Лилия Шакиртянова, 18.07.2014 2

Из размышлений сельского педагога


Школьное образование, полученное на селе, желание работать там, где выросла, и почти 20-летний стаж работы учителем русского языка и литературы в поселке городского типа — вот мой багаж педагогического опыта.


Обсудить статью (уже 2 коммент.) Опубликовать свой материал

Первые пять лет работы в школе — всегда  трудные годы: учитель набирается опыта. И чем больше человек вкладывается именно в этот период, тем сторицей вернется к нему. Человек,  проработавший в школе более пяти лет,  все-таки там и останется работать, так как, видимо, не только условия труда влекут молодого специалиста, а то, что называется призванием. Впрочем, до момента осознания последнего пройдут годы.

Хочется подчеркнуть мысль о том, что человеку необходимо чувство родины;  малая  родина всегда притягательна, несмотря ни на какие максималистские заявления юности («Я уеду отсюда»), и тем ценнее специалист, который нашел применение своим знаниям и силам именно на родине. В этом прослеживается кровная связь поколений именно на уровне исторической памяти.

Образование на селе чрезвычайно консервативно. Менталитет деревенского человека «заточен» прежде всего на сохранение  того, что имеется. Именно потому и новое входит в жизнь с трудом, и присущие советской  педагогике плановость и аккумулятивность знаний столь живучи и мешают движению вперед, внедрению новых технологий и всего прочего, что требует мобильности в современных условиях. Мобильность (в том числе и  как новое качество современного образования), возможно, прерогатива сознания выпускника нынешней современной школы, и вопрос только в том, когда это новое качество станет нормой сельской жизни. 

Что я подразумеваю под названием «мобильность образования»? На мой взгляд, это способность как образования в целом, так и его представителей (учителей, ученых) оперативно реагировать на изменения ситуации и производить актуальный продукт. На возражения о том, что литература или русский язык как учебные предметы культивируют вечные категории, отвечу, что жизнь современного человека протекает в ускоренном темпе и за единицу времени он делает намного больше, чем прежде, и отсутствие, например, каких-нибудь филологических навыков будет означать лишь одно: ты маргинал или станешь им.

Мобильность образования сопряжена с интеграцией в мировое образовательное пространство. Звучит несколько дико в отношении сельской школы, но наличие интернета позволяет это сделать. Такие сайты,  как YouTube и  Большая онлайн библиотека, расширяют круг познавательного поиска и  дают возможность представить  свой опыт,  учительский или ученический.

Мобильность образования не синоним оптимизации школ, лицемерно преподносимой как «улучшение качества и условий преподавания и обучения». Ошибочна идея укрупнения образовательных учреждений за счет ликвидации сельских школ. Говорю это не только потому,  что я сельский учитель и моя школа неизбежно попадет в жернова оптимизации, а потому, что искоренение малых школ ведет к  утрате исторической памяти.

Маленькая школа в идеале должна быть элитной  школой, а элитная школа —кадровая политика. Но я не министр — я учитель.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 dosova43 • 20:17, 26.07.2014
Согласна с автором статьи. Проработала в сельской школе 26 лет. особенно беспокоит сокращение небольших школ. Действительно, пока работает школа, село живёт, нет школы - умирает село. А ведь и в маленьких школах работают замечательные учителя.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 jnat • 19:55, 26.07.2014
Проблемы сельской школы хорошо знакомы, так как сама родилась и выросла в селе, приехала работать и почти тридцать лет трудилась в маленькой средней школе. Укрупнение школ губит малокомплектные . Ликвидация влечёт за собой серьёзные последствия: исчезают постепенно населённые пункты. В работе звучит боль и желание обратить внимание на проблему, которую можно решить только на государственном уровне.
[Материал]