Не стоит забывать про национальную культуру в учебном процессе


Баунтовский эвенкийский район многонационален, как и вся Россия. Здесь, в суровых краях, дружно живут эвенки, русские, украинцы, буряты и многие другие национальности. Именно это смешение наций придает особый колорит Баунту, его культуре и атмосфере жизни.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал
 

Наш Баунтовский район - один из замечательных уголков Бурятии, край несметных природных богатств. Край удивительных, мужественных, смелых, добрых и щедрых душой людей-эвенков: охотников, оленеводов, звероводов, рыбаков, искусных мастеров по изготовлению обуви, одежды, красивых изделий. Материальная культура эвенков своеобразна и воплощает в себе удивительную гармонию человека и природы. Природные ресурсы, без которых была бы невозможна жизнь в условиях севера: дикие и домашние животные, лес, птицы, давали материалы для производства ценностей. Спасибо тем людям, которые могут сохранить и передать национальную самобытность, материальные и духовные ценности через древнее мастерство - декоративно-прикладное творчество, живопись, искусство.

Декоративно-прикладное искусство – немаловажная часть национальной культуры эвенков. Красиво выполненная работа, вещь доставляет радость, воодушевляет на новые творческие дела, обогащает духовно. Богатейшим достоянием народа можно назвать как кумалан (эвенкийский ковёр), так и изделия из бересты, вышивка и украшение национальной одежды, сувениры из бисера и многие другие вещи.

Наблюдая за развитием сегодняшнего времени, можно сказать, что истинное народное творчество эвенков, к сожалению, постепенно уходит в небытие. Чтобы оставить культурное наследие для потомков, необходимо учить молодое поколение, передавать все умения и навыки, не забывать и восстанавливать технологии выполнения разных вещей. Также очень важно знать историю и культуру родного края.

Искусство в жизни малочисленных народов всегда играло значительную роль. Большое место в изобразительном искусстве северных народов занимает человек, его труд и положение в обществе. Сюжеты самые разнообразные и по характеру и по содержанию. В основе сюжетов - мир животных. Это хорошо прослеживается в работах детей младшего школьного возраста. Особо выделяются творчество детей-эвенков: их рисунки отличаются не только содержанием - дети по-своему видят окружающий мир. Это чувствуется и в композиции, и в понимании пространства (вид как бы сверху, с горы). Например, оригинальные рисунки одного из таких детей (см. приложение) явно свидетельствуют о его художественной одарённости. Также наряду с рисованием можно отметить способности к лепке. Дети-эвенки не просто хорошо чувствуют «мягкий» материал, но их работы оригинальны по сложности формы - это фигуры животных: лосей, оленей и других. Такие художественные способности детей необходимо сохранять и развивать.

Наша школа-интернат имеет статус эвенкийской, где обучаются и проживают дети эвенков, бурят, русских. В рамках ФГОС одним из приоритетных направлений является национально-региональный компонент. При разработке учебных программ данный компонент учителями начальных классов вводится по некоторым учебным дисциплинам. Такие предметы как изобразительное искусство, художественный труд, музыка, физкультура вполне могут включать региональность. На уроках физкультуры - разучивание национальных игр (бурятских, русских, эвенкийских), на уроках музыки – знакомство с национальными песнями, на уроках художественного труда и рисования - огромное пространство для развития национальной тематики. Естественно, что темы каждого класса по возрастанию усложняются. Например, по технологии:
1 класс - «Какие бывают эвенкийские узоры»
2 класс - «Виды эвенкийских орнаментов»
3 класс - «Общее и разное в орнаментах бурятского и эвенкийского народа»
4 класс - «Создание своего орнамента с национальными элементами».

Конечно, в таких учебных дисциплинах, как математика и русский язык, трудно включить национальные компоненты, но здесь возможно внедрение некоторых видов работ. Например, в математике - текстовые задачи, придуманные самим учителем: « На стойбище было 30 взрослых оленей. Весной появились еще 10 маленьких оленят. Сколько всего животных? На сколько взрослых больше чем молодых?» В уроки русского языка включаются сочинения о своей малой родине, списывание текста с национальной темой и другие виды работ. На уроках внеклассного чтения можно включать знакомство и анализ художественных произведений устного народного творчества, сочинение стихов, рассказов, и многое другое. В рамках проектной деятельности тоже необходимо включать задания, связанных с краеведением.

Таким образом, насколько разнообразно и многогранно будет строиться работа в данном направлении - зависит от нас, педагогов. Тогда, может быть, мы и увидим истоки истинной любви и уважения к своей национальной культуре, которая, по наблюдениям за детьми, всё больше отвергается - дети-эвенки как бы стесняются признавать своё национальное достоинство, принадлежность к своей нации. А сохранить и развивать этническую культуру такого малочисленного народа как эвенки, нам, живущим в Баунтовском эвенкийском районе, просто необходимо.



Литература:

1. Е.Д. Миронова « Активизация словарного запаса учащихся начальной школы». - Улан-Удэ: Изд. «Бэлиг» 2004 - 96с.
2. Ч.М. Таксачи « Культура народов севера в лицах» - Санкт-Петербург., филиал изд. «Просвещение» 2009 - 192с.
3. А.С.Шубин « Эвенки Прибайкалья».- Улан-Удэ: Изд. «Бэлиг» 2001 - 120с.
4. « Эвенкия – в сердце моём» - Тура: МОУ ТСОШ 2006 - 45с.

 

Халзанова Евгения Валерьевна,
учитель начальных классов
ГОУ "Багдаринская эвенкийская школа-интернат среднего (полного) общего образования"

 

 

 

 


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: