Артамонов Сергей Александрович, 24.08.2011 3

Патриотическое воспитание школьников при реализации образовательной программы судомодельной секции


В статье описывается опыт патриотического воспитания школьников при реализации образовательной программы  судомодельной секции. Показана актуальность патриотического воспитания современной молодежи. Учтен опыт автора и других педагогов Санкт-Петербурга,  работающих в системе дополнительного образования по направлению «судомоделизм».


Обсудить статью (уже 3 коммент.)
Опубликовать свой материал
Артамонов Сергей Александрович,
ГОУ ДОД  ДЮЦ «Творческий Молодежный Форум
«Китеж-Плюс» Санкт-Петербурга

педагог дополнительного образования.
Направление: судомоделизм.

 

Патриотическое воспитание школьников при реализации образовательной программы судомодельной секции


Образовательная программа судомодельной лаборатории для выполнения основной цели  программы - создания комфортных условий для развития личности ребёнка, адаптации его к современной жизни ставит следующие задачи - образовательные, развивающие, воспитательные. К образовательным задачам относится: формирование навыков работы с инструментами, материалами, знание терминологии, технологии. К развивающим задачам относится: выявление и развитие творческих, эвристических способностей воспитанника. К воспитательным задачам относится: воспитание чувства коллективизма, честности, порядочности,   доброжелательности к людям, любви к труду, любви к родине. Одной из важнейших воспитательных  задач, которые выполняются при реализации образовательной программы, является патриотическое воспитание учащихся.    

Формирование патриотических чувств у подрастающего поколения закладывается на всех этапах образовательного процесса. Например,  каждые соревнования по судомодельному спорту любого уровня начинаются с построения юных спортсменов,  после приветствия главного судьи соревнований осуществляется подъем государственного флага Российской Федерации. Исполняется  гимн. Таким образом подчеркивается торжественность момента открытия соревнований.

В  Санкт-Петербурге, где как нигде сильна память о Великой Отечественной войне, о подвиге людей в блокадном  городе,  в Красногвардейском районе в конце января ежегодно проводится Открытое лично-командное первенство города по судомоделизму среди школьников, посвященное полному снятию блокады Ленинграда.  На  мероприятие приглашаются ветераны  войны. Они говорят напутственные слова юным участникам  и  награждают победителей. К сожалению,  сегодня, когда после победы в Великой Отечественной войне прошли многие десятилетия, и память о войне и ее жертвах постепенно становится для новых поколений далекой историей и даже  мифом, необходимо на занятиях в судомодельной секции прививать чувство гордости за свой народ и свою страну.  Говоря о  войне, о патриотизме, нельзя не вспомнить легендарного русского  адмирала и конструктора ледоколов С.О. Макарова, погибшего в русско-японской войне. Незабываемы  и его слова: «Помни войну», что написаны на постаменте его памятника  в городе Кронштадте на Якорной площади у Морского собора. Именно эти слова кратко и емко говорят нам о подвиге, о любви к родине, о тех страданиях и тяготах, которые легли на плечи нашего народа в ходе истории.

Воспитывая юных моделистов в духе патриотизма, необходимо показывать исторические примеры. Показывая исторический пример героизма  ленинградцев во время блокады, нельзя не сказать и о Дороге жизни.  О Дороге жизни сказано и написано немало. Но именно  рассказы о «водной  дороге жизни»,  о  навигации 1941 и 1942 годов  вызывают неподдельный интерес у воспитанников – судомоделистов.  При реализации образовательной программы целесообразно посетить с учащимися музей «Дорога жизни», являющийся филиалом Центрального военно-морского музея. Музей «Дорога жизни» находится в  Ленинградской области у мыса  Осиновец, недалеко от станции Ладожское озеро. Именно отсюда начиналась «водная дорога жизни», ставшая спасением для многих жителей и воинов, защищавших осажденный город, так как по Ладожскому озеру корабли Ладожской военной флотилии в навигацию 1941 и 1942 года осуществляли снабжение блокадного города продовольствием и боеприпасами, осуществляли эвакуацию мирных жителей.  На открытой площадке музея помимо  прочих экспонатов на вечной стоянке стоят подлинные  корабли, на  которых  во время войны перевозили грузы и  людей под вражеским огнем по неспокойной Ладоге бойцы Ладожской военной флотилии.

