Татьяна Ларина, 11.06.2012 15489 0

Духовно-нравственное воспитание обучающихся


Одной из главных проблем педагогической психологии является духовно-нравственное развитие личности учащихся. Психологическая служба школы — это одно из звеньев, осуществляющих духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. В данной статье педагог-психолог делится своим опытом работы в данном направлении.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, —
значит вырастить угрозу для общества.
Теодор Рузвельт

Характер и нравственное поведение ребёнка — это слепок с характера родителей,
он развивается в ответ на их характер и их поведение.
Эрих Фромм

В связи с происходящими в обществе социально-экономическими изменениями к современной школе предъявляются совершенно новые требования, выражающиеся, в частности, в том, что ее выпускникам уже недостаточно обладать широкими и разносторонними знаниями, навыками и умениями. Школа переориентируется с сугубо образовательных (обучающих) технологий, вооружающих учащихся только некоторым объемом знаний, на более глубокое личностно-ориентировочное воспитание, дающее школьнику возможность понять особенности своей личности и сформировать навыки активной жизненной позиции, и ставит новые проблемы перед педагогической психологией.

Одной из главных является проблема духовно-нравственного развития личности учащихся. Писатель и педагог С.А. Соловейчик пишет: «Воспитание — это обучение нравственной жизни… Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт, пользуясь лишь нравственными средствами. Нравственность (определяемая вопросом «за чей счёт?») указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно. Нравственность — граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, верх — духовность, а она бесконечна…

Будет нравственное воспитание — ребёнок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмёт пример с родителей… Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности — не будет ничего, никакого воспитания».

В Полевском лицее большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию школьников. Действует программа, в основе которой лежит воспитание чувств и нравственных отношений, направленная на решение задач, ориентированных на нравственное совершенствование личности, сохранение русских национальных традиций, воспитание культуры поведения и общения. Её целью служит формирование таких личностных качеств в человеке, которые составляют основу взаимоотношений с людьми, обществом и государством.

В реализации программы немаловажная роль отводится практической стороне работы психологической службы лицея. В основе деятельности психолога является консультационная, профилактическая и диагностическая направленность.

Психолог проводит консультации с учащимися, родителями, учителями. Выступает на родительских собраниях и лекториях.

Задачи диагностики уровня сформированности духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в образовательном процессе:

  • выработка комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление об уровне сформированности духовно-нравственного развития школьников;
  • систематизация информации об уровне сформированности духовно-нравственного развития школьников;
  • обеспечение регулярного и наглядного представления информации об уровне сформированности духовно-нравственного развития обучающихся.

Так, проведены исследования коммуникативных умений по тесту В.Ф. Ряховского, диагностика преобладающего стиля межличностных отношений по методике Т. Лири. Анализ показал, что в группе преобладают такие стили общения как дружелюбный и альтруистический. Проведена диагностика психологического климата в группе по методике Лутошкина. У большинства (83%) присутствует удовлетворённость группой и её психологическим климатом.

Сравнительный анализ результатов исследования (по вышеуказанным диагностикам) за 2 года (2010-2011, 2011-2012 учебные года) указывает на положительную динамику по многим показателям.

Для выявления уровня развития духовно-нравственных качеств у младших школьников надо было выяснить категориальную структуру нравственности. Мы попросили младших школьников пояснить, как они понимают предъявленные им слова. Из опрошенных было 24 первоклассника. Опрос проводился индивидуально. Объяснили все понятия 8 человек, отказались это делать 3 человека (1 девочка и 2 мальчика).

Итак, первоклассникам проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», «долг» и, труднее, «милосердие», «мудрость».

Раскрывая смысл категории «дружба», дети говорили, что это «люди дружат между собой». Очень редко в ответах звучали конкретные проявления дружбы, такие как «никогда не ссорятся, уважают друг друга», «понимают друг друга», «помогают друг другу», «когда дети не дерутся и играют вместе». Часто учащиеся давали только эмоциональную оценку: «это хорошо», «это весело».

В толковании зла можно выделить три группы ответов. Первая, наиболее многочисленная, связана с действием - «это когда бьют», «когда убивают», «когда человек делает что-нибудь плохое», «когда все дерутся». Вторая группа ответов связана с характеристикой другого человека («это злой человек») или самого себя («это я, когда плохой»). Третья группа вновь представляет только эмоциональную оценку явления: «это плохо».

Добро в представлении отвечающих, «когда делают добрые дела», «всем помогаешь», «всех защищаешь», «когда не дерутся», «когда всем уступаешь», «когда ты добрый». При этом существуют значительные различия в ответах девочек и мальчиков. Для первых добро связано прежде всего с помощью («это когда человек хочет помочь в беде», «это когда помогают»), для вторых — с отсутствием внешних конфликтов («это когда никто не дерется», «никого не обижают»). Некоторые первоклассники включили «добро» в дихотомию: «добро — это когда нет зла». Ответов, связанных только с эмоциональной оценкой предъявленной категории, не наблюдалось. Несмотря на то, что категории «свобода» и «долг» объяснило преобладающее большинство учащихся, их понимание далеко от действительного.

Таким образом, первоклассникам проще всего было объяснить, что такое дружба, зло, добро, счастье, труднее — свобода, умеренность, милосердие, мужество. Для второклассников, как и для первоклассников, трудными для объяснения оказались категории свобода, умеренность, милосердие, мужество. Ученики 3 класса практически без труда справились с объяснением всех предъявленных им категорий. Исключение составляют милосердие, свобода и умеренность. Практически все предъявленным категориям учащиеся 4 класса смогли дать объяснение, сложность возникла только при толковании понятий милосердие и умеренность. Как видим, результаты опроса показали, что в развитии этического сознания существует закономерность, которая может быть обозначена как гетерохронность, т.е. разновременность формирования основных понятий.

В старших классах (9-11) проводилось изучение системы ценностных ориентаций личности по методике М. Рокича «Ценностные ориентации». Результаты исследования показывают, что из терминальных ценностей (убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться) приоритетными является здоровье (физическое и психическое) — из 56 опрошенных на первое место по значимости поставили 41 обучающийся, активная деятельная жизнь — 36 обучающихся, счастливая семейная жизнь, любовь — 35 обучающихся. Из инструментальных (убеждения в том, что какой -то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации) выбирают воспитанность 31 обучающийся, жизнерадостность 14 обучающихся, образованность — 6 обучающихся, твёрдая воля — 5 обучающихся. Причём, стоит отметить, что такие же результаты были и год назад, и два, то есть приоритетные ценности не изменились.

Рекомендации психолога помогают при планировании и выборе методов и форм воспитательной работы и проведении внеклассных мероприятий.

Одна из задач, стоящих перед психологической службой — это способствовать нравственному воспитанию подростков в системе духовно-нравственных ориентаций и моральных стереотипов, формирование толерантности.

В настоящее время все чаще возникают разговоры о толерантном мире без насилия и жестокости. Как воспитывать ребенка, чтобы он вырос человеком, уважающим окружающих его людей. Такое воспитание ребенок должен получать с раннего детства и в семье, и в школе.

Воспитание этого качества происходит ежедневно — это и осознание ребенком неповторимости своей личности, а также личности каждого одноклассника и формирование чувства сплоченности классного коллектива, умения конструктивно вести себя во время конфликта, то есть завершить его без насилия. В этом направлении проведен цикл классных часов «Толерантность в современном обществе» (8-9 классы), «Что такое толерантность?» (5-6 классы).

Воспитывать необходимо не только толерантное отношение к окружающим, но и уважение к культуре, традициям страны, в которой живем. В лицее проведена акция «Чистое слово». С учащимися 5-7 классов проводились беседы на тему «Скверные слова», «Сквернословие и здоровье», «Пропало имя» (сказкотерапия). Такие мероприятия воспитывают уважение к языку и речи, как к части культурного наследия нашей страны.

В рамках направления воспитания ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ проводятся классные часы, беседы, ролевые игры-тренинги: «Отказ. Быть уверенным — это здорово!» (9 класс), «Психология привычки» (8-е классы), «Принятие решения и влияние среды» (7-е классы), классный час по вопросам правомерности агрессивного поведения (притча «Безвредная змея») (6-е классы), беседы по профилактике адиктивного поведения во всех класса и т.д.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об этических идеалах и ценностях осуществляется на классных часах «Мужество и трусость человека» (5-е классы), «Сила воли закаливает и воспитывает» (6-е классы), «Я учусь управлять собой» (8-е классы).

Формированию творческого отношения к труду, жизни, учению способствую классные часы по исследованию направленности интересов, профориентационная работа.

Анализируя воспитательную работу лицея, мы пришли к выводу, что самым слабым звеном в духовно-нравственном воспитании детей является семья.

Духовно-нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности, первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия, безусловно, формируются в семье.

Воспитать развитые духовно-нравственные потребности — главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?

  • Родители должны осознавать важность духовно-нравственного воспитания детей в семье.
  • Родители должны развивать сами в себе нравственные потребности.
  • Родители, которые хотят воспитать своего ребёнка не стихийно, а осознанно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.
  • Они должны осознавать важность этой задачи для самих себя, а также чётко представлять себе, как и какими методами формировать в детях нравственные качества.

Воспитание, даваемое в образовательном учреждении, не принесет ожидаемой от него пользы, если родители не будут стараться поддерживать в детях те добрые правила жизни, преподаваемые педагогами. Помочь родителям в решении задач духовно-нравственного воспитания детей в семье призвана школа, в частности психологическая служба в лице педагогов-психологов.

Взаимодействие психолога с родителями в основном проводится в рамках психологической консультации и родительского собрания, которые дают возможность вести просветительскую, диагностическую и даже коррекционную работу.

Проведенные анкетирования, беседы с родителями, показали, что основная часть родителей наших воспитанников (89,5%) считают себя православными людьми, однако, они плохо представляют себе православное учение, нечасто бывают в храме, а духовное родство с Православной Церковью ощущают, в основном, только через традиции и национальную культуру. К тому же у родителей очень мало (или совсем отсутствуют) знаний о возрастных особенностях детей, о воспитании, о народной педагогике.

Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходят усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Почему именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

Темы родительских собраний о нравственном воспитании детей

Восполнить пробел в знаниях родителей учащихся начальной школы по вопросам воспитания детей в семье помогают тематические родительские собрания. Например: «Упрямство: от противостояния к пониманию», «Влияние родительских установок на развитие детей», «Поощрение и наказание в семье: разумный баланс», «Вредные привычки в детском возрасте», «Воспитание сознательной дисциплины», «Компьютерные игры, телевизор: возможные опасности», «Особенности формирования самооценки в детском возрасте».

Но работа с родителями является только составной частью проводимой психолого-педагогической коррекционно-развивающей работы, осуществляемой непосредственно с детьми. В рамках осуществления психологического сопровождения учащихся первой ступени обучения, были разработаны и апробированы коррекционно-развивающие программы «Игровая мозаика» (для подготовительного класса) и «Введение в школьную жизнь» (для учащихся 1 класса), реализация которых позволяет влиять на процесс развития, духовно-нравственное становление детей, посредством игр, упражнений, направленных на усвоение моральных норм, правил поведения, сохранения психологического здоровья учащихся.

Во 2 – 4 классах проводились классные часы (сказкотерапия), направленные на гармонизацию внутреннего мира детей: «Сказка про обыкновенного мальчика, с которым произошла необыкновенная история» (проявления агрессии, развитие терпимости), «Серебрины и Серебрята» (взаимоотношение мальчиков и девочек), «Настенькино чудо» (воспитание трудолюбия и расширение представлений о счастье). Кроме того, проводимые занятия позволяют выяснить, что же знают младшие школьники об основных этических категориях.

Проведённые опросы учащихся показали, что семья для многих ребят является особой ценностью в их жизни. Каждому ребёнку нужна семья, дом, в котором ему в первую очередь психологически комфортно, надёжно, эмоционально спокойно, он хочет любви, понимания, уважения. Так, на вопрос: «Что тебе дороже всего в жизни?» 60% ответов третьеклассников были связаны с семьёй (семья, потому что они все родные; она меня воспитывает, заботится; мама, она самая добрая в мире; она не ругает за проделки, всё понимает; родители, они всегда помогут в беде и т. д.). Среди ответов были и такие: учёба, книги, жизнь (10% ответов), потому что можно умереть, попасть под машину, заболеть. Среди ответов учащихся четвёртых классов было большее разнообразие: на первом месте — жизнь, здоровье; на втором — друзья, дружба; на третьем — нравственные качества: доброта, совесть, честность, уважение; далее — семья, родители, родные. Единичными были ответы: купить машину, получить образование, иметь драгоценности, хорошую работу, книги, животных и т. д.

На вопрос: «Что тебе больше всего нравится в твоей семье?» ребята отмечают: доброта (81%), внимание (40%), помощь ребёнку, друг другу (60%), ум родителей, родственников ( 41%), честность (31%), трудолюбие (36%), весёлость (23%). Вот ответы на уточняющий вопрос: «А что пожелали бы своей семье?»: веселья, хорошего настроения, радости, улыбок; быть вместе, праздники и выходные вместе проводить, играть, гулять; чтобы все были здоровы; больше денег, богатства; были бы ещё братик или сестра.

Духовно-нравственное воспитание в основной школе (5–8 классы) строится на формировании позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы, учить восприятию и пониманию ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение», «коллектив», «доверие», «выбор», а также соблюдение традиций школы.

Изучение уровня воспитанности (нравственные знания, нравственные убеждения, нравственное поведение) учащихся 5-11 классов показывает, что высоким уровнем сформированности нравственных качеств обладает 35% учащихся, хорошим уровнем — 44%, средним — 20%, низким – 1%. Результаты обследования показывают, что нравственное самосознание подростка характеризуется сложным, неоднозначным характером взаимосвязи с различными вариантами средовой адаптации, своеобразным в зависимости от гендерной специфики. В этом возрасте особенно велика опасность стать жертвой неправильного воспитания в семье.

Обратимся к ситуации, произошедшей в моей практике. Мать воспитывает сыновей одна. Отец умер. Мать, которая сама воспитывалась в детском доме, старалась ни в чём не отказывать своим сыновьям, потакая любым их прихотям и оправдывая дурные их поступки отсутствием сильной отцовской воли. На все попытки убедить мать в том, что она неправильно воспитывает детей, звучал ответ: «Я сама пробивала себе дорогу в жизни, мне некому было помочь, поддержать меня в трудной жизненной ситуации. У меня не было матери, которая могла бы защитить меня, пожалеть, приласкать. Поэтому я сделаю всё, чтобы мои сыновья не нуждались ни в чём, не испытали то, что испытала я». Всё свободное время мать отдавала мальчикам. Казалось, что не найти лучших друзей, чем мать и сыновья. Но всё это только казалось. Мальчики выросли эгоистичными, не всегда управляемыми, хамоватыми. В классах особым авторитетом не пользуются, младший из братьев вообще является «изгоем» по своему статусному положению. Подтверждением непозволительного поведения братьев служит множество инцидентов. И вот наступил момент, когда мать прибежала в школу и в отчаянии воскликнула, обращаясь к учителям: «Кого вы воспитали из моих сыновей? Я жаловаться на вас поеду!» Пришлось жёстко ответить ей:

— Вас об этом предупреждали не один раз. Вам хотелось построить свой авторитет за счёт крушения всех авторитетов вокруг. Но Вы не подумали о себе самой. Мальчики не могут любить и уважать Вас, потому что они вообще никого не любят и не уважают!

Это пример совершенно безнравственного (несмотря на самоотверженную любовь матери) воспитания. К счастью, родительница вовремя опомнилась и поняла, что только совместными усилиями с педагогами лицея, выработав единые требования и стратегию воспитания, можно исправить ситуацию к лучшему: помочь детям усвоить общепринятые нормы поведения, морали, научить их с уважением относиться к окружающим людям через развитие коммуникативной стороны деятельности, толерантности, навыков самовоспитания, самоконтроля.

Именно в подростковом возрасте родители приходят к учителям и говорят, что ребёнок, с которым ещё совсем недавно были тёплые отношения, совершенно изменил своё отношение к семье. В первую очередь родители обвиняют самого ребёнка, не понимая того, что он «сменил очки»: то, что раньше ему казалось смешным, понятным, повернулось совершенно иной стороной. Отец и мать не подозревают, что «проглядели» душевное становление своего ребёнка. И примеров тому много. Читайте статью Проблемы общения с подростками >>>

Но не всегда родители бывают настолько педагогически слепыми. Немало таких отцов и матерей, которые «чувствуют» критическую ситуацию, обращаются за помощью и прислушиваются к советам. В нашу задачу входит не только определение, но и целенаправленное изучение воспитательного потенциала семьи, зная который, можно максимально помочь родителям в преодолении трудностей взросления их собственного ребёнка. Для этого необходимо:

  • Помочь родителям осознать необходимость решения проблемы.
  • Доказательно убедить родителей в ошибочности и несостоятельности их точки зрения на проблему.
  • Дать конкретные рекомендации по решению возникшей проблемы.
  • Продумать и организовать наблюдение за решением возникшей проблемы.
  • Поддержать родителей и ребёнка, помочь им поверить в возможность выхода из проблемной ситуации.
  • Свести к минимуму отрицательное влияние семьи на ребёнка и максимально продемонстрировать положительное влияние семьи на ребёнка.

Помочь родителям в трудностях взаимоотношений со взрослыми детьми может педагог-психолог либо на индивидуальных психологических консультациях, либо на родительских собраниях. Например, были проведены родительские собрания на темы: «Пути самоутверждения подростка», «Как воспитать уверенность ребёнка в своих силах», «Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения», «Толерантность — часть нравственной культуры человека?», «Школьный жаргон: миф или реальность?».

Ведётся работа и непосредственно с подростками. Проводятся индивидуальные беседы, классные психологические часы (12 встреч с учащимися 5-9 классов): по проблемам добра и зла (сказка «Нежгущаяся крапива»), по обсуждению готовности к трудным жизненным ситуациям (сказка «Охотник и его сыновья»), о вредных привычках (просмотр и обсуждение видеофильма о вреде алкоголя, наркомании, табакокурения) и т.д. В пошлом году с учащимися 8 классов проводился цикл психотерапевтических занятий «Семь сказок радуги», на которых прорабатывались темы Любви, одиночества, поиска смысла жизни, истинных мотиваций, понятий Душевного покоя, Детства и Взрослости, Жизни и Смерти, Сна и Яви и т. д.

На старшей школьной ступени формируется представление о человеке в современном мире, обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей. Для учащихся 11 — классов разработана программа психологического сопровождения в процессе подготовки к ЕГЭ. В течение года проводятся психологические развивающие занятия в форме классных часов, на которых отрабатываются навыки уверенного поведения, сопротивляемость стрессу, навыки самоконтроля с опорой на внутренние резервы развития гармоничной личности.

Невозможно точно подсказать родителям, сколько часов в день, неделю надо заниматься воспитанием чувств. Ясно одно, что оно осуществляется непрерывно изо дня в день, что вся атмосфера жизни семьи, её психический настрой, дух семьи влияют на детей совокупностью своих слагаемых, хороших и плохих. И практика работы по духовно-нравственному воспитанию детей показывает, что работе с семьей необходимо уделять основное внимание.

Семья играет центральную роль в сознании ребенка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме нее не даст в полной мере. Наша задача — помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками (а для этого мы должны познакомить их с этими обычаями и ценностями) и что именно родители ответственны за воспитание детей перед Богом и обществом. Чтобы дети – благословение Божие - не стали для них “бедками”. Но вера — дело сугубо личное, и мы не вправе вмешиваться в чужую личную и семейную жизнь.

Общая перспектива нашей работы по духовно-нравственному воспитанию как с детьми, так и с родителями предусматривает интеграцию духовно-нравственного содержания в повседневную жизнь как лицея, так и семьи. Воспитание духовной личности возможно только при совместных усилиях образовательного учреждения и семьи.

Фото: фотолия, куплено Pedsovet.su

 



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: