Традиции духовно-нравственного просвещения в образовательной системе России XXI века


В жизни каждого из нас бывают моменты, когда трудно преодолеть проблемы, требуется особая помощь: внимание, сочувствие, понимание. Казалось, что за плечами большой  педагогический опыт, всё понятно и решаемо. Но однажды в моём классе появился ученик, который жил до школы своей непростой жизнью и наши  обычные истины расходились с его мировоззрением.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Все педагогические подходы были напрасны, а человек противостоял не только коллективу детей, но и самому себе. И вот вовремя одной исповеди я обратилась за помощью к священнику Андрею Козыреву. Скажу честно, что было большое чувство вины, но не меньшее безысходности. И вот с того случая зародилось крепкое содружество между школой и храмом.

На берегу реки Истра в селе Лужки есть храм святых апостолов Петра и Павла. Храм молодой, но вырос он из руин, разрушенного временем и человеком, храма святого Николая Чудотворца. Возродилось  святое место для человека, для покаяния и прощения, для жизни будущего века.

Началась наша работа с классного часа, посвящённого Дню Матери. Были приглашены все мамы. Дети готовили сценки, сочиняли стихи, писали сочинения, рисовали. Особый момент — выполнение коллективной работы-солнышка из маминых ладошек — произвёл на всех большое впечатление. Ведь мамы не дерутся, не щиплются, не обижают друг друга. Это правило нам в жизни класса  пригодится. А ещё пригодилось слово священника о любви к маме, услышав историю иконы: «Рождество Христово».

Мы росли, а вместе с нами наши поступки,  творческие достижения и, конечно, ошибки. Но всегда чувствовалась за плечами поддержка, благословление добрых начинаний, понимание трудных ситуаций и помощь в них решений. С большим энтузиазмом дети выполняют своими руками поделки для участия в конкурсах: « Пасха- праздник праздников», «Рождество Христово». Активно участвуют в праздничных концертах. Вместе с родителями стало доброй традицией — посещение праздничных служб и молебна Сергию Радонежскому перед началом учебного года.

Традиция появляется там, где комфортно всем и хочется повторить несколько раз. Так доброй традицией у нас стали:

  • праздник святого Николая Чудотворца,
  • урок литературного чтения, посвящённый Сергию Радонежскому,
  • день детской православной литературы
  • конкурсы рисунков и поделок к православным праздникам,
  • концертные программы «Пасхальный перезвон», «Рождество».

Всегда с нами рядом на всех занятиях присутствует священник А.Козырев. Приходит не с пустыми руками. На одном  классном часе он рассказал историю храма и подарил всем детям икону святого Николая Чудотворца. На празднике детской православной книги ребята получили в подарок Библию. Зная, как трудно бывает родителям собрать ребёнка в школу, он оказал материальную помощь для покупки школьной формы. А ещё оплатил поездку в цирк, чтобы все могли порадоваться вместе, не испытывая материальных проблем в семье.

Стало доброй традицией совершать паломнические поездки. Дети посетили Савво-сторожевский монастырь, Сергиево-Троицкую Лавру.

Сегодня в нашем обществе остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной и православной культуре. В ФГОСах сформулирована высшая цель воспитательного процесса — «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

В нашей школе для учащихся начальной школы в 2013-2014 учебном году разработана программа: «Православные традиции». Проводятся занятия во внеурочное время. Учебный материал, включающий игры, песни, поделки, направлен на практическое приобщение детей к творческой деятельности, способствует развитию образного мышления, индивидуального творчества, обогащению речи детей. Закладывая в школе знания народно-православных традиций, закладывается фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры.

По традиции готовим праздник святого Николая Чудотворца. Проходит эта подготовка наряду с основной темой 2 четверти: «В ожидании Рождества — самого красивого события зимы».

Обсуждаем темы:

  • «Мои поступки»
  • «Доброе и злое»
  • «Добрые праведные люди»
  • «Святой человек. Кто это?

Разрабатываем план совместно с детьми, привлекая уже ребят из моего последнего выпуска, которые готовили этот праздник. Шестиклассники чувствуют себя уверенными, опытными, с любовью помогают второклассникам. Материал праздника не копируется, он обретает новую форму, хотя основное содержание в нём остаётся, есть новая информация, появляются новые идеи. А тот мальчик, с которого началась наша история, работает с нами рядом, как наставник.

…Зажги в сердцах огонь чудесный —
Огонь божественной любви!
Вложи в нас истины познанье,
Дорогу к свету укажи,
Во дни скорбей и испытанья
Нас защити и поддержи!
Отчизне нашей православной
И мир, и тишину подай,
Услыши нас, великий, славный,
Святитель Божий Николай!

Н. Гурьянов.

Об авторе: учитель начальных классов Октябрьской муниципальной общеобразовательной школы Московской области Истринского района. Статья прислана 13.12.2013 г.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: