Эссе "Хоть глазочком заглянуть бы..."

Пишу самой себе письмо в будущее.

Хочу провести меленький эксперимент.

Интересно, что меня ожидает лет через 20? «Хоть глазочком заглянуть бы, заглянуть …»

Отправляю свое эссе на конкурс и на свой e-mail. Как обещают авторы сайта «Письмо в будущее», мое послание придет в назначенный срок.


Обсудить статью (уже 3 коммент.)
Опубликовать свой материал

"Здравствуй, Татьяна! Письмо получено, значит прошло уже 10 лет!

Ты также работаешь учителем в школе, также руководишь методическим объединением учителей русского языка и литературы? Это значит, предмет в Общеобразовательный Госстандарт Казахстана введен, и статус языка межнационального общения в стране не изменился.

Как далеко шагнула методика преподавания языка? Интересно, а сегодня ты также соблюдаешь на своих уроках «Закон трех О» (очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем)?

Надеюсь, все наши традиционные литературные вечера, гостиные в школе проводятся, и фотографии сохранились с Пушкинских чтений, фольклорных праздников, встреч, посвященных А.Вампилову, поэтам Серебряного века и др.

А какие в школе всегда были спектакли!

Помнишь времена, когда трудно было найти хороших актеров, чтецов? И желание у ребят было, и ходили за учителями: "Ну, возьмите меня в театр!" Но таких, чтобы чувствовали слово, трепетно относились к языку, все-таки было мало. Когда начинались репетиции, мне кажется, у них даже лица менялись, становились какие-то одухотворенные. Великая сила слова!

Казахстанская школа прививает интерес к литературе, ее истории, она всегда была и остается на стаже русского языка, его изучения и соблюдения всех норм.

Отличным помощником для учителя сегодня стал Интернет. Он открывает широкие возможности в обучении языку, расширяет методический сервис. Мы стали активней участвовать в языковых конкурсах, олимпиадах, вебинарах, наблюдаем опыт зарубежных коллег в работе с языковыми проектами.

Интересно, изменилось ли отношению к русскому языку в Казахстане спустя 10 лет и кто больше влияет теперь на его изучение?

Я живу в многонациональном государстве. Так сложилось исторически и политически. В нашей школе обучаются дети двадцати четырех национальностей и народностей. Большая часть образованных людей сегодня осознает, что будущее за русским языком, поэтому отдают детей намеренно в русские школы, несмотря на национальность, т. к. есть перспективы обучаться в России.

Вспоминаю своих "золотых учеников": Галю Лобановскую, Олега Янчука, Алену Горлину и многих других. Это они меня в разные годы учили не стесняться своих эмоций на уроке, читать по ролям самозабвенно, все знаки препинания соблюдая, не глядя на своих одноклассников, на их передразнивания, "пародии". Любили язык, литературу. А как звучали программные стихи на обычном уроке! Какие были сочинения! Спасибо родителям.

Помнишь международный семинар в г.Каркаралинске с участием профессоров из РУДН? Они рассказывали о теориях «Детство народа» и «Система национальных образов сознания». Нам, филологам, представили наглядную картину: с детства у людей с постсоветского пространства в генах заложено знание и глубокое языковое чутье, отношение к отдельным словам, их значениям. Например, слово «красный» ассоциируется с важнейшими историческими событиями: революцией, ВОВ, кровью, пролитой в боях. В США «красный»- кровь, индейцы, убийства, коммунисты и т.д.

Для меня тогда это стало открытием. Значит, мы от рождения богаты, в наших руках великое орудие – язык! Великий и могучий! Но что-то забываем мы о том, чем владеем, относимся к нему часто потребительски.

Русская речь стала более упрощенной, поскольку совмещает в себе разнообразные элементы из когда-то не сочетаемых форм языка.    Замечаю, что в повседневной жизни люди даже в зрелом возрасте все чаще используют сленг, жаргонизмы в своей речи. То есть приспосабливаются, стараются быть, как все. Так, кажется, можно иногда достучаться, добиться своего.