Об этих кораблях следует сказать особо. Это:   катер-охотник типа МО-4,  буксир  «Кареджи» (тип Ижорец-8), самоходный плашкоут, эти корабли изготавливались на судостроительных заводах блокадного Ленинграда.  О боевом пути каждого из них написаны  статьи, книги. Особенно ценно то, что эти корабли сохранены, и их могут увидеть воспитанники судомодельных кружков, а так же изготовить их модели. Модель самоходного плашкоута довольно проста в изготовлении, и ее вполне способны выполнить  учащиеся первого года обучения. Технология изготовления этой модели описана в методической разработке педагога дополнительного образования по судомоделизму Трофимова Ю. А.,  данную разработку  многие  педагоги используют в своей практике. Зачастую на соревнованиях можно увидеть модели-копии плашкоутов, несмотря на свою простоту, смотрятся они вполне эффектно. Модели катеров типа  МО-4  также строятся в разных судомодельных кружках города С.-Петербурга. Модель буксира «Кареджи» (Ижорец -8) построена учащимися в судомодельной секции ДД(Ю)ТТ Приморского района «На Торжковской» и передана в качестве экспоната  Музею молодежных организаций Приморского района. Модель буксира «Кареджи» (Ижорец-8) занимает достойное место в экспозиции, посвященной Дороге жизни. 

Бесспорно,  изготовление воспитанниками моделей кораблей, прототипы которых  со своими экипажами приносили славу нашей родине, существенно влияет на формирование у юных моделистов чувства патриотизма.

В городе Санкт-Петербурге, городе морской славы и центре судостроения,  есть три корабля- музея, представляющие ценность не только как  образцы техники, сохранившиеся до наших дней, но и  являющиеся памятниками истории. Это: крейсер «Аврора», ледокол «Красин», подводная лодка «Народоволец». Посещение этих музеев воспитанниками способствует воспитанию чувства  гордости за свой народ и свою страну.

Образовательная программа должна быть построена таким образом, чтобы оказывать положительное влияние не только на умственное  и физическое развитие детей и укрепление их здоровья, но и на воспитание культурного человека, который способен к постоянному совершенствованию, изменению в соответствии с требованиями времени. Ознакомление с историей Санкт-Петербурга (Ленинграда), как промышленного, научно-технического и учебного центра судостроительной отрасли России позволяет воспитывать в ребенке дух юного Петербуржца, становиться  патриотом своего города, любить не только свою страну, но и свой город.

Таким образом,  патриотическое воспитание школьников при реализации образовательной программы судомодельной секции осуществляется с помощью:

 

 

 

- примеров  славной и трагической истории нашей страны
- изготовления воспитанниками моделей-копий кораблей, имеющих исторические прототипы
- формирование памяти о войне и жертвах нашего народа
- посещение воспитанниками музеев и памятных мест
- посещение кораблей - музеев
- приобщение, воспитание уважения  к государственной символике

Важнейшей составной частью воспитательного процесса является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
 

 

 



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
3 Невидимка • 00:31, 28.08.2011
Присоединюсь. Отлично. +1
avatar
2 Ульяна Мясоедова • 21:30, 27.08.2011
Статья - хорошая, приятно, что есть еще педагоги, которые с такой душой относятся к своей работе. Искренне желаю педагогу Артамонову дальнейших успехов в работе
avatar
1 Федор Дронов • 22:53, 25.08.2011
Замечательная статья. Редко теперь можно встретить статью, которую и почитать приятно. Автор- молодец. Сразу видно, что педагог С.А. Артамонов - профессионально разбирается в вопросе