Эссе "Размышления об образовании"

Никогда не мечтала стать учителем, хотя некоторые девочки в классе этого искренне желали. Мечта была совершенно иной. Но как-то сложилась так судьба, что не сразу решила поступать в педагогический вуз. И все-таки это случилось, и вот я уже выпускница Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. Будучи еще студенткой, после окончания третьего курса пришла работать учителем в школу-интернат. Это были 90-е, время нестабильности. С чем же я столкнулась, придя работать? Нужно сказать, с точки зрения теории прекрасно знала и методику, и свой предмет. А на практике?


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Умение заполнять классный журнал пришло гораздо позже, теория и практика оказались вещами весьма разными. Более того, реформирование в это время затронуло школу: введение новых предметов, изменение базисных учебных планов и др. Много пришлось осваивать, проходить дополнительные курсы, постоянно повышать свою квалификацию.

Сегодня уже через два десятка лет анализируешь начало своего пути. Конечно, были ошибки, просчеты. Но и сейчас стараюсь всегда быть в курсе того, что происходит в образовании. За это время многому научилась, проходила не только курсы, которые обязана была проходить раз в пять лет, но и множество других, в том числе компьютерных. Это очень полезно, ведь учитель всегда должен быть на шаг впереди своих учеников. Кроме того, являюсь постоянной участницей, как профессиональных дистанционных конкурсов, так и конкурсов совместно с детьми, а также являюсь их куратором. Конечно, это тяжелый труд. Работаешь не только на своем рабочем месте, но и дома готовишься к урокам, в вечном поиске: что-то ищешь, подбираешь, составляешь и так постоянно. Уже как два года ввела новшество: занимаюсь с обучающимися индивидуально по скайпу. Нужно сказать, это очень помогает ликвидировать не только их пробелы в знаниях, но и расширить кругозор. И еще можно лучше подготовиться к сдаче ЕГЭ, ведь часто на уроках, на переменах времени не хватает, а нужно уделить внимание каждому ребенку. Но в целом, хотя приходится много трудиться, нисколько не жалею о выбранном пути. Чувствую, это «мое».

Сегодня, являясь преподавателем высшей категории, ощущаю плоды своего труда. Чаще благодарные выпускники, осуществившие свою мечту, приходят в школу, чтобы поделиться своим опытом. Да и те обучающиеся, которые продолжают обучение, радуют своими успехами, охотно тянутся к новым знаниям. Если сравнить школу хотя бы пятилетней давности с современной, ощущаешь массу изменений. Во-первых, наша школа является пилотной площадкой по опережающему введению ФГОС. И уже можно увидеть, как изменились дети. Нет, это уже не те девчонки и мальчишки, которые ждут только готовых знаний, а это и юные исследователи, «историки», «обществоведы», «юристы», «поэты», «писатели», «математики». Современные учащиеся в качестве домашних заданий стремятся не просто получить номер параграфа или задание в рабочей тетради, а именно желают заняться проектной деятельностью, которая сводится не просто к поиску информации в интернете, а к её анализу. Кроме того, детям хочется сделать выводы, провести социологический опрос, составить портрет исторического деятеля, дать характеристику какого-либо события, и все это нужно правильно оформить не только на бумаге, но и в электронном виде. Ну конечно, не все могут добросовестно выполнить заданное, но после коррекции недостатков все встает на свои места.

Более того, такие дети стремятся пополнить свое портфолио, зная, что достижения пригодятся для их будущей профессии, а чем больше и качественнее и добросовестнее они будут выполнять задания викторин, олимпиад, конкурсов проектов, тем больше возможностей в будущем. Может быть, противники моей точки зрения скажут: «Да не все дети такие». Конечно это так, но если большинство «такие», так и те ребятишки, у которых пусть не все получается с первого раза, тоже подтянутся к «звездочкам». И поверьте, ради этого стоит работать! Конечно, не все и сразу может быть хорошо, но это и есть наше призвание, чтобы научить детей прежде всего учиться.

Еще одно новшество: электронные журналы, которые заполняются учителями нашего образовательного учреждения уже несколько лет. В то время, когда во многих учебных заведениях их только апробируют, мы уже работаем с ними в штатном режиме. Конечно, к сожалению, не у всех есть интернет. Да что интернет, компьютер-то есть не у всех. Но как в Конституции многое - наша цель, так и здесь, будем стремиться. Таким образом, у родителей есть возможность с помощью электронного журнала проверить оценки своего «чада», посмотреть домашние задания, которые почему-то некоторые дети в дневник не записывают.

А ЕГЭ? Да, наверное, только ленивый не муссировал эту тему. С одной стороны, это очень ответственно, а для тех, кто действительно готовится к сдаче такого экзамена, еще и каждодневный каторжный труд. Вот смотрю я сейчас на детей, которые прошли последнее испытание, понимаю как же это трудно. Но зато это одновременно вступительный экзамен в вуз, и в этом большой плюс ЕГЭ. А вспомнишь, как мы поступали, сначала в школе сдаешь экзамены фактически по всем предметам, а потом - следующая ступень - а там снова испытания. Вдумайтесь, разве эти нововведения были возможны в наше время? Наверное, нет. Вспомните, чтобы подготовить доклад, перероешь массу книг, десять раз перепишешь. Что уж говорить про компьютер, когда ни одного не было, а информатика преподавалась исключительно по учебнику. А история? После известных событий учебников не было, все по записям учителя. Сегодня же все к нашим услугам: учебники, рабочие тетради, оргтехника. Работать становится лучше, комфортнее. 

А посмотрите, какое сегодня материально-техническое обеспечение школ. Приятно посмотреть, как они сегодня преобразились. Уютные, светлые классы, оборудованные «по последнего слову» техники. Работая в сельской школе, мы практически не отличаемся по этим показателям от школ городских. И что немаловажно, результаты наших обучающихся во многом не хуже городских выпускников. Можно сравнить и результаты ЕГЭ, и результаты региональных туров олимпиад по предметам. 

Таким образом, сегодня образование не стоит на месте, происходят важные изменения, есть свои плюсы и минусы, но ведь не бывает реформ без «побочных», как говорят в медицине, эффектов. Но хотелось бы отметить очень важную деталь: сегодня очень мало молодежи приходит работать в школу. Причин много, это, прежде всего, огромная ответственность за результаты своего труда, когда итог ты видишь не сразу, а лишь спустя несколько лет. Более того, в твоих руках судьба ребенка и ты не имеешь права на ошибку! Это и тяжелый труд, когда катастрофически не хватает времени ни на своих близких, ни на себя, поэтому приходится чем-то жертвовать и, как правило, отдавать кусочек себя. Конечно, сегодня на эту проблему уже в государстве обратили внимание, делается много в этом направлении, осуществляется поддержка молодых специалистов, но количество молодых квалифицированных кадров пребывает медленно. Но, тем не менее, несмотря на существующие проблемы в образовании процесс реформирования идет и хочется верить, что все преобразования пойдут на пользу и ученику, и родителю, и конечно же, учителю.

Сохранена орфография и пунктуация автора

Автор: Лебедева Елена Васильевна, учитель истории, МОБУ "Солнечная СОШ" Вышневолоцкого района Тверской области



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: