100 макаренковских школ: новая эра в образовании


На днях в Москве состоялся Первый Московский Макаренковский проективный сбор. Организаторами выступили Российская Макареновская ассоциация и Фонд развития образовательных программ «Капитаны России» в сотрудничестве с НИИ «Институт социального проектирования» ФБГОУ ВО РЭУ им. Г.В Плеханова, Департаментом образования г. Москвы и Комитетом по образованию Государственной Думы РФ. 


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Сбор не случайно назван «проективным» — он дал официальное начало масштабному проекту «100 макаренковских школ», по которому в течение ближайших лет в России будут открыты школы инновационного типа, использующие в качестве методической основы достижения деяельностной педагогики и идеи крупнейшего социального педагога-реформатора А.С. Макаренко. Проект будет реализован на средства Фонда развития образовательных программ «Капитаны России», президентом которого является известный российский предприниматель Алексей Нечаев. По словам российского мецената, имеющего за плечами многолетний коммунарский опыт, создание инновационных макаренковских школ станет «нашим ответом И.П. Иванову» — зачинателю коммунарского движения в России.

Как отметила руководитель Российского Макаренковского сообщества Татьяна Кораблева, инициатором нового начинания выступило само время. Действительно, рождение проекта «100 макаренковских школ» обусловлено нынешним состоянием российского образования, вот уже второе десятилетие балансирующего на перепутье выбора дальнейшей стратегии развития. И в таком случае, актуализация идей наших родных, российских педагогов-новаторов — абсолютно закономерный и, возможно, единственно возможный выбор.

Одно из значений слова «проект» — это «чертеж будущего». Давайте вместе представим, каким будет  наше будущее, увиденное сквозь очертания этой большой и сложной мечты — ста макаренковских школ, весело и активно преобразующих нашу сегодняшнюю действительность.

Наверняка, в этом будущем не будет беспризорных, брошенных на произвол судьбы детей — макаренковская методика тем и уникальна и велика, что она была абсолютно, то есть стопроцентно безрецидивна.  

В этом будущем педагоги и дети не две ожесточенно противостоящие силы, а одно бурлящее идеями и их немедленным воплощением сообщество, питающее и поддерживающее друг друга.

Здесь не будет отдельного «воспитания» — сама школьная жизнь, организованная и направляемая большой мечтой является и средством и методом воспитания. Труд в макаренковских школах — не самоцель, но важная часть школьной жизни, дающая ребенку полезные навыки, возможность творческого самопроявления и воплощения своих замыслов в различных сферах.

Дети в макаренковских школах мотивированы на осознанную добычу знаний — им важны не оценки, а возможность понимать и уметь управлять самыми разными процессами, происходящими вокруг них. Образовательная среда в макаренковских школах не ограничена школьными стенами, для них объектом вдумчивого и любознательного исследования является весь город, весь мир.

Макаренковские дети — это лидеры, нацеленные на результат, и потому их последующая жизнь и деятельность будет успешна и плодотворна в любой области, которую они изберут. 

Макаренковцы — безусловные патриоты. Их проекты — социальны до мозга костей, и поэтому вокруг них всегда будут собираться люди, которые ощущают себя не временщиками, а настоящими хозяевами своей судьбы и судьбы нашей страны.

Согласитесь, такая картина нашего российского образования безусловно приятнее, чем чтение унылых сводок о стрельбе и других диких правонарушениях в школах. Но могут ли сто даже самых чудесных макаренковских школ в корне изменить ситуацию? Да, потому что это — всего лишь начало. Начало большого и сложного преобразования нашей школьной системы старого индустриального типа в новый современный формат образования цифровой эпохи.

Конечно, модернизация будет происходить не сразу и по приказу «сверху», а селективно — новые методы постепенно будут вытеснять старые и отжившие. И поэтому замечательно, что пионерами такого преобразования выступают именно макаренковские школы с их массовостью и демократичностью, с их вниманием к творческому развитию свободной, счастливой личности, ведь как говорил Макаренко, «его питомцы — часть Родины, более того — будущее его Отчизны». 

Интернет-публикации

  1. http://xn--c1arjr.xn--p1ai/anonsyi/trubim-zaryu-v-moskve-sostoitsya-pervyiy-makarenkovskiy-sbor/
  2. https://www.facebook.com/rusmakassociation
  3. http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:lah5KiJEuzQJ:gorodzovet.ru/ev/moskva/4158009/+&cd=9&hl=ru&ct=clnk&gl=ru
  4. http://instrao.ru/component/content/article/1-latest-news/1062---300316
  5. http://www.rea.ru/ru/news/Pages/perviy-moskovskiy-cbor.aspx
  6. http://sch825uv.mskobr.ru/novosti/mezhregional_naya_nauchno-prakticheskaya_konferenciya_pedagogov-novatorov_i_moskovskij_makarenkovskij_proektivnyj_sbor/
  7. http://xn--80au0a.xn--c1avg/news/125/
  8. https://ispreu.wordpress.com/2016/03/30/%D0%B2-%D1%80%D1%8D%D1%83-%D0%B8%D0%BC-%D0%B3-%D0%B2-%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B8-%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B8/

Фото: предоставлено автором.


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: