Анастасия Цапкова, 04.12.2015 0

Воспитание духовно-нравственных качеств личности детей в процессе взаимодействия ДОУ и семьи


Ситуация в современном обществе и мире целом на создает негативные условия для нормального, позитивного развития личности человека с самого детства. В.М. Овсянникова, размышляя об актуальности обращения к проблемам духовности, видит ее обусловленность «ценностно-смысловой ситуацией в современном мире» [Овсянникова 2011: 4]. 


Обсудить статью Опубликовать свой материал

И действительно,  именно неустойчивая экономическая и политическая картина мира все чаще порождает в обществе насилие, зло, безразличие к чувствам и ценности жизни человека. Кроме того, быстрое техническое развитие и потребительский образ жизни в современном капиталистическом обществе все больше ставят материальные ценности выше моральных и нравственных устоев.

Все эти факторы негативно влияют на возможность воспитания духовно-нравственной личности, в основе которой должны быть заложены высокие чувства и ценности человеческой жизни, такие как гуманизм, отзывчивость, заботливость, уважение к труду и т.д. Правильное, продуктивное развитие моральных чувств и привычек важно не только для становления человека как личности, но и как гражданина своей страны: «Правительство каждой страны, если оно заботится о ее будущем, должно всеми способами содействовать полноценному здоровому образу жизни населения, его психическому здоровью и высокому духовно-нравственному уровню» [там же: 6].

В связи с этим, неслучайно, что законы нашего государства, и в частности федеральный государственный образовательный стандарт, также нацелены на развитие духовно-нравственной личности. Так ФГОС ДО, который вступил в силу с 1 января 2014 года, а также Федеральный закон от 29.12.2015 годы N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» одной из главных задач в воспитании провозглашают «создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [ст. 2 пункт 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012].

Таким образом, актуальность и остро поставленная в обществе потребность развития и воспитания духовно-нравственной личности, ставит, в первую очередь, перед педагогами дошкольного образования задачу развития у детей высоких нравственных чувств. Ведь именно в раннем детстве ребенок, словно губка, способен впитывать все то, что происходит в окружающей его действительности: «Дети дошкольного возраста отличаются высокой восприимчивостью, легкой обучаемостью, что обусловлено пластичностью их нервной системы, ее способностью активно реагировать на воздействия, поступающие из окружающей среды» [В.А. Нечаева,  Т.А. Маркова 1984: 8].

Но кроме педагогов дошкольного учреждения неотъемлемой частью в духовно-нравственном воспитании ребенка, безусловно, должна стать и семья, то есть все те близкие ребенку люди, которые могут стать примером для развивающейся личности. Данную мысль подтверждает автор книги для воспитателя детского сада «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника» Л.Ф. Островская: «Семья является первой социальной ячейкой, которая оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность. Ее воздействие длительно и постоянно. Усваивая нормы поведения и отношения родителей, ребенок многое перенимает у них, соответственно ведет себя с близкими людьми и за пределами семьи» [Л.Ф. Островская 1987: 3].

Для реализации воспитания духовно-нравственной личности в образовательной системе существуют различные способы педагогического воздействия, а именно методы нравственного воспитания. Авторы книги «Нравственное воспитание в детском саду» условно выделяют две группы методов нравственного воспитания [А.В. Нечаева, Т.А. Маркова 1984: 12-20]. Первая из них обеспечивает создание у детей практического опыта общественного поведения и включает в себя метод приучения, пример взрослого или других детей, показ действия, метод наблюдения, метод организации деятельности, игра, труд. Во вторую группу методов авторы относят такие методы как беседы воспитателя, чтение худ. литературы и рассказывание, а также рассматривание и обсуждение, которые направлены на формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений и оценок.

Все перечисленные методы, так или иначе, способствуют развитию у детей дошкольного возраста главных проявлений духовно-нравственной личности, таких как: уважение к себе и взрослым, любовь к своей Родине и труду, отзывчивость и доброжелательность.

Понимая роль дошкольного учреждения как субъекта социального партнерства, мы решили стать центром созидательных, творческих инициатив по проведению социально-ориентированных мероприятий, значимых не только для дошкольного сообщества группы, но и для взрослых субъектов образовательного процесса (педагогов детского сада и родителей (законных представителей).

В связи с этим в старшей группе №8 детского сада №78 г. Березники в рамках поставленной проблемы совместно с родителями и семьями воспитанников была проведена благотворительная акция «Помощь «Другу»», целью которой было воспитание у детей способности сочувствовать чужой беде, желания помочь ближнему и совершения добрых дел. Заботливое отношение и проявление любви к животным является не менее важным чувством при становлении духовно-нравственной личности: «Особое значение приобретают вопросы формирования у детей гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, человеку-труженику, а также к природе и животным…» [А.М. Виноградова 1989: 3]. Еще более важным становится развитие у ребенка сочувствия и желания помочь животным, оставшимся без крова.

Акция проходила в несколько этапов, с целью не только материально помочь приюту бездомных животных, но и глубокого ознакомления детей и взрослых с проблемой ответственности человека за тех, кого мы приручаем. Данная акция была проведена в рамках недели «Наши добрые дела», в которой были использованы различные методы и способы нравственного воспитания. Были проведены беседы воспитателей о домашних питомцах, об их беспомощности и нужде в заботе со стороны человека. Далее на занятиях по изобразительной деятельности детьми была выполнена аппликация на тему «Собака – лучший друг человека», в которой каждый ребенок мог проявить творческую инициативу в развитии данной темы. Кроме того, происходило чтение художественной литературы, как например, стихотворение А. Барто «Уехали» 1978 г., в котором наглядно иллюстрирована необходимость заботы о животных. Следующим этапом стало выполнение стендового плаката-объявления для родителей наших воспитанников для привлечения к участию в акции, в котором были отражены цели акции, а также содержание данного мероприятия. В результате почти 90% семей откликнулись на идею собрать материальную помощь для приюта, и совместно с родителями одного из воспитанников вещи и провиант были доставлены в приют «Друг».

В подведении итогов недели «Наши добрые дела» была проведена беседа с детьми и родителями о важности обращения внимания на проблему бездомных животных, о важности проявления сочувствия и неравнодушия. Каждый из ребят был похвален за желание совершить благородный поступок, ведь в таком деле это имеет очень большое значение: «Одобрение взрослых помогает ребенку убедиться в правильности своих поступков, вызывает желание повторить их, у малыша пробуждается стремление быть хорошим, стать еще лучше» [там же: 22].  В итоге проведения такой работы одним из важных аспектов стала совместная работа детей, педагогов и родителей, которая является одной из сторон воспитания дошкольников в рамках реализации современного ФГОС ДО. Дети и их родители сделали совместный шаг не только к совершению благородных дел, но и к гуманному развитию личности.

Библиографический список

  1. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада / Р. С. Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шатова и др.; Под ред. А. М. Виноградовой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 96 с.
  2. Нечаева В.Г., Маркова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.И. Жуковская и др.; Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. – 3-е изд. испр. и доп. – М.: Просвещение, 1984. – 272 с.
  3. Овсянникова В.М. Духовно-нравственное воспитание личности: аннотированный библиографический указатель литературы / ГУ «Витебская областная библиотека им. В. И. Ленина», Информационно-библиографический отдел; сост. В. М. Овсянникова. – Витебск, 2011. – 190 с.
  4. Островская Л.Ф.  Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
  5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. От 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015).

Об авторе:  Цапкова Анастасия Сергеевна, воспитатель, МАДОУ д/с № 78 город Березники.

 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?