Солдатова Наталья Григорьевна, 02.04.2010 1

Проектная деятельность как средство развития критического мышления учащихся


Каждый учитель в рамках своего предмета стремится смоделировать необходимые условия для творческого становления учащихся. Наше методическое объединение учителей технологии не осталось в стороне. Формируя интерес к предмету, мы приобщаем учащихся к активному получению технических знаний и трудовых умений, что в дальнейшем дает широкую возможность в овладении инвариантными способами и средствами преобразования окружающей действительности.


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал

Важным шагом здесь является творческая проектная деятельность учащихся - самостоятельная завершенная работа ученика, выполненная под руководством учителя.
Она направлена на развитие познавательных процессов, стимулирует умственные действия, интенсифицирует обучение, способствует гармоничному развитию личности.

Образовательная область «Технология» на сегодняшний день находится на второстепенных ролях. Сложившаяся ситуация вызывает тревогу и озабоченность потому, что если практический труд будет вытеснен (а из-за нынешней его концептуальной расплывчатости это вполне может произойти), то для системы образования как нашего ОУ, так и российского это будет иметь катастрофические последствия. Почему? Именно потому, что практическая преобразующая деятельность, лежащая в основе технологии, содержит в себе особые возможности познания и развития. Независимо от того, будет ли человек в дальнейшем профессионально связан с практическими видами труда или его основная профессия будет находиться в других плоскостях, предметно-практическая деятельность в соответствующие возрастные периоды совершенно необходима для нормального развития индивида.

Увеличение потока информации через введение новых учебных дисциплин блокирует мыслительный потенциал ученика. А получаемая на моих уроках информация обстоятельно и глубоко осмысливается учащимися, поскольку полученные теоретические сведения они применяют в собственной проектной деятельности.

Если обратиться к специфике урока технологии, то надо сказать, что в пределах программного содержания на них предусматривается изготовление изделий, предполагающее выдвижение гипотезы, создание мысленных моделей конструкции и художественного облика вещей, а также самостоятельный поиск способов их практического воплощения. При реализации содержания я столкнулась с тем, что воспитанницы не могли дать аргументированные ответы на мои вопросы, выявить недостатки в своих работах, определить ошибки, а также пути их устранения. Более того, у девушек, особенно старшего возраста, отсутствовал интерес к предмету. Таким образом, обозначилась проблема, выраженная в отсутствии у учащихся логического мышления, именно - критического, так как оно выполняет функции проверки идей и решений на наличие недостатков или ошибок. Путь её преодоления подсказала государственная программа по технологии, особенностью которой является проектная деятельность школьников. В начале её реализации к выполнению проектов я привлекала лишь хорошо успевающих учениц (а это единицы). С сожалением констатирую тот факт, что чуть ранее главная часть проектной работы заменялась репродуктивной деятельностью, и «проект» превращался в обычную контрольную работу, направленную на проверку усвоения практических приёмов.

Проектирование способствует интеграции учебных предметов.

Внедрение проектирования привлекает к работе и родителей, что расширит их общение и совместную деятельность с детьми.

Мой опыт организации проектной деятельности учащихся определил 4 этапа действий.
Первый – изучение школьников, выявление их психофизиологических особенностей, интересов. Без этого невозможен личностно ориентированный, индивидуальный подход к детям. Я изучаю своих воспитанников на каждом занятии в учебной мастерской, постоянно наблюдая их, контактируя и взаимодействуя с ними. Полученные сведения записываю в рабочую тетрадь. Этот банк данных является неоценимым для меня подспорьем.

Второй – выбор, определение темы проекта. В первую очередь учитываю индивидуальные особенности детей. Одни учащиеся сами выбирают тему, и я приветствую самостоятельность, удостоверившись, что выбор не случайный. Другим детям сама её предлагаю (интересную и посильную). Третьим – называют родители. Принимаю только разумное предложение, консультирую пап и мам.

Третий – составление плана. Это тщательно продуманный перечень этапов работы школьников над проектом. Причём устанавливаю сроки их выполнения.
При реализации второго и третьего этапов действую с учётом возраста учащихся. В младших классах, когда уровень самостоятельности низок, помогаю детям, учу проектированию. Однако делаю это незаметно, чтобы укрепить уверенность в себе каждого. В старших, когда учащиеся работают самостоятельно, выступаю в роли консультанта.

Четвёртый – оценивание проектной деятельности. Для этого раздаю детям зачетные листы, в которых за выполненную часть работы ставлю оценку. Итоговую вывожу с учётом текущих.

Вывод: такая организация учебно-воспитательного процесса развивает у учащихся умения целеполагания и планирования, обучает самоконтролю по этапам работы в соответствии с объективными требованиями.

Метод проектов.

В своей работе использую несколько типов проектной деятельности (только те, которые возможно осуществить в работе с моими учащимися в конкретных условиях. Самый распространенный - творческий проект. Он позволяет школьникам свободно мыслить, при оформлении его результатов развивается логическое мышление, в процессе выполнения формируется чувство ответственности за выполняемую работу. Тематика разнообразная, чаще всего включает в себя разработку и изготовление полезных изделий. Сложность поставленной задачи зависит от возраста и способностей школьников. Применение этого метода не позволяет вовлекать в деятельность детей разного уровня подготовки.
Ознакомительно-ориентировочный проект использую для сбора краеведческой информации (о различных праздниках, народных традициях, обычаях). Выбор темы учащимся зависит не только от его желания, но и от возможности сотрудничать со своими родителями или другими родственниками, а также людьми, увлечёнными и занимающимися работой данного направления. Этот тип проектов выбирается реже, так как требует много времени и особой заинтересованности. Защита проекта носит театрализованный характер (проект Цыпкиной Натальи «Празднование масленицы»). Такой тип проектной деятельности формирует у учащихся доброту, внимание, любовь к родному краю, чувство взаимопомощи, развивает навыки коллективного труда.

Практико-ориентировочные проекты я сама предлагаю выбрать тем девушкам, которые увлечены каким-либо ремеслом (на занятиях в кружках различного направления творчества). Они разрабатывают техническую документацию на изготовление изделия, пробуют внедрить его в массовое производство (проект Прокиной Виктории «Кожаная сумка»). Использование этого типа проектной деятельности формирует у учащихся основы проектной культуры, повышает престижность технологической подготовки, а также способствует пропаганде практически ценных проектов.

Исследовательские проекты выполняют выпускники гимназии, желающие сдать квалификационные экзамены. На основе изучения литературы по выбранной теме пишется реферат (например, исследование Алифановой Оксаны «Основные тенденции развития современной моды»), разрабатывается техническая документация швейного изделия, соответствующего одному из направлений моды. Реализация данного типа проекта совершенствует подготовку детей, обучающихся на «4» и «5», раскрывает ученикам новую грань их возможностей, требует от них максимальной самоотдачи.

Вывод: разнообразие проектной деятельности активизирует мыслительную деятельность учащихся, формирует приёмы рациональной работы с различными источниками информации, даёт простор для самовыражения личности.
2) Метод проблемного обучения.

Он оптимально соединяет репродуктивную и творческую деятельности учащихся. Приём – проблемное преподавание. Например, при изучении темы в 5-ом классе «Бытовые швейные машины» делаю экскурс в историю, знакомлю с видами современных машин и предлагаю из их множества сделать выбор и обосновать его.

Приём – проблемная ситуация. Например, при изучении темы в 10-ом классе «Последовательность обработки легкого женского платья. Дефекты» показываю некачественное изделие, прошу назвать дефекты и пути их устранения. При затруднении обращаюсь вместе с ними к таблице. В конце урока школьницы называют причины изготовления товаров низкого качества.

Вывод: данный метод позволяет поэтапно (от простого к сложному) усваивать учебный материал, является началом самостоятельной творческой деятельности и основной предпосылкой дальнейшего самообразования.

Формы работы с учащимися.

1) Коллективная работа.

При изучении раздела «Обработка плечевых изделий» даю задание - выделить признаки одежды для её классификации. При этом использую рисунки с изображением платья - нарядного и повседневного. Предлагаю ученикам внести собственные элементы в оформление изображённого, а также определить цвет и фактуру ткани в соответствии с назначением изделия.


2) Групповая работа.

За основу разделения учеников на группы беру уровень их познавательной самостоятельности в условиях проблемно-поисковой деятельности, степень сложности заданий. Оно носит временный характер и предусматривает движение из групп с более низким уровнем познавательной самостоятельности в группу с более высоким. Ученикам не сообщаю, к какой группе каждый из них относится.

При изучении темы «Зрительные иллюзии и их применение при конструировании одежды» даю задание:

- для 1-ой группы (повышенной сложности): отрезок, на концах которого расположены углы с направленными внутрь вершинами, кажется длиннее, чем равный ему, но ограниченный углами с вершиной наружу; как эту иллюзию использовать во время конструирования изделий для «исправления» недостатка фигуры?
- для 2-ой группы (необходима помощь учителя в решении проблемы на начальном этапе): два одинаковых прямоугольника, один из которых заполнен вертикальными линиями, а другой – горизонтальными, кажутся неодинаковыми (первый более высокий и узкий); но если линий немного и они расположены на большом расстоянии друг от друга, то возникает обратное впечатление; где используется эта иллюзия?

- для 3-ей группы (разделение на подгруппы по интересам): заполненное пространство иллюзорно воспринимается большим, чем незаполненное, поэтому в той части фигуры, которую нежелательно увеличивать, лучше избегать сосредоточения линий и отделок; найти на прилагаемых образцах изделий те, где нарушены пропорции элементов отделки.

3)Работа в парах.

При изучении темы «Снятие мерок» лучшему запоминанию и усвоению материала способствует проблемное задание. Познакомившись с основными правилами работы, выполнив задания, учащиеся ставятся перед проблемой: проверить правильность измерений, найти ошибки и исправить их.

По сравнению с индивидуальной работой парная ускоряет темп выполнения.
4) Индивидуальная работа.
Данная форма позволяет мне определить, на каком уровне
проблемности может работать ученик, выполняя проект. Занимаясь с учащимися 5 – 11 классов по изготовлению изделий, сталкивалась с моментами отставания или опережения по отношению к общему плану занятий, поэтому отстающим помогала выбрать правильный путь выхода из создавшейся ситуации, а выполнивших задание ставила перед новой проблемой.

4. Критерии сформированности критического мышления:

 

- обоснованность восприятия объектов окружающей действительности;
- умение самостоятельно мыслить, находить проблему и решать её путём анализа имеющегося опыта и синтеза научных знаний;
- умение формировать технические задачи по совершенствованию существующего или созданию нового объекта;
- способность прогнозировать результаты и возможные последствия
разных вариантов решения;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.


Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
1 (Т@тьян@) • 00:13, 31.10.2010
Спасибо! переживаю защиту проектов 2 раза в год .Можно устать изобретать.