Организация духовно-нравственного воспитания учащихся на основе социокультурного курса «Истоки»


Одним из приоритетных направлений современного российского образования является создание системы духовно-нравственного воспитания школьников[1]. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан…, обладающих высокой нравственностью…»[5]. Школа должна воспитывать национальное достоинство русского человека, формировать в душах молодого поколения те качества, которые во все времена отличали русский характер: доброту, открытость, достоинство, трудолюбие, патриотизм, сострадание, благородство, благочестие и многое др.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал
 

На решение этих задач и ориентирован социокультурный курс «Истоки», преподавание которого в нашей школе началось в 2009 году. Выбор курса «Истоки» нашим учебным учреждением был обусловлен тем, что его образовательный, воспитательный и развивающий потенциал, направленный на формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей, гражданской ответственности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, в полной мере позволяет реализовать задачи школьного воспитания.

Программа курса «Истоки» разработана профессором И.А. Кузьминым, членом-корреспондентом РАЕН, генеральным директором Издательского дома «Истоки», и доктором исторических наук А.В. Камкиным, профессором Вологодского государственного педагогического университета[4]. Цель курса - преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и преумножать социокультурный опыт Отечества[2].

Программа курса направлена на возрождение первоначального контекста категорий и ценностей, которые сложились в России на основе православной культуры. Усвоение знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте вырабатывает у учащихся «социальный иммунитет», позволяющий защитить их от негативных воздействий внешней среды и способствует решению важнейших задач:

  • развитию духовно-нравственных основ образования;
  • интеграции обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе ценностей отечественной культуры;
  • формированию у учащихся гражданской ответственности;
  • приобщению в равной степени представителей всех национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности и поликультурных контактов современного общества;
  • укреплению статуса школы как социального института, способствующего стабилизации и консолидации социума[4].

Образовательный и воспитательный потенциал курса реализуется через особые активные формы работы - социокультурные тренинги: ресурсный круг, работу в парах и в группах, мнемотехнику, активный выбор, и др. Такие формы работы позволяют учителю организовать учебный процесс так, что практически все учащиеся, независимо от ведущего типа восприятия, оказываются вовлеченными в процесс познания и имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания предполагает, что каждый вносит в него свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет переводить познавательную деятельность на более высокий уровень развития[3].

Отличительным достоинством данного курса является то, что «Истоки» возрождают ценности, присущие большинству традиционных культур, способствуют приобщению в равной степени представителей всех национальностей, этнических групп, вероисповеданий к родным истокам, общечеловеческим ценностям. Для нашей многонациональной школы это особенно актуально.

Учебный курс «Истоки» является надпредметным и позволяет интегрировать знания гуманитарных и естественнонаучных дисциплин в единое образовательное пространство[2].
Содержание курса способствует формированию новых устойчивых метапредметных связей с другими учебными дисциплинами: литературой, историей, изобразительным искусством, технологией и хореографией. На уроках по данным предметам учащиеся получают практические умения и навыки по некоторым вопросам, изучаемым в курсе «Истоки», имеют возможность приобщиться к социокультурному опыту предков, народа на личном опыте.

Образовательные, воспитывающие и развивающие возможности курса «Истоки» реализуются в нашей школе не только в процессе обучения, но и во внеклассной и внеурочной деятельности. Разработанная система внеклассных мероприятий направлена на формирование духовно-нравственных ценностей и является прямым продолжением работы, начатой на уроках.

Тщательный отбор содержательных единиц, четкость и логичность изложения материала, соответствующее звуковое оформление, мультимедийное сопровождение, активное участие самих учащихся позволяют проводить подобные мероприятия на высоком уровне, обеспечивают их высокий воспитательный эффект, что подтверждается положительными отзывами всех участников мероприятий, результатами рефлексии.

Наиболее яркими и запоминающимися были литературно-музыкальные композиции «Русь изначальная и вечная…» и «Эхо войны»; урок-путешествие «Сургут: вчера, сегодня, завтра…»; проект «Защитник Отечества»; урок–размышление «Семья, как много в этом слове…»; акции «Скажи наркотикам «нет», выбери Жизнь!!!», «Японский журавлик», « Нам нужен МИР!» и др. Реализация таких мероприятий обеспечивает гражданское и патриотическое становление учащихся, расширяет их социальный опыт, способствует сохранению и укреплению здоровья.

Огромное значение в процессе духовно-нравственного воспитания школьников приобретает обращение к делам и творениям выдающихся деятелей русской истории и культуры. Жизнь и деятельность таких людей позволяет учителю воспитывать у учащихся чувство уважения и благодарности к нашим великим предкам, способствует формированию у них нравственных идеалов. Ярким примером реализации этого направления воспитательной работы являются мероприятия, посвященные Александру Невскому, Сергию Радонежскому, Михаилу Ломоносову, Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II.

Социокультурный системный подход предполагает взаимодействие детей и взрослых. Поэтому ещё одним важным направлением в нашей работе стало взаимодействие с родителями учащихся, вовлечение их в совместную с детьми и учителями познавательную, культурную и досуговую деятельность. Организация взаимодействия учащихся и их родителей в значительной мере способствует развитию единого контекста воспитания в семье и школе, обеспечивает приобщение семьи к социокультурным категориям и ценностям.

Особое место в воспитательной работе в рамках курса «Истоки» занимают заседания Воскресного клуба. Участники клуба (учащиеся, их родители, педагоги, приглашенные гости) в процессе совместной деятельности обсуждают и решают различные актуальные проблемы, обмениваются опытом, учатся общаться, уважительно относиться к национальным, культурным и религиозным предпочтениям других людей. Родители, являясь носителями социокультурного опыта, не только активно участвуют в заседаниях клуба, но и помогают ребенку в выборе приоритетных жизненных ценностей. Подобные встречи способствуют развитию и самореализации личности ребенка и родителя, воспитывают морально-нравственные нормы поведения, укрепляют семью, обеспечивают ее духовное становление и развитие.

В апреле 2011 года опыт нашей работы по внедрению курса «Истоки» в учебно-воспитательное пространство школы был представлен на городском семинаре «Развитие Истоковедения в контексте федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Опыт внедрения». Представленные нами результаты работы вызвали заинтересованность со стороны участников семинара и были по достоинству оценены.

В мае 2011 года с целью изучения результативности внедрения курса «Истоки» в образовательный процесс нами было проведено мониторинговое исследование учащихся 5-7 классов и их родителей[6].

Полученные результаты позволяют нам сделать следующие выводы:

  • в процессе изучение курса «Истоки» у большинства учащихся формируется положительное эмоциональное отношение к изучаемому предмету, создаются условия для непрерывного развития личности;
  • курс способствует целенаправленному формированию положительных ценностных установок, моделей поведения;
  • большинство родителей удовлетворены результатами работы в этом направлении и считают необходимым дальнейшее изучение этого курса;
  • данный предмет создает предпосылки для устойчивой преемственности поколений;
  • курс восстанавливает престиж традиционных национальных идеалов, формирует духовно-нравственные ценности.



Список литературы

1. Жарковская Т. Г., Матвеева Н. В., Куприянова Н. С., Моисеева О. П., Кудрова И. А. Интеграция духовно-нравственного образования в различные учебные дисциплины. // Отечественное образование. М.: Издательский дом «Истоки»; Институт содержания и методов обучения РАО, 2007 г. Т. 1.: Интеграция духовно-нравственного образования в различные учебные дисциплины. - С.11-30.
2. Кузьмин И. А. О развитии системы духовно-нравственных ценностей в контексте программы «Истоки». // Истоковедение. М.: Издательский дом «Истоки», 2009 г. Т. 5. - С. 5-10.
3. Кузьмин И. А., Камкин А. В. О развитии системы духовно-нравственных ценностей в контексте программы «Социокультурные Истоки». // Отечественное образование. М.: Издательский дом «Истоки»; Институт содержания и методов обучения РАО, 2007 г. Т. 1.: Интеграция духовно-нравственного образования в различные учебные дисциплины. - С.86-97.
4. Кузьмин И. А., Камкин А. В. Учебно-методический комплект «Истоки». // Воскресная газета «Покров». – 2009 г. - № 9 (469). – С. 36-37.
5.Национальная доктрина образования в Российской Федерации: (постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751). // Собрание законодательства Рос. Федерации.- 09.10.2000 г. - № 41.- С. 4089
6.Соколова М.Е. Анализ результатов мониторинга апробации экспериментального курса «Истоки» в общеобразовательных школах Калининградской области // Отечественное образование. М.: Издательский дом «Истоки»; Институт содержания и методов обучения РАО, 2007 г. - Т. 1.: Интеграция духовно-нравственного образования в различные учебные дисциплины. - С.117-130.

 

Степанова Татьяна Владимировна,
Чекова Ирина Владимировна,
Власов Игорь Алексеевич,
учителя МБОУ СОШ № 20,
г. Сургут

 



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: