Возьми себе за правило… Как научить детей выполнять правила?


В начале учебного года, на первом же родительском собрании раздала родителям моих первоклашек отпечатанные Правила для учащихся. Казалось бы, ничего нового нет там для взрослых людей. Многие родители учеников 1 класса — мои выпускники. Им тоже я прививала правила поведения в школе, на перемене и дома. Но нужно понимать, что для первоклассника в школе новое почти все и ему нужно помочь овладеть новыми для него навыками. Договариваемся, что Правила поместим в Уголок ребенка на видном месте, постоянно ведем беседы по правилам ученика. А в классе эти же Правила на стене для работы в классе.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Никто не сомневается в том, что в семь лет ребенок в силах поздороваться с незнакомым человеком. В небольшой деревне особенно. По обычаям и традициям нашего народа это должен уметь даже 2-3-х-летний ребенок! Но ведь большинство детей не умеет этого делать! Научиться здороваться, говорить «Спасибо» так же трудно, как научиться писать! Я берусь научить писать ребенка одна, без чьей-то помощи. Но научить ребенка вежливости одна я просто не в силах. Нужна постоянная, терпеливая помощь родителей, наши совместные действия. Ученики не сразу, но приучаются говорить «Спасибо» за то, что я раздала конверты с геометрическим материалом или буквами, тетради, одолжила ручку, линейку, а я не забываю говорить «Пожалуйста». А когда мама пришьет пуговицу, всегда ли она услышит «Спасибо»?

Не сразу приучим мы бережно обращаться со своими и школьными вещами. Применяю игру «Что рассказал портфель». В начале года провожу игру сама — выбираю владельца вещи. А ребята сами рассказывают, как живется в этом портфеле тетрадкам и книжкам, уютно ли им в этом доме, нужно ли замолвить за них словечко или похвалить хозяина. Впоследствии ребята вызываются сами, кто-то сочинит стишок, сказку о своей вещи.

Во втором полугодии даю прямые задания — навести порядок в классе. Ставится ведро с теплой водой в классе, и все дружно вытирают парты и столы. Это первые шаги к тому, чтобы учились «беречь школьное имущество».  Правило, если его можно «провести через руки», запомнится прочнее. С октября распределяемся по дням недели и вывешиваем график дежурства. Каждый день 3-4 ученика следят за порядком и чистотой в кабинете. А если они забывают, заболел кто-то или не справляются, то всем классом помогаем им дежурить.

Не может быть, чтобы родители не порадовались такому пункту в Правилах: «Слушайся родителей и старших членов семьи, помогай им в домашних делах». Казалось бы, учителю проще привить эту мудрость, его ведь слушаются больше. Но это неверное представление. Во время динамической паузы два мальчика испачкали брюки. Дала задание: приведите к завтрашнему дню брюки в порядок! Утром брюки были, конечно, чистыми. После расспросов узнала, что чистота добыта была по-разному. Одному мама ничего не сказала, отпустила гулять, брюки постирала сама. Другого мама заставила самого стирать, хотя потом пришлось перестирывать.

Конечно, я не раз спрашиваю: «Что ты делаешь дома? Кто моет посуду? Кто забирает братика или сестренку из садика? Кто ходит за хлебом?» Беседы, классные часы на тему правил поведения ведутся постоянно. Да и видим мы в деревне, кто помогает, а кто просто целый день гуляет на улице. Но и здесь никак не обойтись без родителей. А мне как воспитателю и учителю приходится в тактичной форме направлять их усилия по пути правильного воспитания, чтобы не стали наши дети только потребителями.

К концу второго полугодия я рассказываю на собраниях не только об успехах в учебе, но и о тех шагах, которые сделал ученик на пути к тому, чтобы стать воспитанным человеком, о том, как он выполняет Правила для учащихся. А у родителей спрашиваю: «А каковы ваши успехи? Кто из вас приучал ребенка каждое утро делать зарядку? Не опаздывать в школу? Уверены ли вы, что и в ваше отсутствие ребенок садится за уроки вовремя? Привык ли он заполнять свободное время интересными делами»? Приходим к выводу, что эти требования справедливы, и надо терпеливо, изо дня в день, не раздражаясь, учить выполнять эти правила. Немедленных результатов ожидать не следует. По опыту знаю, что только к третьему классу я могу решиться на такой шаг как поездка в город, когда дети прочно освоили правила безопасности и поведения в транспорте, в театре, цирке и других общественных местах. Тогда уж точно буду знать, что ученики моего класса не станут бессмысленно хохотать, кричать, дергать друг друга за рукава куртки, словом, вгонять меня в краску. А на экскурсии в музее — уметь слушать и рассматривать, задавать вопросы, благодарить экскурсовода за интересный рассказ.

Правила для учащихся распределены по ступеням. Самая трудная и самая важная — первая: «Прилежно учись. Внимательно слушай объяснения учителя, старательно выполняй все его задания. Веди себя хорошо на уроке». Ох, как это трудно, как трудно и важно всякое начало! Но ведь отсюда, из этого возраста, перекидывается мостик к умениям и делам более серьезным.

В Правилах для учащихся всего девять пунктов, в них программа по поведению на четыре года. Не нужно забывать, что четкие формулировки основных обязанностей ученика позволяют нам, обоснованно оценивать поведение учащихся своего класса. Какая будет оценка, зависит и от родителей, от их участия в этом нелегком деле воспитания.

Правила для учащихся 1-4 классов

  • Прилежно учись. Внимательно слушай объяснения учителя, старательно и самостоятельно выполняй все его задания. Веди себя хорошо на уроке. Не опаздывай на занятия.
  • Участвуй в труде, делах своего класса, помогай товарищам лучше учиться и трудиться.
  • Бережно относись к школьному и другому общественному имуществу, к своим вещам и вещам товарищей. Оберегай растения и животных.
  • Ежедневно делай утреннюю гимнастику. Всегда будь чистым и опрятным.
  • Больше читай, занимайся в кружках.
  • Соблюдай режим дня. С пользой проводи свободное время.
  • Примерно веди себя в школе, дома и на улице. Здоровайся с учителями, другими работниками школы, знакомыми и товарищами при встрече с ними. Уступай дорогу и место старшим. Соблюдай правила дорожного движения, правила безопасности во время прогулки, игры на улице.
  • Слушайся родителей и старших членов семьи, помогай им в домашних делах. Дружи с товарищами и заботься о малышах.
  • Выполняй требования учителей и дежурных учащихся.

Заповеди первоклассника

Писатель С. Соловейчик, известный многим учителям и родителям своими книгами о воспитании, в одной из них перечислил правила детского общежития. Следуя им, взрослые могут подготовить своего ребенка к самостоятельной жизни среди сверстников в школе. Попробуйте и вы.

  • Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.
  • Попросили — дай, попытаются отнять — старайся защищаться.
  • Не дерись без обиды.
  • Не обижайся без дела.
  • Сам ни к кому не приставай.
  • Зовут играть — иди, не зовут — попроси, это не стыдно.
  • Играй честно, а если водишь, то отваживайся.
  • Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чем не проси.
  • Из-за отметки не плачь, будь гордым. С учителями из-за отметки не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Делай уроки добросовестно, и тогда отметки будут справедливые.
  • Не ябедничай за спиной у товарищей.
  • Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят.
  • Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе домой пойдем.
  • И не выставляйся! Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый. Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, а я буду ждать и думать о тебе. Дорогу переходи внимательно, не торопись! 

Об авторе: Ижбулатова Мухтарама Шагитовна, учитель начальных классов, муниципальное общеобразовательное учреждение Кузяшевская средняя общеобразовательная школа.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: