27.09.2013 3011 1

Задачи из планшета: плюсы и минусы электронных учебников


Прежде чем запускать электронный учебник в массовое производство, нужно определиться, каким он должен быть. Как ни странно, но эксперты пока не пришли к общему мнению. Даже определение - что же такое "электронный учебник" - вызывает споры.

Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал
Олег Корякин, "Российская газета"


В Казани прошла II Международная конференция "Электронная школа - 2013". Как цифровые технологии изменят жизнь учеников и учителей уже в ближайшее время, узнал корреспондент "РГ".

Игры для разума

Удивительное дело, еще 20 лет назад на уроке нельзя было пользоваться калькулятором и мобильным телефоном. Когда дети приносили в школу первые смартфоны и планшеты, педагоги хватались за голову: они отвлекают от уроков. Кто бы мог подумать, что совсем скоро все эти гаджеты обоснуются в школах на законных основаниях.

Смогут ли сосуществовать традиционные формы обучения и новые образовательные технологии - вот главный вопрос, на который пытались ответить участники конференции.

На выставке, развернувшейся в рамках форума, можно было увидеть новейшие образцы электронных учебников, интерактивные доски, цифровые лаборатории, роботы Lego. Один из самых необычных школьных экспонатов - интерактивный стол. Проще говоря, это огромный  с множеством обучающих игр для учеников разных возрастов. Одновременно за таким интерактивным столом могут работать шесть человек. Вместе решая различные задачи, дети учатся работать в команде.

На выставке была представлена и интерактивная доска нового поколения. На экран для примера вывели трехмерное изображение цветка. Картинку можно вращать в любой плоскости, не подходя к доске. Достаточно взять специальный кубик со штрих-кодами на гранях и покрутить его под камерой, закрепленной на парте. Возникает ощущение, что ты действительно вертишь цветок.

Вся эта IT-экзотика постепенно становится привычной для татарстанских школ. За последние три года кабинетов, оснащенных мультимедийным оборудованием, стало 52 процента. Есть в республике и школы, где некоторые классы в экспериментальном порядке перешли с бумажных учебников на их цифровые аналоги. Минобрнауки и минсвязи РТ до 2015 года должны разработать проект массового внедрения электронных учебников в школах. Аналогичная задача стоит перед всеми регионами России, хотя дело непростое.

Дикари с планшетами

Прежде чем запускать электронный учебник в массовое производство, нужно определиться, каким он должен быть. Как ни странно, но эксперты пока не пришли к общему мнению. Даже определение - что же такое "электронный учебник" - вызывает споры. Одни считают, что это программное обеспечение и неважно, на какой носитель оно установлено. Другие первичным считают сам гаджет. Но, судя по разработкам крупнейших отечественных издателей, нас ожидает синтез того и другого.

О преимуществах электронных устройств можно говорить много. Они вмещают в себя огромные библиотеки и при этом весят около 500 грамм. Видеоиллюстрации и 3D формат "оживляют" скучные формулировки и делают наглядными абстрактные теоремы. Но самый главный плюс - интерактивность.

- Это будет не учебник, а ресурс, последовательно вовлекающий ребенка в процесс обучения, - поясняет министр информатизации и связи РТ Роман Шайхутдинов.

По его словам, новая форма подачи информации улучшит ее восприятие. Например, в Африке есть народ, не имеющий своей письменности и разговаривающий на языке, который не понимают даже их ближайшие соседи. Ученые провели эксперимент. Привезли в это племя десять планшетных компьютеров и уехали. Спустя неделю местные дети уже умели выкладывать файлы в социальных сетях.

Одна из причин, мешающая масштабному внедрению электронных учебников, по словам Романа Шайхутдинова, юридическая. Пока до конца не понятно, как защищать авторские права издателей. Ведь, как известно, любое устройство можно взломать.

Ручка под запретом

Между тем, переход на цифровые учебники влечет за собой трансформацию всего учебного процесса, ведь гаджеты способны заменить даже тетради. А в новейшие модели школьных планшетов встроены всевозможные приборы вплоть до счетчика Гейгера и микроскопа.

Кстати, в России уже существуют экспериментальные классы, полностью перешедшие на электронный формат обучения. О них рассказал заместитель директора школы № 29 города Подольска Сергей Царьков. Вот уже четыре года его подопечные не брали в руки обычные учебник, тетради и ручки. Только компьютеры и цифровые лаборатории. Тех, кто по старой памяти пытается решить что-то на бумаге, строго наказывают. Иначе чистоту эксперимента не соблюсти. Контролирует класс педагог, сидя за своим компьютером. Он видит не только, над чем работают в данный момент его ученики, но и уровень зарядки батареи на их ноутбуках. Вместо того чтобы вызывать школьника к доске, он выводит на интерактивную доску его "рабочую тетрадь", и задачу решают всем классом.

Все это время за физическим и психологическим состоянием ребят наблюдают специалисты.

- Никаких отклонений не замечено. Зрение не ухудшается, - рассказывает Сергей Царьков. - За четыре года из эксперимента ушел всего один ребенок. У него развилась игромания. Но это один человек из ста!

Между буквой и цифрой

Впрочем классы, перешедшие на электронный формат обучения, все же исключение из правил. Пока говорить о полной замене традиционных учебников на гаджеты своевременно. По мнению большинства экспертов, они могут мирно сосуществовать.

- Слухи о полном отказе от бумажных носителей сильно преувеличены, - говорит руководитель отдела медиаресурсов издательства "Бином" Александр Елизаров.

Он считает, что идеализировать планшеты не нужно. Сотрудники НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук (РАМН) провели эксперимент, в котором участвовали ученики 4 класса. Они читали один и тот же текст в книге и на планшете. При чтении с цифрового носителя дети делали гораздо больше ошибок и очень быстро утомлялись.

К тому же, по мнению психологов, замена письма ручкой по бумаге на работу с клавиатурой тормозит развитие абстрактно-логического мышления.

Что касается цифрового учебника, то, как считает Александр Елизаров, он должен быть максимально похож на обычный:

- Электронный учебник должен быть похож на книгу, тогда нам не нужно будет учить школьников им пользоваться и схема восприятия информации не нарушится.

Компетентно

Светлана Авдеева, руководитель Центра информационных образовательных технологий, ресурсов и сетей Федерального института развития образования:

- Цивилизация развивается, мы никуда не уйдем от электронных учебников. Безусловно, за ними будущее. Но они не должны быть информационно перенасыщенными. Дети сегодня итак живут в цифровом мире. Не зря Массачусетский университет изобрел прибор, который разрядом электричества возвращает в реальность людей, засидевшихся в социальных сетях. Сами они сделать уже не могут. Прежде чем внедрять электронные учебники, нужно разработать новые ГОСТы и СанПины.


Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 Larionova4043 • 16:15, 02.11.2015
Не представляю современную школу без электронного учебника, если честно. Это требование времени, думаю, что наступило время отказаться от бумажных аналогов: они уменьшают количество леса, и спины детей остаются здоровыми.