Эссе "Первому учителю посвящается..."

В своей работе я хотела бы затронуть проблему образования в первом классе. Много лет проработала учителем начальных классов и знаю, как трудна работа учителя с первоклассниками. Но именно, от него, от первого учителя зависит дальнейшая жизнь учеников и учителей в школе. Помочь детям научиться учиться и при этом, сделать их жизнь в школе захватывающей – вот сложная задача учителей, взявших детей после детского сада.


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал

Все учителя, которые берут первые классы, согласятся со мной, что ученики стали совсем другие. Другая стала жизнь вокруг, другие родители, другие требования государства на обучение наших детей. Мы стараемся сделать их жизнь в школе интересной, разнообразной, запоминающейся. Но самого главного в школе никто не отменял, и этого хотят от нас родители, ученики, государство – мы должны детей УЧИТЬ.

Как же обыкновенному учителю совместить все эти требования: выполнять все требования ФГОСов, работать с родителями, обучать и воспитывать своих учеников?

Мы знаем, что все дети приходят в школу с разным уровнем подготовки, с разным «багажом знаний, умений, навыков». Одни уже довольно бегло умеют читать и считать, другие только-только выучили несколько букв. А есть и такие, которые не знают элементарных правил поведения и общения. И всем мы должны создать благоприятные, комфортные условия для дальнейшего обучения в школе, не «отбить» желания приходить в школу каждый день. Это трудная задача, практически невыполнимая. Но мы не опускаем руки, всё время что-то придумываем, экспериментируем, пробуем, ищем.

С чего начинает любой учитель после торжественной линейки 1 сентября? Конечно, с тестирования уровня знаний. Мы должны знать, как строить наше дальнейшее обучение. Провели тестирование, провели анализ и дальше… Программа-то для всех одна. Учитель должен придерживаться этой программы. Начинается долгая и мучительная работа с отстающими учениками, а те ребята, которые уже обладают определёнными знаниями, начинают скучать на уроках, пытаются занять себя какими-то другими делами.

Опять возникает вечный философский вопрос: «Что делать?»

У меня есть предложение, как заинтересовать ребят ВСЕГО класса.

Делим ребят в классе на три группы, я думаю, что все учителя знают, по каким признакам происходит это разделение. Нам надо научить. Но и не забываем, ребёнок не должен скучать на уроках. Опираемся на данные нашего тестирования. Для каждой из групп создаётся своя ОТДЕЛЬНАЯ программа. Понимаю, звучит жутко. Тут бы с теми программами, которые есть справиться. Пусть вас это не пугает, не всё так сложно. Важна первичная работа и в дальнейшем только корректировка и контроль.

Итак, созданы программы по ОСНОВНЫМ предметам. Я подчёркиваю это. То есть по тем предметам, которые вызывают наиболее сильные затруднения (чтение, математика, окружающий мир). Письмо можно не брать, здесь эффективнее работать со всем классом или индивидуально. Трудовое обучение и изобразительное искусство также удобнее проводить для всего класса одновременно.

Но, составить программу и реализовывать её – это две разные вещи. Одному здесь не справиться. Нужны помощники. Кто же это?

В первую очередь – родители. Давайте признаемся честно, многие ли родители видели ваши рабочие программы? Боюсь, что нет. А даже, если и видели, то сути этих самых важных для нас рабочих документов, всё равно не понимают. Вы собираете родителей также по группам, как вы разделили учеников, рассказываете им, почему они оказались именно в этой группе. Объясняете им смысл вашей идеи и просите у них помощи в этом деле. Каждый из родителей хочет, чтобы его ребёнок учился хорошо, они будут вам помогать. Давайте не будем скрывать от них, чем вы там, на уроках с их детьми занимаетесь. Иначе, желание помогать, да и вообще интересоваться школьной жизнью у родителей быстро пропадёт. Не пугайтесь, что родители начнут вам в дальнейшем давать советы по обучению и воспитанию детей. Иногда, их советы бывают довольно дельными. Раздайте им тексты контрольных работ, которые вы будете проводить, осветите ВСЮ вашу деятельность. Они тогда будут понимать, чем вы занимаетесь на уроках, переменах, на каникулах, когда детей нет в школе. Родители будут чувствовать свою причастность к образовательному процессу, знать, что происходит на уроках, что именно должен сделать их ребёнок сегодня, завтра, через месяц. Вот вам и работа с родителями, которую мы отражаем в нашей папке с документами по воспитательной работе.

Ещё одни ваши помощники – сами дети. Также собираем их по группам, рассказываем, почему они попали именно в эту группу, объясняем основные задания, смысл их работы в группе. Заводим для КАЖДОГО ученика дневник, где на неделю прописываем, что они должны сделать по каждому предмету. Эти дневники сдаются вам в конце недели. Вы оцениваете работу, даёте новые задания. Вот вам контроль работы каждого ученика, контроль со стороны родителей, групповая работа детей, взаимоконтроль и самоконтроль, которым мы пытаемся постоянно научить наших ребят.

Далее, сама работа на уроке. С самого начала необходимо научить группы взаимодействовать между собой, учиться слушать своих товарищей. Это тоже одна из сложных задач учителя. Работать с группами намного труднее, чем со всем классом. Необходимо чётко научиться распределять свои силы, когда вы работаете с одной группой, другие группы работают самостоятельно. Но, нам же важен результат. Помните? Научить, но чтобы не было скучно.

Конечно, многие могут не согласиться с моими идеями, их необходимо проработать под каждый класс, под каждого ученика, под каждого учителя. Это не инструкция к применению, это просто размышления об образовании. Но мы, поэтому и работаем до сих пор в школе, что постоянно ищем что-то новое, интересное, необычное. Давайте вместе пробовать изменить наше образование. Если мы сами не будем бояться экспериментировать, то и наши дети вырастут пытливыми и любознательными. Будем работать над собой, увлекая новых неравнодушных индивидуальностей. Как говорил, наш великий писатель и педагог Л.Н.Толстой: «Потребность в образовании лежит в каждом человеке, народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания».

Сохранена орфография и пунктуация автора. 

Автор: Северцева О.В., учитель истории и обществознания, МБОУ «СОШ №14», город Выборг



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 Лариса_Тащилина • 15:37, 13.07.2014
Ольга Валентиновна, вы молодец, что ищите и находите новые пути в подаче знаний. Все правильно: новые дети - новые методы. Конечно, самоконтроль - всегда останется одной из главных методик в преподавании, бесконечно совершенствующих наше образование.