).
  5.  Проведение обследования специалистами ОПМПК и оформление заключений.

Беседа учителя-логопеда с родителями

Проведение обследования ПМПК возможно только с согласия и письменного заявления родителей / законных представителей несовершеннолетнего. Если родители не видят необходимости в занятиях с учителем-логопедом, они вправе отказаться от прохождения их ребенком ПМПК.

Должностные обязанности учителя-логопеда включают просвещение родителей / законных представителей несовершеннолетних в области логопедических знаний. Взаимодействуя с учителями, педагогами-психологами, медицинскими работниками, учитель-логопед должен составить для себя общую картину развития обучающегося в перспективах с оказанием ему психолого-педагогической помощи и без оказания такой помощи. Пользуясь научными знаниями в своей профессии, учитель-логопед обязан донести до родителей объективную информацию о состоянии развития их ребенка и о необходимости проведения с ним логопедической работы.

В беседе с родителями исключены попытки давления, требования пройти ПМПК. Родителям необходимо объяснить, что обследование ПМПК не может причинить вред, а, наоборот, даст возможность подойти к решению проблемы комплексно. Консультации опытных специалистов помогут учителю-логопеду составить более подробную стратегию работы с обучающимся с учетом его индивидуальных и личностных особенностей.

Заключение ОПМПК действительно в течение 1 года с момента прохождения обследования. Это обстоятельство исключает возможность бытового закрепления за ребенком «ярлыков-диагнозов», которыми часто оперируют родители, обосновывая свой отказ от обследования.

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ сказано, что родители «обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка», а «образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития» (Глава 4, Статья 44, Пункты 1, 2). Таким образом, задача логопеда - помочь родителям в информационном просвещении об особенностях развития речи их детей и впоследствии оказать необходимую коррекцию нарушений.

 

Библиография

  1. Инструктивное письмо Департамента образования города Москвы от 11 августа 2005 года № 2-34-20 «Об организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, в государственных образовательных учреждениях, реализующие программы дошкольного образования» [Электронный ресурс] // iЛогопед и Психолог для всех. URL:  http://ilogoped.ucoz.ru/index/normativno_pravovaja_baza/0-11 (дата обращения: 09.01.2014).
  2. Инструктивное письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» [Электронный ресурс] // iЛогопед и Психолог для всех. URL:  http://ilogoped.ucoz.ru/index/normativno_pravovaja_baza/0-11 (дата обращения: 09.01.2014).
  3. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, педагогов доп. образования, воспитателей и родителей. О.А. Ишимова, О.А. Бондарчук. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.: ил. – (Работаем по новым стандартам).
  4. Материалы установочного совещания для учителей-логопедов 3 декабря 2013 г. на базе ресурсного центра по психологии и коррекционной педагогике "Гагаринский" [Электронный ресурс] // Городской методический центр. URL:  http://mosmetod.ru/okruga/yuzao/novosti/ustanovochnoe-soveshchanie-dlya-uchitelej-logopedov.html (дата обращения: 09.01.2014).
  5. Материалы установочного совещания для учителей-логопедов 3 декабря 2013 г. на базе ресурсного центра по психологии и коррекционной педагогике "Гагаринский" [Электронный ресурс] // iLogoPED|Типичный логопед+психолог+учитель. URL:  http://vk.com/topic-35273451_29235530 (дата обращения: 09.01.2014).
  6. Приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 1 апреля 2013 года № 279 «О совершенствовании порядка выдачи медицинскими организациями государственной системы здравоохранения города Москвы медицинских заключений о состоянии здоровья и рекомендаций по организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс] // iЛогопед и Психолог для всех. URL:  http://ilogoped.ucoz.ru/index/normativno_pravovaja_baza/0-11 (дата обращения: 09.01.2014).
  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» [Электронный ресурс] // iЛогопед и Психолог для всех. URL:  http://ilogoped.ucoz.ru/index/normativno_pravovaja_baza/0-11 (дата обращения: 09.01.2014).
  8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 272 с.

Об авторе:  Наталия Владимировна Глущенко, учитель-логопед, Государственное бюджетное образовательное учреждение  гимназия № 1507, г. Москва.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?