Исследовательская работа на уроках информатики: формы заданий и примеры тем


Естественно, что если учитель сам лично не имеет навыков исследовательской работы, то он не может обеспечить таковую деятельность среди учащихся. Многие школьные учителя не уделяют должного внимания исследовательской работе, не заслуженно считая, что они не в состоянии заниматься ей. При этом, одни из них занимаются разработкой систем уроков по отдельным темам, другие — составлением рабочих программ, третьи — создают методические комплексы. Эту деятельность учителя уже можно отнести к исследовательской, научной деятельности.


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал

С чего начать работу?

  1. В первую очередь надо научить учащихся сомневаться в любом мнении, положении, утверждении.
  2. Далее, обучение видению проблем, по которым можно найти что-то новое, интересное для собственного познания. Необходимо показать учащимся такие утверждения из области информатики, математики и других наук, которые требуют доработки, уточнения, принятия или отторжения.
  3. Далее возникает необходимость проверить свои догадки, а это увязывается с возможностью проведения эксперимента, который требуется не только грамотно провести, но и оформить и обобщить полученные результаты, сделать правильные выводы, показать возможность использования их в своей учебе. Важным моментом такого подхода к постановке исследовательской работы среди учащихся является обучение их умению видеть проблемы, "слабые" и "сильные" ее места, возможно и пути их разрешения.

Существует несколько форм приобщения учащихся к исследовательской и научной работе. Это и конспектирование статей, написание рефератов, подборка литературы по определенному кругу вопросов и другое.

Мы считаем, что для формирования умений и навыков ведения исследовательской работы необходима система специальных заданий, выполнение которых приобщали бы учащихся к ведению такой работы. Возможно это становление некой “Творческой лаборатории учащегося и учителя”.

Мы понимаем, что вопросов объективного и субъективного характера, требующих разрешения на пути создания таких лабораторий, будет возникать очень много. Самый главный из них — это результативность всей работы. Возможны различные варианты: открытая защита творческих заданий, организация научно практических ученических семинаров и конференций, публикации и др.

Формы "приобщения" учеников к научно-исследовательской работе. Как научить ребенка проводить исследование?

Укажем на основные формы такой работы, с уверенность, что некоторые из них знакомы практикующему учителю.

  • Конспектирование статей. Конспектируются статьи из периодических изданий, когда возникает необходимость использования авторского текста при выполнении другого вида работ. Конспект излагается в том стиле, который устраивает обучаемого, но в специальной тетради для таких конспектов. Эти тетради периодически просматриваются преподавателем. В них учащиеся помещают выдержки из прорабатываемой литературы, цитаты, часто встречающиеся понятия и определения
  • Написание рефератов. Рефераты пишутся по темам, предложенным преподавателем или самостоятельно сформулированным учащимися. Тематика рефератов соответствует изучаемому в данный момент материалу. Допускается написание рефератов разными студентами по одной теме, при этом каждый из них работает над своей темой индивидуально. Взаимные консультации не исключаются. Рефераты оформляются на отдельных листах, первый из них является титульным листом. Реферат является результатом работы с несколькими статьями. В отдельных разделах рефератов учащиеся высказывают свое мнение к рассматриваемому вопросу, анализируют используемые публикации, дают заключение и формулируют выводы (рекомендации). В конце работы дается список рассмотренной литературы. Наиболее ценным считается реферат, тему которого учащийся предложил самостоятельно.
  • Подготовка докладов. Работа над докладом требует длительной подготовки и его тема может быть увязана с некоторыми историческими событиями и фактами, носить познавательный характер, указывать на основные направления в обучении, связывать обучение информатики с другими науками, давать сравнительную характеристику различным системам обучения и т.д. Доклад могут готовить несколько учащихся для одного выступающего. Докладу предшествует работа по конспектированию статей, используемых в докладе.
  • Составление тезисов. Обучение составлению тезисов ведется после составления доклада. Это краткое изложение основных идей и важнейших вопросов доклада.
  • Подборка литературы. Данная форма работы требует от учащихся глубокого понимания темы, к которой подбирается литература. При этом список разбивается на основную и дополнительную литературу. Список составляется согласно требованиям библиографии. Даются необходимые пояснения целей привлечения той или иной публикации.
  • Составление отзывов. Отзыв на публикацию у обучающихся вызывает особый интерес. Первоначально предлагается одним учащимся составить положительный отзыв, другим — отрицательный по одной и той же публикации. Каждое мнение должно быть доказательным.
  • Тестирование. Первоначально разбираются готовые тесты. При этом выясняется назначения каждого пункта, включенного в тест. В дальнейшем учащимся предлагается разрабатывать тесты самостоятельно. Рассматриваются различные способы обработки результатов диагностики
  • Выполнение творческих заданий. Темы учащиеся подбирают самостоятельно или выбирают их из списка предложенного преподавателем. Выполнение творческих заданий позволяет учащимся проявить умение работать с литературой, проявлять исследовательская активность, вырабатывать умение работать над информацией по ее отбору, обработке и хранению.

В связи с тем, что сеть Интернет стала доступной в каждой школе, исследование и творчество можно связать с ней.

В качестве примера покажем один из моментов проведения творческой работы, организованной учителем после изучения редактора Word, в частности, после рассмотрения стандартных требований к документу Word.

Вместо надоевшего учащимися набора текста, предлагается следующий комплект заданий:

  • Задание 1. Выбрать одну из опубликованных ниже тем. Предложенные нами темы можно переформулировать, объединять несколько тем в одну или брать часть от некоторой темы. Свою тему согласовать с преподавателем для ее корректировки.
  • Задание 2. В сети "Интернет" найдите не менее 5 различных публикаций по выбранной теме или по темам, близким к выбранной теме. Все найденные публикации скопировать в отдельные файлы, приведя эти документы в стандартный вид.
  • Задание 3. На основе выбранных публикаций раскройте свою тему, добавив собственные суждения, а также выскажите согласие или не согласие с идеями, затронутыми в выбранных публикациях, укажите позитивные и негативные места публикаций. Объем работы — не менее 30 000 знаков, без пробелов.
  • Задание 4. Творческую работу поместить в отдельный файл. Документ оформить согласно стандартным требованиям. Рисунки, схемы, таблицы пронумеровать. В творческую работу включить титульный лист, автоматическую нумерацию страниц, колонтитулы, автоматическое оглавление (содержание), электронные адреса публикаций, их авторов и другие выходные данные публикаций (число страниц, издательство, год выхода публикации и др.)
  • Задание 5. Все файлы собрать в отдельную папку, в названии которой включить свою фамилию и слова "Творческая работа".

Примерные темы работ

  1. Автоматизированные системы управления.
  2. Защита информации.
  3. Информационные процессы в неживой природе.
  4. Информационные системы.
  5. Информационные технологии в деятельности современного специалиста.
  6. Информационный бизнес.
  7. Информация и сознание.
  8. Информация и эволюция живой природы.
  9. Информация и энтропия.
  10. История развития информатики.
  11. Кибернетика — наука об управлении.
  12. Компьютерная революция: социальные перспективы и последствия.
  13. Материя, энергия и информация.
  14. Непрерывная и дискретная информация.
  15. Передача информации.
  16. Построение интеллектуальных систем.
  17. Правонарушения в сфере информационных технологий.
  18. Проблема измерения информации.
  19. Проблема информации в современной науке.
  20. Свойства информационных ресурсов.

Учащиеся, работая над выбранными темами, во-первых, совершенствует технологию отбора нужного материала, во-вторых, знакомясь с различными публикациями, вырабатывают для себя некоторые критерии установления соответствия найденных публикаций выбранной ими теме.

Такая деятельность побуждает учащихся к творческой активности, приводя их к необходимости ведения исследования. Разумеется, говорить о строго научном исследовании на этом уровне не приходится, да такая цель и не стоит перед учителем на данном этапе. Но у детей при выполнении этой работы проявляется творческая активность, формируется познавательный интерес, возникает внутренний и внешний стимулы.

Идущая сейчас компьютеризация образования почему-то в основном рассматривается с положительной стороны. В том числе и мы в этой статье показали положительную роль компьютеров в умелых руках учителя-исследователя.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 Alena_Berlu_si • 16:47, 11.02.2015
Спасибо! Весьма познавательная статья!