Все просто: в такой речи очень важный социальный элемент – уравнительный. И, несмотря на свою неэстетичность, она получила широкую популярность: люди стали панически бояться красоты речи, стесняются ее. Это очень глубокое, личное, скрываемое от посторонних чувство.

Для меня сегодня трудности с преподаванием предмета в том, что за партой сидят школьники разной языковой среды. А среда эта - семья, общество, в котором живут мои ученики.

В последнее время все чаще сталкиваюсь на своих уроках с неадекватной реакцией некоторых на литературные произведения: смех невпопад, примитивное толкование литературных образов, авторской позиции — это показатель низкого уровня литературного развития школьников. Причина ясна, но как с этим бороться?

Я поймала себя на мысли, что подсознательно стараюсь избегать подобных ситуаций на уроке (восемнадцатилетний опыт не отнять). Пропускаю намеренно целые предложения в художественных произведениях, иногда заменяю в текстах для разбора слова на синонимичные. Может быть, поступаю бесчестно с нашими классиками? Не знаю... Боюсь оскорбления языка, не могу и не хочу слышать подобное на своем уроке!

"Час чтения" как эксперимент проводила в марте совместно с библиотекарем. Отобрали короткие повести и рассказы о школьниках. Замечательные, добрые книги.

Происходит чудо… Тишина… Вижу задумчивые лица, чувствую, что «зацепила», смогла увлечь. Читают, не отвлекаясь. Волшебство слова! Но грустно от того, что многие из этих ребят, знаю, уже давно не были наедине с книгой - нет примера.

Вокруг другое: суета, примитивность отношений, извращенное видение слова.

Радовались, что удалась акция «Подари книгу школе». Сотни книг пополнили нашу библиотеку. Перебираю… Пушкин, Лермонтов, Остер, Чейз, Олеша, Маринина… Да уж, разношерстная компания!

Сначала обрадовалась классикам, программным произведениям. Ведь приходится распечатывать на класс не вошедшие в хрестоматии и в учебник отдельные главы «Ревизора», «Капитанской дочки», «Сказки» Салтыкова-Щедрина. А потом подумала: «Избавились!» «Дома книги не нужны, пылятся без толку. Хоть в школе пригодятся», - так рассуждают взрослые.

Действительно, пригодятся. Уверена, что именно школа в ответе за будущее русского языка в моей стране. Это ответственная миссия. Но только так хочется, чтобы через 10 лет у школы в обучении языку были серьезные и надежные помощники: семья, СМИ, общество.

Радует, что сегодня в нашем провинциальном городке выпускают несколько газет и журналов на русском языке, есть телевидение. И добровольные корреспонденты совершенно правы, когда, обнаружив речевые недостатки или ошибки на газетной полосе или по радио, справедливо напоминают о цензуре, о нужности высокого авторитета в народе прессы, чья речь всегда расценивалась как образец, эталон речевой культуры.

Пусть интерес к изучению русского языка в Казахстане возрождается!

Пусть язык будет настоящим проводником между Россией и нашей страной, как и прежде!

Пусть будет больше желающих изучать русский, а среди них и мои ученики, пусть ими движет не только интерес к русской культуре, но и практическая цель: принять гостей, сделать карьеру, заняться собственным делом, получить блестящее образование …

Человеку не приходится выбирать время, в которое ему суждено родиться, жить и созидать. Но каждому из нас дано право учиться, развиваться, стремиться к прекрасному, а в этом нам помощник – язык.

Я загадала желания! Так хочется верить, что они уже сбылись.

P.S. Завидую немного самой себе, ведь там, в 2024, я уже знаю, исполнились ли они!

Сохранена орфография и пунктуация автора. 

Автор: Лось Татьяна Николаевна, учитель русского языка, КГУ ОСШ №1 имени А.М. Горького



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
3 olgak25 • 12:29, 16.07.2014
Здорово! Пусть все Ваши желания сбудутся!
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 den02 • 09:21, 16.07.2014
Не обычная статья и очень интересная))))
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 Анастасия31 • 15:21, 15.07.2014
интересная статья)