Воспитание личности в коллективе группы детского дома (из опыта работы)


Основным назначением воспитательной работы нашего детского дома является формирование личности, которая приобрела бы в процессе развития способность самостоятельно строить свою жизнь, чтобы стать достойным человеком, дать возможность и создать условия для индивидуального выбора жизни, научить детей делать этот выбор и находить способы его реализации. Я расскажу о своем опыте работы.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

В детском доме имеются все условия для формирования и развития личности ребенка. В этом году я работаю воспитателем в III разновозрастной группе. В группе 10 человек, из них 4 девочки. Многие дети уходят из детского дома после окончания 9-го класса. Одна из поставленных задач в данной группе на учебный год звучит так: содействовать формированию нравственной позиции учащихся, побуждая в детях стремление к самоанализу, самооценке, саморазвитию, учить жить в коллективе. Показателями эффективности воспитательной работы в группе является уровень развития детского коллектива.

В плане самообразования работаю над темой «Воспитание личности в коллективе». Изучила теоретические аспекты взаимоотношений личности и коллектива. В изученной литературе указывается, что система воспитания есть главное условия становления личности. Именно в коллективе происходит осознание собственного «Я» и своего положения в нем.

Учитывая те теоретические положения, отраженные в литературе по данной теме строю свою работу с детьми, используя личностно-ориентированный подход.

Основоположниками теории коллектива являются А.С. Макаренко и Л.С. Выготский. Л.С. Выготский отметил: «Обычно спрашивают, как тот или иной ребенок ведет себя в коллективе. Мы спрашиваем, как коллектив создает у того или иного ребенка высшие психические функции».

Не через личность мы воздействуем на коллектив, а наоборот, коллектив есть средство воздействия на личность. Не личность существует для коллектива, а коллектив для личности.

Эти положения особенно значимы для нашего детского дома, так как наши дети постоянно находятся в коллективе, будь то класс или воспитательная группа.

Огромное значение имеет начальный момент вхождения ребенка в новый коллектив и знакомство воспитателя с детским коллективом. Такое знакомство у меня состоялось в 2010 г., когда я стала воспитателем III группы.

Сложность состояла в том, что группа была сформирована из детей разного возраста. Каждому учащемуся нужно было адаптироваться в новых учебных условиях, так как они начали посещать городские школы, привыкать к учителям-предметникам и их требованиям.

Поэтому на первом классном часе «Вот и стали мы на год взрослей» произошло знакомство детей с учителями, которые вели у них учебные предметы.

В любом коллективе необходима внешняя организация.

В группе были избраны органы самоуправления, распределены общешкольные поручения. Конечно, самая лучшая организация та, которая создается по добровольному решению самого коллектива, но это не всегда удавалось, так как дети не были к этому готовы.

Не удалось сразу выделить «положительных» лидеров.

Проведенная в группе социометрия показала, как дети относятся друг к другу, симпатии и антипатии, помогла наладить самоуправление.

Во внеурочной деятельности интересы детей разделились: часть посещала спортивные секции, музыкальные кружки. Ярко проявились вокальные данные одной из ученицы, она стала участницей фестиваля «Утренняя звезда». Хороших результатов в спорте добились мальчики. Отмечался интерес к рукоделию у еще ученицы, работа которой демонстрировались на городских выставках.

Желания детей всегда находили поддержку у воспитателей.

Изучая методическую литературу, я пришла к выводу, что ведущей деятельностью детского коллектива может стать человеческое общение, это то, к чему всегда проявляет интерес все дети, каждый ребенок, каждый человек.

Только тот коллектив, где дети знают друг друга, где интересуются друг другом как личностям, где они способны получать удовольствие от общения друг с другом, испытать от него радость, только такой коллектив считается коллективом в собственном смысле этого слова, и только в нем ребенок может почувствовать себя личностью.

В начале учебного года в группе был проведен классный час «Дом, который построим сами». Каждый ребенок сказал, что значит для него дом. Это тепло, это радость, это свет, это уют, это семья и т.д. Дети готовы были принять правила жизни в коллективе, но не всегда это получалось на практике. Были ссоры, обиды, неблаговидные поступки.

Провели игру «Магазин», направленную на изучение уровня нравственного развития личности. Дети «продавали» свои плохие качества и приобретали хорошие. Продавались жадность, грубость, вранье, раздражительность, небрежность, упрямство. Данная методика показала, что дети критически относятся к своему поведению. Воспитатели организовали деятельность по формированию положительных качеств, работали индивидуально с каждым воспитанником.

Начали работать с учащимися по программе Г. Селевко «Самосовершенствование школьников». Каждый ребенок вел тетрадь: «Кто я? Какой я?» Ребят заинтересовали такие занятия: «Знакомство с собой», «Посмотрим в зеркало», «Я и окружающие», «Я и мой характер». Записывали в тетрадочку «Мои обязанности», ставили себе оценку за вежливость, выводили формулу Д × У + ЗПП = КП. ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ умножается на УВАЖЕНИЕ + ЗНАНИЕ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ составляет КУЛЬТУРУ ПОВЕДЕНИЯ. Проводили ранжирование учебных предметов. Все это способствовало развитию детского коллектива.

Дети стали относиться доброжелательнее друг к другу, их интересует свое положение в группе. Все учащиеся вовлекаются в коллективную творческую деятельность.

Совместные праздники, дни рождения, приносили радость. Удачно прошла праздничная программа «Армейский калейдоскоп» посвященный Дню защитника Отечества. Воспитательная работа была направлена на развитие коллективистских отношений, основанных на нормах и ценностях общечеловеческой морали.

Такие мероприятия, как «Разумное и нравственное всегда совпадают», «В чем заключается искусство жить достойно?», «Что значит критически относиться к своему поведению?», «Твои гражданские права» помогали детям осмыслить главные этические понятия.

В ходе беседы на тему «Что собой представляет порядочный человек?» учащиеся назвали качества, отличающие порядочного человека: честный, добрый, культурный, умеющий придти на помощь, умный, не способный обидеть и др.

В группе воспитателями была составлена «Карта изучения уровня воспитанности» по ряду параметров:

  • долг и ответственность;
  • бережливость;
  • дисциплинированность;
  • ответственное отношение к учебе;
  • отношение к труду;
  • доброта и отзывчивость;
  • честность;
  • простота и скромность;
  • культурный уровень.

Уровень воспитанности составил 2.8 — 3.8 балла, что соответствовало среднему уровню.

В исследовании самооценки учащихся мы использовали методику «Самый-самый». В основном дети дали адекватную самооценку. Заниженная самооценка была только у одного ученика.

В выявлении направленности личности детей использовали «Метод ранжирования». Радовало, что почти все дети посчитали для себя значимыми такие понятия: книга, Родина, труд, коллектив, искусство. Наблюдалась положительная направленность личности.

Используя методику «Недописанный тезис» увидели, что у наших детей сформирована внутренняя положительная установка на жизнь. Например, были такие суждения:

  • Нельзя прожить жизнь без семьи.
  • Быть человеком — значит хорошо себя вести.
  • Нельзя прожить жизнь без друзей.
  • Нельзя прожить жизнь без хороших дел.
  • Я не согласна с тем, когда говорят, что я невоспитанная.
  • Хорошая жизнь — это хорошая профессия.
  • Быть человеком — значит быть самим собой.
  • Нельзя прожить жизнь без уважения к людям.
  • В хорошей школе можно научиться почти всему.

Продолжали работу по этическому воспитанию, по профилактике вредных привычек. В классе проводились различные тренинги по этикету, встречи с интересными людьми, предметные недели, смотры знаний, викторины, конкурсы.

Для многих детей это последний год обучения в школе. Выпускается пять воспитанников. Много говорим с ними о долге человека по отношению к обществу, о выборе профессии. Большую работу по дальнейшему обучению проводит социальный педагог. Работаем с документами, с законами об образовании, о правах ребенка. Объясняем детям, что значит осознать свое «Я», что такое «Я» — реальное, идеальное, динамическое.

Много внимания уделяем проблемам общения. Час общения «Искусство быть другим» показал детям, что общению нужно учиться. Понять другого человека непросто, непросто сказать комплимент товарищу. Разбирались такие понятия, как сострадание, милосердие, альтруизм, толерантность. Думается, что все, что делается детям, будет на определенном этапе востребовано ими.

В этом учебном году проводится большая работа, посвященная годовщине Великой Победы. Встречи с ветераном В.В. Шайногой были очень интересными, теплыми.

В классе ведется просветительская работа по профилактике и искоренению вредных привычек. Наша группа провела конференцию на тему: «Наркомания — это опасное пристрастие». Хочется верить, что наши дети выберут правильный путь в жизни, станут хорошими людьми — достойными членами общества.

Задача воспитателей и состоит в том, чтобы помочь им самоопределиться, раскрыть возможности каждого, убедить каждого ребенка в значимости его личности.

Об авторе: Белоглазова Зоя Анатольевна, воспитатель, ГБОУ "Нелидовский детский дом".

2012 г.


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: