Роль и значение музеев в сохранении духовности и воспитании нравственности у подрастающего поколения


С появлением в школах нового предмета «Кубановедения» появилась необходимость посещать музей, как важнейший инструмент военно-патриотического, эстетического и нравственного воспитания молодежи. Новый лозунг: «Вместо уроков — в музей!» стал актуален в наши дни.

Обсудить статью
Опубликовать свой материал
 
18 мая - Международный день музеев. Идея ежегодного празднования родилась в Москве весной 1978 года на 21 Генеральной конференции Международного совета музеев.

1. Цели и задачи:

-совершенствование патриотического воспитания молодежи посредством музейной работы;
-совершенствование содержания, форм и методов поисковой , собирательной, исследовательской деятельности, проводимой в образовательных учреждениях;
-пропаганда музейного дела, активизация изучения исторического краеведения среди учащихся, педагогов, общественности края.

Музеи - это надежные хранители исторической памяти и наследия прошедших эпох. Фонды многих музеев края располагают бесценными реликвиями, имеют объекты туристско-экскурсионного показа и активно используются в туристическом бизнесе. Статистика двадцатилетней давности утверждала: большая часть населения ни разу в течение года не бывают в музеях, и даже среди школьников больших городов немало таких, что, доучившись до X класса, не посетили ни один музей. Времена меняются. Сегодня на Кубани особое внимание уделяется сохранению духовности и воспитанию нравственности. Именно поэтому развитие культуры и искусства - в числе приоритетных задач, стоящих перед краевой властью.
 
18 мая все музейное сообщество отмечало свой профессиональный праздник – Международный день музеев. Губернатор Кубани Александр Ткачев и спикер ЗСК Владимир Бекетов поздравили всех музееведов края с профессиональным праздником: "Музеи Кубани - это наша гордость, хранилище памяти поколений, народных традиций, реликвий войны и труда. Знакомство с подлинными музейными экспонатами, уникальными художественными собраниями способствует воспитанию у молодежи гуманизма, нравственности и уважения к опыту предшествующих поколений", - отмечалось в поздравлении.


"Для того, чтобы жители нашего региона смогли побольше узнать об истории родного края, о жизни великих людей, познакомиться с творчеством художников и скульпторов - двери музеев Кубани всегда открыты для посетителей. И, несмотря на все сложности сегодняшней жизни, вы, хранители нашей культуры, с улыбкой встречаете гостей, открываете им удивительный мир истории и искусства", - говорилось в праздничном послании.

С появлением в школах нового предмета «Кубановедения» появилась необходимость посещать музей, как важнейший инструмент военно-патриотического, эстетического и нравственного воспитания молодежи. Новый лозунг: «Вместо уроков — в музей!» стал актуален в наши дни. Мы задумываемся над тем , как открыть ребенку мир вещей: обыденных и уникальных, древних и тех, что еще вчера были нужны, а сегодня забыты, вещей-свидетельств, вещей-воспоминаний, эпических, поэтических, иногда невзрачных, но добрых, родных?

Почти каждая вещь хранит в себе духовность человека, его мысль и красоту, мастерство. Но есть вещи, судьбы которых сложились особенно счастливо. Они принадлежат всем - всему народу, всему человечеству. Они — наша память, культура, история. И поэтому мы храним и изучаем их в музеях. Здесь вещь превращается в музейный предмет, памятник и обретает свой голос в музейной экспозиции.

Музей — это целый мир! И если только мы сумеет помочь ребенку разгадать, одухотворить и полюбить его, музей способен стать умным наставником взрослеющего человека. Но часто ли мы ходим в музей сами? Часто ли водим туда своих учеников?

Взрослые часто жалуются, что дети не берегут вещей или, напротив, слишком уж любят их не за суть и душу, а за то, какой вес придает та или иная модная вещица своему обладателю. Мы называем эту болезнь вещизмом, бездуховностью, прагматизмом и часто не находим времени (или не можем) научить ребенка другому отношению к вещи, пониманию ее.

Впрочем, есть учителя, достойные подражания. Им тесно в четырех стенах классов. Они хотят открыть детям не учебник, но мир. И потому идут с ними в походы, едут в другие города, совершают увлекательные путешествия в историю, дабы не выросли их воспитанники Иванами, не помнящими родства.

Все чаще в музейных залах можно увидеть учителей, как с младшими школьниками, так и с подростками. В настоящее время в Краснодарском крае работают более 40 государственных и муниципальных музеев, а так же более 100 народных, общественных и ведомственных. Два музея имеют федеральное значение. Это Новороссийский исторический музей-заповедник и Краснодарский краевой историко-археологический музей-заповедник им. Е. Д. Фелицына со своими филиалами в Тимашевске, Темрюке, Тамани и Анапе. В музеях Кубани хранится и экспонируется около 1 млн. движимых памятников истории и культуры. Ежегодно в музеях края бывают около 2 млн. посетителей. Проводится более 1,5 тыс. массовых мероприятий и около 50 тыс. экскурсий. Музеи Кубани принимают самое активное участие в престижных международных, федеральных и региональных проектах и выставках.

За прошедшие годы в крае в области культуры накоплен огромный положительный опыт, разработаны циклы специальных экскурсий для самых юных посетителей. Социологи утверждают: если ребенок не заинтересуется, не полюбит музей до 8 лет, то вряд ли потом его будет манить сюда. В идеале нужно добиться того, чтобы все младшие школьники познакомились с музеями, увлеклись ими. Но делать это «по разнарядке» бессмысленно, тащить ребят в музей на аркане — значит, загубить хорошее дело. Да и не смогут немногочисленные наши музейные сотрудники «охватить» всех школьников. Однако они способны помочь учителям овладеть азами «музейной педагогики», научить их «читать» экспозицию, раскрыть тайны музейных предметов. И тогда учитель, как лоцман, сможет смело вести своих воспитанников в открытое море предметов и образов прошлых столетий.

Еще одна нагрузка? Учитель — к тому же и экскурсовод? Нет, учитель — всегда и везде учитель. Зал музея, театра, филармонии — это тоже его класс. В двадцатые годы фигура учителя, увлеченно беседующего с детьми, разгля-дывающими музейную витрину, была обыденной и никого не удивляла. Предводительствуемые учителями, дети «завоевывали» музеи — свидетельствовала пресса того времени. Так почему же сегодня, вступая на блестящий паркет храма муз, как будто бы на территорию другого государства, учитель сдает свои интеллектуальные полномочия и лишь следит за порядком? Ведь он лучше знает своих детей и их интересы, ведь он же не может, не имеет права не знать достопримечательности своего города, области, края... Увы! Стереотип общения музея и школы сегодня иной. Значит, его необходимо преодолеть.

Вы пришли в музей, чтобы подготовиться к уроку. Вам хочется, чтобы урок этот стал необычным. Что ж, проведите в музее урок-игру, урок-путешествие. Пусть сами дети, вообразив себя путешественниками или иссле-дователями, рассматривая предложенные вами музейные предметы, попробуют отгадать, что это за вещи, для чего и из чего сделаны, какие жизненные ситуации скрываются за ними. В этой игре педагогическое мастерство проявится в ненавязчивой логике вопросов, провоцирующих ребячье воображение, в умении, одобрив каждого ребенка, высветить искомый ответ и из таких ответов выстроить сюжет игры-путешествия. Если же детям покажется, что это они сами совершили такое интересное путешествие и до всего дошли своим умом (правда, чуть-чуть подсказал учитель), то считайте: вы на «отлично» сдали первый экзамен по музейной педагогике. Ну, а чтобы путь ваш не был слишком тернист, согласуйте возможность проведения своего урока с сотрудниками музея и посоветуйтесь с нами. Думаю, они сначала сильно удивятся, а потом обрадуются. Ведь мир музея должен принадлежать каждому ребёнку, но без помощи школьного учителя нам этой цели не достигнуть.
 

Как же можно приобщить к жизни музея юное население города.


Для первоклассников знакомство с историей родного города или края можно начать в День знаний — I сентября. В краеведческом или местном музее, в филиалах музея , везде, где ребят встречают экскурсоводы, дарят им значки, буклеты, рассказывают о самых интересных экспонатах и экспозициях с подлинными вещами то в этом случае современное представление воспринимается школьниками с особым интересом.

Если музей распахивает двери для ветеранов труда и войны, которые приходят, чтобы встретиться с подростками, рассказать им о событиях героического прошлого, познакомить с подлинными музейными экспонатами, уникальными художественными собраниями, значит это и будет тем фактором, который способствует воспитанию у молодежи гуманизма, нравственности и уважения к опыту предшествующих поколений . Первая встреча с музеем — это праздник — вот главное, что должно остаться в душе и памяти каждого юного жителя Кубани.

А потом уже может начаться планомерная работа с тем или иным классом. Лекции и экскурсии сотрудники музея могут строить так, чтобы дополнить урок литературы или истории Кубани на разных возрастных ступенях обучения. Для школьников при музее можно организовать кружок «Юный краевед» — краеведческий или археологический, в котором ребята под руководством специалистов могут изучать родной край, участвовать в настоящих археологических раскопках под руководством опытных специалистов. Так реализуется их тяга к романтике, жажда открытий. Многие дети ведь до сих пор , отыскивая предметы старины или реликвии Великой Отечественной войны, приносят их в музей. О том, что интерес к краеведению становится массовым, свидетельствует и то, что в школах открываются и действуют музеи разного профиля. Инициаторами создания таких музеев выступают школьные учителя, организаторы внеклассной работы, зачастую и сами учащиеся.

Процитируем новый курс школьной программы. «История кубанского казачества». Авторы: Ратушняк В. Н., Ратушняк О. В., Мирук М. В.,- Краснодар: Традиция, 2006.

«Цели курса - способствовать формированию образовательного пространства, воздействующего на развитие личности патриота Кубани на основе изучения исторически сложившихся традиций кубанского казачества и методов духовно-нравственного, психологического, гражданского и военно-патриотического воспитания.

Программа учебного предмета «Кубановедение» в начальной школе создана по интегративному принципу и уже включает в себя темы, связанные с изучением истории и культуры казачества. Залог успеха в работе по настоящей программе в том, чтобы занятия были пронизаны творческим началом, инициативой учащихся, исследованиями, эмоциональным началом.»

Может быть тесная связь с музеями это и есть то творческое начало деятельности учителя, направленное на развитие инициативы учащихся в исследовательской деятельности, результатом которой станет развитие истинного патриота Кубани.

Список использованных источников:
«История кубанского казачества». Авторы: Ратушняк В. Н., Ратушняк О. В., Мирук М. В.,- Краснодар: Традиция, 2006.
www.admkrai.kuban.ru
http://kalinki.ru/index.php
http://pushkin.kubannet.ru/kraeved/
 

Автор: Волненко Наталья Викторовна
МОУСОШ № 17
Учитель ИЗО и Кубановедения
Краснодарский край
Апшеронский район
Ст.Тверская



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: