Воспитание нравственности и патриотизма на уроках географии


Нравственное воспитание — одна из важнейших задач, которую решает каждый учитель на своих уроках, и география, как это не парадоксально звучит, наряду с литературой является одним из предметов? выполняющих задачу воспитания нравственной культуры ученика.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

А что такое нравственность? Согласно словарю Ожегова, нравственность — это внутренние, духовные качества человека, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственность — это любовь, дружба, бережное отношение к близким, к природе, к своей малой родине, к своей стране. Это понимание красоты взаимоотношений: взаимоотношений человек-природа, человек-общество, человек-человек.

География, как и биология, является предметом, направленным на понимание человеком важности взаимодействия с природой, и, если биология рассматривает человека и природу как единое целое, то география видит человека не как объект изучения, а как действующий фактор. География рассматривает огромную природопреобразующую деятельность человека и здесь важно показать ответственность человека за его действия, за уничтожение биологических видов, за загрязнение окружающей среды, за глупость и недальновидность. Но как это показать?

В этом география сотрудничает с литературой, на уроках физической географии учитель и ученики читают стихи, рассказы, связанные с изучаемой темой. При этом география предлагает еще и графическую интерпретацию информации, ориентированную на визуальное восприятие. Показ слайдов и видеофильмов с изображениями загрязненных мусором природных объектов, мест уничтоженных деятельностью человека, превращенные в безжизненные пустыни леса и поля, на мой взгляд, намного усиливают чувства учащихся, сильнее затрагивают эмоциональную сферу мышления учащихся. И, наоборот, снимки девственной амазонской сельвы, южноамериканских саванн, сибирской тайги вкупе с литературным чтением текста окажут особое влияние на мировоззренческую и нравственную составляющую понимания мира учениками.

Взаимоотношения «человек-общество» рассматривается на уроках обществознания и истории, но и здесь география может предложить свой взгляд. На уроках социальной и экономической географии ученики постигают нравственные основы и обязанности человека как общества, с небольшим уклоном на экологический компонент. И именно география закладывает основы детерминации социальной перцепции, раскрывая некоторые причины возникновения социальных связей в обществе: «Почему?», «Где?», «Как?» взаимодействуют люди. Раскрывая всю красоту и разнообразие человеческих обществ, социальная и экономическая география помогает избежать однобоких ксенофобных взглядов на наш мир. На уроках географии в 10 классе рассматривается разнообразие религий, показывая скорее не различия, а общность, пытаясь раскрыть всю опасность религиозного экстремизма. Огромную роль география, наряду с биологией и историей, играет в объяснении неправильности, неразумности и опасности расовых и национальных распрей. Необходимо не просто рассказывать о проблеме ученикам, а организовывать круглые столы, уроки – конференции. Например, в 10 классе при рассмотрении темы «демографическая политика» была проведена своеобразная конференция, на которой учащиеся сами пытались решить проблемы депопуляции и перенаселения.

Огромную роль география играет и в воспитании патриотических чувств. Большая часть курса географии рассматривает Россию как объект изучения. И если в 8 классе упор делается на красоту и разнообразие природы России, ее хрупкость и необходимость защиты, то в 9 классе показываются экономические и социальные связи между группами людей в нашей стране, необходимость тесного взаимодействия, ибо при потере одного компонента рушится вся система.

Чтобы понять, как реализуется воспитание понимания взаимоотношений «человек-человек» нужно обратить внимание не на содержание, а на форму.

На уроках географии учащиеся часто работают в группе по 2 человека, причем, для полноценной работы необходима активная деятельность обоих членов микроколлектива. Сильный ученик, сделав свою часть, помогает слабому, при этом происходит не только обмен информацией и ее усвоение, но и активизация нравственных механизмов (чувство благородства, чувство коллективизма, чувство уверенности в себе). В чем же роль учителя? Роль учителя не дать контролировать этот процесс одному ученику, не дать монополизировать знание, не допустить чувство превосходства, чувство пренебрежения, потери уверенности в своих силах.

Как еще можно воспитать чувство ответственности, мужество, силу воли и другие нравственные компоненты на уроках географии? Через сообщения учащихся. Рассказы о тяжелом труде полярников, о известных путешественниках, о трудностях исследования Земли и т.п.

География, как и любой предмет, своей целью имеет триединую задачу, где все-таки основным компонентом, на мой взгляд, является обучающий. Главная функция учителя передать знания и научить ими пользоваться. Каждый предмет развивает интеллектуальные способности, а в чем же особая роль географии?

Я думаю в ее всесторонности. География это даже не мостик между дисциплинами, а паутина, связывающая такие разные предметы как биология, история, химия, астрономия, обществознание, физика. Междпредметные связи налаживаются на каждом уроке. Это и сопутствующие межпредметные связи, и предшествующие, и перспективные. При этом география пытается показать реальное значение знаний полученных в ее курсе и курсе других дисциплин, затрагивая, таким образом, мотивационную сферу мышления учащихся. А ведь известно, где интересно там легко.

Хотелось бы прочитать слова академика А.Н. Несмеянова посвященные детям: «Тысячи неразгаданных тайн таит в себе наука, и без вас, без вашей молодости, смелости, энтузиазма они не будут разгаданы». Что может быть интереснее, чем раскрытие тайн? Именно поэтому я пытаюсь на уроках географии не давать знания в готовом виде, а ставить перед учащимися проблемные ситуации, для решения которых они должны будут принять и захотят принять преподносимый материал.

Таким образом, основными путями и средствами формирования духовной нравственности и интеллектуальной культуры обучающихся на уроках географии, на мой взгляд, являются самостоятельные сообщения учащихся об известных и не очень путешественниках, это привлечение визуальной информации и мультимедийных технологий, это постановка проблемных ситуаций, в старших классах — необычные уроки (круглые столы и конференции), это работа не в одиночку, но в коллективе.

Я еще молодой учитель, и я надеюсь, что в будущем смогу открыть, найти, позаимствовать и другие пути и средства формирования духовной нравственности и интеллектуальной культуры обучающихся на уроках географии.

Об авторе: учитель географии, Герасимов Вячеслав Александрович, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Песчанская средняя общеобразовательная школа" Беловского района Курской области. Фото: Екатерина Пашкова.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: