Создание благоприятных условий при организации урока-дискуссии путем введения игрового метода


В старшем школьном возрасте связь между познавательными и учебными интересами становится постоянной и прочной, проявляется большая избирательность к учебным предметам, мышление приобретает личностный эмоциональный характер. В этом возрасте школьники легко вступают в спор, склонны противоречить, отстаивать свою точку зрения. Таким образом, в целом данный период является благоприятным для развития диалогической речи и коммуникативности школьников.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Дискуссия является такой организационной формой урока, которая соответствует таким особенностям подросткового возраста. Она ведет к органическому слиянию обучения разговорным темам и развитию неподготовленной речи. Обучающий эффект учебной дискуссии определяется предоставляемой участнику возможностью получить разнообразную информацию от собеседников, продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных задач. По характеру проведения дискуссии могут быть стихийными, свободными и организованными.

Смысл слова дискуссия (лат. discussio — исследование, разбор)  заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или в сопоставлении информации, идей, мнений, предположений.

Общение людей друг с другом — чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Неэффективность в общении может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного умения, например, умения ориентироваться и вести себя в конкретной ситуации. Неэффективность может быть вызвана недостаточным самоконтролем, например, из-за неумения справиться с перевозбуждением, импульсивностью, агрессией и т. д.

Каждый из нас учится ему в ходе всей своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Можно ли научиться общению, не используя для этого только свой реальный опыт? Да, и сделать это при помощи игры. Игра — это модель жизненной ситуации, в частности общения, в процессе которой человек приобретает определенный опыт. Кроме того, совершая ошибки в искусственной ситуации общения, человек не чувствует той ответственности, которая в реальной жизни неизбежна. Это дает возможность больше пробовать, проявлять творчество, искать более эффективные формы взаимодействия друг с другом и не бояться "поражения".

В мировом педагогическом опыте получили распространение следующие формы дискуссии:

Все эти формы позволяют ввести элементы ролевой игры.

Ролевая игра — это активная форма экспериментального поведения, обладающая социализирующим эффектом, который зависит от мировоззренческих позиций играющего. (С. А. Шмаков, 1994).

В основе ролевой игры обычно лежит межличностная, конфликтная ситуация. Участники игры принимают на себя роли и в процессе диалогового общения пытаются разрешить конфликт. Хотя действия игроков не регламентируются и формально свободны от правил, сюжет игры может содержать общее указание о форме реализации или представления решения, а сама игра всегда содержит «скрытые» правила. Такими правилами служит указание основных ролевых характеристик, должностного положения по роли, цели и реальные ролевые прототипы или их общепринятая трактовка, этические и служебные правила поведения. Все это накладывает на участников требования, от выполнения которых во многом зависит конечный результат их участия в игре. Одновременно, в отсутствие формальных правил, эти характеристики частично выполняют направляющую функцию, определяя возможные варианты действий игрока.

Организация учебного процесса на основе дискуссии ориентирована на воплощение активного обучения, нацеленного на формирование рефлексивного мышления, актуализацию и организацию опыта слушателей, как отправного момента для активной коммуникативно-диалоговой деятельности, направленной на совместную разработку проблемы. В качестве характерных признаков метода выделяют:

  • групповую работу участников;
  • взаимодействие, активное общение участников в процессе работы;
  • вербальное общение как основную форму взаимодействия в процессе дискуссии;
  • упорядоченный и направляемый обмен мнениями с соответствующей организацией места и времени работы, но на основе самоорганизации участников;
  • направленность на достижение учебных целей.

При этом главной чертой учебной дискуссии считается поиск истины на основе активного участия всех слушателей. Истина же может состоять и в том, что в решении заданной проблемы нет единственно правильного решения. Обзор исследований по использованию дискуссии в различных условиях обучения свидетельствует о том, что она уступает по объему передачи информации прямому изложению (лекции), но высокоэффективна для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностной ориентации.

Условия вовлечения в дискуссию

  • Положительный климат в классе (уважительное отношение друг к другу).
  • Демократические нормы обсуждения, запрещение оскорбительных выпадов.
  • Подготовка учащихся к обсуждению — изучение информации по обсуждаемой теме, время на формирование вопросов и точек зрения («репетиция размышлений»).
  • Сохранение баланса между обсуждениями в больших и малых группах. При обсуждении в большой группе стоит представлять время для обсуждения в малых группах.
  • Обучение навыкам приглашения к обсуждению и предотвращению доминирования при обсуждении.
  • Предоставляйте достаточное количество времени.
  • Обсуждать дискуссию после ее окончания.
  • Перед началом дискуссии важно выработать правила работы. Один из вариантов может быть следующим:

Правила работы в ходе дискуссии

Возможно, такие правила дети выработают самостоятельно — вот и первая тема для дискуссии.

Один из возможных вариантов:

  • Правило поднятой руки.
  • Отказаться от агрессии, быть позитивно настроенным.
  • Критикуя, предлагать.
  • Слышать и слушать друг друга (не перебивать)
  • Не злоупотреблять предоставленным словом (соблюдать регламент).
  • Критиковать идеи, а не личность (уважительно относиться к собеседнику).
  • Не навязывать свое мнение.
  • Толерантное отношение к другим мнениям и позициям.
  • Избегать поучений.
  • Сдерживать эмоции.
  • Развивать дискуссию, не повторяться, предлагать новые идеи.
  • Иллюстрировать свои мысли примерами.
  • Говорить от своего имени.
  • Активно участвовать.
  • Быть искренним.
  • Быть лаконичным.
  • Подводить итоги в виде рефлексии.
  • Давать возможность высказаться каждому.
  • Следить за рекомендациями ведущего.
  • Любая позиция должна быть рассмотрена.

Опыт показывает, что сделать атмосферу дискуссии менее напряженной, особенно на первых порах, помогают фразы типа: «Позвольте вам заметить…», «Позвольте с вами не согласиться…», «Смею вам заметить…», «Многоуважаемый оппонент…», «Будьте так любезны…» и др. Подчеркнутая официальность таких фраз и несоответствие их современным речевым оборотам, вначале разряжает обстановку, подчеркивая игровой настрой, но через некоторое время эти фразы становятся естественными для учеников.

Следующим шагом после выбора темы дискуссии является распределение ролей. Их может и не быть, но ведущего (модератора) лучше иметь во время обсуждения — он организует процесс обсуждения, следит за соблюдением правил, обращает внимание на самое важное. Среди других возможных ролей назовем следующие:

  • таймер (следящий за временем);
  • медиатор (вариант организатора, который не высказывает своего мнения);
  • критик или скептик (сомневающийся, пытается расшевелить дискуссию, заострить проблему, защищает противоположную позицию);
  • провокатор (сознательно нарушает правила дискуссии, сбивает ее участников и провоцирует их);
  • эксперт (наблюдатель, исследователь);
  • репортер (записывает основное).

Задача педагога-фасилитатора — помочь высказаться каждому, поддержать различные мнения, дать почувствовать ребенку свою значимость в развитии дискуссии. Основными инструментами ведения дискуссии являются парафраз и линкинг (обобщающий парафраз). Результатом такой дискуссии становится выстраивание спектра различных позиций к предмету обсуждения и формирование культуры взаимодействия.

Список литературы:

  1. Быстрова, Е. А. Обучение русскому языку в школе [Текст] / Е. А. Быстрова. — М.: Дрофа, 2004. — 240 с.
  2. Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии [Текст] / М. В. Кларин. — Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. — 176 с.
  3. Немов, Р. С., Психология [Электронный ресурс] / Р. С. Немов, Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/nemov2/08.php (дата обращения: 18.02.14).

Об авторе: Самойлова Марина Николаевна, учитель искусства, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №235 им. Д.Д. Шостаковича с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: