Создайте на своём рабочем месте максимально комфортные и здоровьесберегающие условия труда


Легко советовать - «создайте на своём рабочем месте максимально комфортные условия», но как это сделать в реальной жизни? Да, не так-то просто, но в любом случае мы должны обладать самодисциплиной отдыха и расслабления на своём рабочем месте. Конечно, установить в своём рабочем кабинете джакузи нам вряд ли удастся, но мы можем окружить себя простыми мелочами, которые создают настроение и снимают, хотя бы в какой-то степени, напряжение в течение рабочего дня.


Обсудить статью (уже 7 коммент.)
Опубликовать свой материал
Постоянно во время своей рабочей смены устраивайте себе паузы, минуты, мгновения отдыха, продуманные и организованные заранее. Вот несколько простых советов на этот счёт.

1. Держите у себя на работе, в шкафу, в тумбочке, где угодно, несколько пар обуви, разной и удобной. Учитель, ведя уроки, очень много времени проводит на ногах. Да и по школе за день мы порой набегаем пару километров: то в учительскую за журналом, то в столовую, то на другой этаж сделать объявление, то в другое крыло школы к завучу или к коллеге и так до бесконечности. В конце рабочего дня ноги учителя просто гудят, а ведь не будешь вести последние два урока сидя. Не скажешь ведь детям, что с ног валишься от усталости. Вместо этого заведите для себя одну простую, секретную для всех остальных, привычку - менять обувь в течение рабочего дня. Скажем, первую половину рабочего дня вы провели в одной паре обуви, вторую половину дня - в другой, т. к. на одной из перемен быстренько, втайне ото всех, переобулись. Уверяю вас, этот простой секрет с переобуванием с благодарностью оценят ваши ноги.

2. Заведите себе симпатичный и небольшой по размерам, а следовательно, не очень тяжёлый термос. Идея - изобретение педагога-новатора Ильина. Каждое утро или накануне вечером делайте себе отвар из трав и приходите на работу с термосом. На перемене останьтесь, по возможности, наедине хотя бы на несколько минут и попейте горячего травяного настоя. В принципе, ничего страшного, если вы будете прихлёбывать на перемене чаёк из элегантного бокала и при учениках. По-моему, в этом нет ничего криминального. А при первых признаках першения в горле можно приносить на работу термос с горячим молоком, с растворённым в нём сливочным маслом и мёдом. Впрочем, рецептов народных средств лечения сейчас публикуется огромное количество. Так что, как говорит Ильин, «ищите свой термос!»

Филологическая объяснялка.
Английское выражение: a frog in one’s throat.
Дословный перевод: лягушка в чьём-то горле.
Русский эквивалент: хрипота, спазмы в горле.

Уважаемые коллеги, пусть у вас в горле никогда не будет лягушек!


3. Кроме того, заведите в своём рабочем кабинете электрочайник, баночку с кофе, чайные пакетики и т. д. Устаивайте себе чайные и кофейные паузы в течение рабочего дня.

4. Заведите привычку приносить с собой на работу орешки и сухофрукты. Два-три орешка, пара ягодок кураги или чернослива в середине рабочего дня с чайком или кофейком поднимут ваше настроение и, если уж не снимут напряжение рабочего дня до конца, то, по крайней мере, значительно ослабят его.

5. Закройтесь на перемене на 5 минут в своём рабочем кабинете, разуйтесь и прямо в чулках попрыгайте на одном месте 30-40-50 раз максимально высоко. Даже эта небольшая физическая нагрузка поможет стряхнуть часть напряжения.

6. Откройте окно и проветрите классную комнату. Подойдите к окну и сделайте двухминутную дыхательную гимнастику. Вариантов такой гимнастики много. Самые простые:
а) просто максимально глубоко подышите свежим воздухом в течение 1-2 минут (только не простудитесь!);
б) подышите с задержкой дыхания - спокойно вдыхайте, а выдыхайте в два раза дольше, медленнее;
в) подышите с паузами: вдохнули - пауза, задержка дыхания; выдохнули - пауза, задержка дыхания.

Учитель должен за перемену перед следующим уроком отдохнуть и восстановиться. Поэтому вы просто обязаны хотя бы пять минут времени уделить себе, только себе, лично себе. Вы должны это сделать. Вы обязаны это делать постоянно изо дня в день.

7. Обязательно берите с собой на работу свежие фрукты. Делать это можно даже и по расписанию, так удобнее: понедельник - яблоко, вторник - апельсин, среда - банан и т. д. Для этого хороши и овощи - морковка, кусочки сырой (!) тыквы и листок тоже сырой капусты и др., а также любые сухофрукты. Кстати, именно сухофрукты дают нашему мозгу так нужную ему глюкозу для максимальной умственной производительности. Да и вообще, нам нужна дополнительная энергия. Хороши на рабочем месте разные орехи и мюсли. Их можно съедать в течение рабочего дня, запивая соком, кефиром, ряженкой. Пакет с любым кисломолочным продуктом не так уж и тяжело приносить на работу с собой. Два-три урока он точно может лежать на вашем подоконнике, вполне обходясь без холодильника. Неплохо ежедневно проглатывать по витаминке, сейчас их продаётся великое множество, самых разных. Ищите свои витамины! Хорошо держать в своём рабочем кабинете и бутылочку минеральной или просто очищенной воды, а, возможно, и коробочку сока небольших размеров. Изыскивайте возможность съедать хотя бы один фрукт в течение рабочего дня. Конечно, можно брать с собой на работу и шоколадку, и бутерброд с любимой колбаской, но фрукты и овощи - обязательны.

Просто призыв: Ни дня без фрукта!
*В английском языке есть пословица: Кушай по яблоку в день, и доктор не понадобится.
Можно эту пословицу немного подкорректировать: Кушай по яблоку в день и побеждай свою лень!


Заведите для пищи, которую вы берёте с собой на работу, пластиковый контейнер или пластмассовую коробочку подходящих размеров и каждый ваш рабочий день приносите её с собой в свой рабочий кабинет. Нет своего кабинета? Устраивайте себе чайные, кофейные, шоколадные, фруктовые паузы в учительской, столовой, библиотеке. А коробку с пищей готовьте дома вечером накануне рабочего дня, чтобы утром просто взять её из холодильника и положить себе в сумку, не затрачивая на приготовление всего этого драгоценных утренних минут.

8. Найдите возможность между уроками сделать себе самомассаж головы. Кончиками своих пальцев помассируйте волосяные покровы головы у самых корней волос. Для этого нужно 5-10 минут времени и, главное, не лениться делать это. Нет возможности заниматься этим на своём рабочем месте? Уединитесь, в конце концов, в общественном туалете на 5 минут. Где угодно, но делайте это.

*Здоровая привычка - здоровая натура!

9. Персонализируйте свой рабочий кабинет, внесите в его оформление что-то личное, дорогое вам: положите под стекло на своём рабочем столе рисунки своего ребёнка; поставьте на стол или книжную полку фото ваших родных и близких; повесьте на стене свои грамоты и сертификаты, а также фотографии с выпускниками прошлых лет, с вашими любимыми учениками; снимки, сделанные на разных классных и внеклассных мероприятиях, поездках, походах, экскурсиях; расставьте, где позволяет место, свои любимые сувениры и статуэтки. Время от времени бросайте свой взгляд на всё это и вспоминайте что-то хорошее и доброе, что греет вам душу. Организуйте у себя в кабинете небольшую доску со сменяемыми плакатами, выписывайте интересные цитаты и философские высказывания и помещайте на эту доску. Ваши же ученики могут легко набрать и распечатать всё это на компьютере, они теперь владеют этим лучше нас, учителей. В течение рабочего дня подойдите к доске и перечитайте высказывания умных людей, обсудите их с учениками. Делайте это больше для себя, а не для воспитания учеников. Пусть мудрые мысли будут вашими попутчиками в жизни.

10. Создайте и постоянно поддерживайте в своём рабочем кабинете красоту и уют. Мне всегда нравилось иметь в кабинете палас на полу, чуть в стороне от парт. На нём хорошо было за 10 минут до звонка сесть прямо на пол с малышами и разыгрывать сказки и сценки, закрепляя изученную на уроке новую лексику. Нет такой возможности? Разведите кругом живые цветы, они прекрасно регенерируют позитивную энергетику, заведите аквариум с рыбками, принесите из дома и попросите об этом же ваших учеников свои любимые книги и поместите их на книжные полки рядом с учебной и справочной литературой. Одна моя коллега втиснула в свой рабочий кабинет два мягких кресла. Но на уроке туда могли садиться только ученики, подготовившие творческий диалог, чтобы представлять его всем ребятам. А на перемене моя коллега сама отдыхала в этих креслах. После уроков она на них же проверяла ученические тетради, удобно развалившись на одном из кресел и вытянув свои ноги на другом. Она мотивировала это тем, что позвоночник очень устаёт от многочасового стояния и сидения на жёстком стуле. Другая моя коллега увлекалась макраме, так она развесила свои любимые работы на стенах своего кабинета, а к ним английскими булавками прикрепляла материал, изучаемый в тот момент на уроках, булавки легко входили в верёвочную основу этих оригинальных стендов, а она сама с удовольствием меняла учебный материал. Поставьте на своём рабочем столе яркую настольную лампу, развесьте на стенах красивые бра. Приобретите для кабинета дезодорант воздуха со спокойным нерезким ароматом.

11. Храните в своём рабочем кабинете запасную косметичку с минимальным набором косметики для себя. Устали? Закройтесь в своём кабинете, причешитесь, подправьте макияж, подкрасьте губы, воспользуйтесь любимым дезодорантом или духами. Можно хранить в своём кабинете и щипцы для завивки волос и лак для укладки. Вам решать, что именно. Всё зависит от того, чем вы обычно пользуетесь. Надо организовать двойной набор простых косметических и парфюмерных средств в своём рабочем кабинете и хранить его в укромном месте, вдалеке от любопытных детских глаз. Хорошо иметь два зонтика: один - дома, другой - в своём рабочем кабинете.

12. Всегда имейте на своём рабочем месте медицинскую аптечку с минимальным набором хорошо вам знакомых, всегда вам помогающих и обычно вами употребляемых медикаментозных средств. Всё необходимое должно быть у вас под рукой в случае необходимости.

13. Соберите в своём рабочем кабинете коллекцию любимых музыкальных кассет. Поставьте на перемене кассету с классической музыкой. Приучите своих учеников либо молча находится в учебной аудитории, либо покидать её на перемену со звонком. Объявляйте на каждой перемене в своём кабинете «5 минут молчания», «10 минут тишины» во время звучания того или иного музыкального фрагмента. Мы с ребятами любили на переменах ставить кассету с записями природных звуков: шум дождя, морской прибой, шум водопада, шум ветра, звуки леса с пением птиц. Кассет и компакт дисков сейчас в продаже великое множество. Выбирай - не хочу! Мои ученики полюбили делать грамматические контрольные и разного рода тесты под кассету с записью природных звуков. Дорого покупать всё это? Обратитесь к ребятам и родителям. Вместо традиционных букетов и коробок конфет пусть подарят вам от всего класса или группы подарят для кабинета кассету или компакт диск с классической или успокаивающей расслабляющей музыкой. Мне думается, если вы толково объясните родителям, зачем и какие кассеты вам нужны, через 1-2 года у вас их будет целая коллекция. Надо лишь всё умело организовать.

Однажды у меня была просто «бешеная» группа. Каюсь, так я её про себя называла. И вот не повезло, в субботу нам по расписанию поставили сразу два урока английского языка - четвёртым и пятым уроками. Мне было очень тяжело вести уроки в этой группе. Но совершенно невыносимой становилась для меня 15-минутная перемена между четвёртым и пятым субботними уроками. С этими детьми никакая классическая музыка не помогала. Шум моря и чаек тоже были бессильны. В общем-то, это были дети как дети, просто супер-гипер-экстраактивные. Ну что ж, нормальные подвижные дети. Но что с ними делать 15 минут на перемене, я просто не представляла. Если же ими не заниматься вовсе, они буквально разносили по кирпичикам всю школу. Что делать? Уставала я с ними страшно. Неожиданное решение проблемы мне подсказали сами дети.

Однажды девчонки принесли в класс какую-то кассету, на мой взгляд, с «бешеной» музыкой и предложили мне: «Давайте потанцуем на перемене!» Сначала мне идея показалась дикой. Но потом я так с этими детьми и танцевала все перемены в течение трёх лет. Звонок с одного урока английского языка, я прошу их быстро приготовиться к следующему занятию - уроку домашнего чтения и ставлю их кассету. И мы все вместе танцуем в течение 15 минут перемены. Ученики мои каждую неделю приносили новую запись. Танцы эти поистине сотворили чудо. Ребята разряжались на перемене, переключались с английского языка на физическую активность и после этого весь следующий пятый урок работали гораздо эффективнее. Потом я ребятам пообещала, что если наш урок домашнего чтения (тот самый пятый урок в субботу) проходит организованно и продуктивно, то мы танцуем ещё 15 минут после этого урока. Так мы с ребятами танцевали и учили английский. Но, что самое поразительное, в субботу, уходя с работы после уроков и танцев, я уже не чувствовала себя такой смертельно усталой в конце целой трудовой недели, как раньше. С другой «проблемной» группой я стала на переменах рисовать, тут же вывешивая их работы на стенде в классе. Так что, уважаемые коллеги, ищите свой термос и свой танец.

Почти философская размышлялка.
Проблемы надо не бесконечно иметь, а, по возможности, сразу решать.


Вы всё равно устали? Значит, мало делали и совсем мало сделали, чтобы устать меньше. Главное, не надо лениться и стесняться в создании для себя, любимых, комфортных условий труда. Устали? Так делайте же что-нибудь, чтобы расслабиться и отдохнуть. Возможно, у вас не получится все пять школьных перемен посвящать себе и только себе. Наверняка, найдутся какие-то другие неотложные дела, или настырно-назойливые люди, желающие у вас эти драгоценные минуты отдыха отобрать. Ну что ж, все пять школьных перемен посвятить себе, собственному отдыху и расслаблению не получается. Организуйте 2-3 подобные перемены. Или хотя бы одну. Это всё равно будет лучше, чем ни одной. Думайте и действуйте!

И не говорите, что у вас на работе нет времени минуту постоять у открытого окна или съесть дольку апельсина или выпить чашечку кофе или бросить взгляд на любимые цветы и фотографии. Это не времени у нас нет, это мы - слабые организаторы и бездарные менеджеры своего времени, своего рабочего дня, своего рабочего места и своих сил. Ищите резервы времени и возможности создания хотя бы минимального комфорта на работе, причём комфорта не только физического, но и душевного.

А в конце рабочего дня, уже дома можно подвести итоги: что я сделала для своего отдыха и для снятия напряжения в течение рабочего дня? А какие ещё возможности были мною упущены сегодня? И ни в коем случае не упускайте их завтра, в ваш следующий рабочий день. Помните - никто не будет заботиться о ваших комфортных условиях труда, о вашем отдыхе и расслаблении в течение рабочего дня, кроме нас самих. И если вы в конце учебного года ощущаете себя либо выжатым лимоном, либо загнанной лошадью, в этом есть большая часть и вашей собственной вины. Изменяйте свои привычки, в том числе трудовые. Реорганизовывайте свою производственную жизнь. Постоянно и неукоснительно ищите резервы отдыха и снятия напряжения. Всё больше и больше переходите на рельсы здорового образа жизни и здоровьесберегающих условий труда. В наше время много говорят и пишут о здоровом образе жизни и об этих самых условиях и технологиях. Так давайте создавать у себя на рабочем месте комфортный и здоровый образ жизни и труда учителя и неукоснительно ему следовать. Причём, как мне кажется, не стоит начинать новую жизнь с каждого приходящего понедельника. Не надо резких движений, глобальных немедленных ломок и крупных, крутых перемен. Это сложно, это может лишь осложнить нашу жизнь. Давайте работать над деталями и мелочами. Ведь именно из них строится наша жизнь. Именно мелочи нам порой и отравляют всю жизнь. Итак, придумываем для себя милые мелочи, которые бы наполняли нашу каждодневную рутину радостью и комфортом.

У меня для вас, уставшие учителя, нет готового «Рецепта комфортного образа жизни и работы учителя». Именно вы, вы сами, должны его ежедневно создавать, постоянно искать и находить. У каждого он, этот образ, будет свой. Лишь бы наши усталые от школы и уставшие от нездорового образа жизни и труда учителя находились в этом постоянном поиске. И не прекращали этот поиск никогда. А наш хронически переутомлённый и постоянно перегруженный всевозможными нагрузками организм ответит нам на это благодарностью в виде хорошего самочувствия и бодрого настроения.

Просто пожелание: Уважаемые коллеги! Ежедневно доставляйте себе хотя бы маленькие приятности. А уж что касается неприятностей, можете не волноваться - найдётся великое множество людей, их вам постоянно доставляющих.
 
Бикеева Алина Сергеевна,
преподаватель английского языка,
Самарская гимназия №1
Самарского госуниверситета

По книге А. С. Бикеевой. «Уроки психологии для школьного учителя. Советы усталому педагогу»

Книги Алины Бикеевой:http://www.ozon.ru/context/detail/id/4563986/

* Алина Бикеева Настольная книга школьного учителя. Испытание школой: ребёнок и учитель. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г.
* Алина Бикеева Уроки психологии для школьного учителя. Советы усталому педагогу. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005 г.
* Алина Бикеева Семья Особого Назначения, или рецепты позитивного родительствования на каждый день. Москва, «Генезис», 2009 г.
* Алина Бикеева Как стать феноменальным родителем и создать Семью Особого Назначения. Санкт-Петербург, «Речь», 2011 г.

 



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
7 AlTam • 10:14, 06.03.2012
А нам запрещено хранить в шкафах то, что не относится к образовательной деятельности, к сожалению...
avatar
6 traveller6131 • 13:56, 05.03.2012
Большое спасибо автору за интересную статью! Многое конечно давно известно, но некоторые моменты всерьез заставляют задуматься о разных вещах, в т.ч. и о своем здоровье. Кстати, некоторое время назад, прямо в мастерских мы разместили выставку лучших творческих работ учащихся, которую постоянно обновляем. Все, кто приходят к нам в гости, сразу обращают на нее внимание, и нам самим она не только повышает настроение, но каждый раз глядя на нее, тоже хочется сделать что-то свое, новенькое.
avatar
5 Галина • 10:26, 29.02.2012
Я так же все и делаю, но затея с танцами мне очень понравилась. Я все желаю только здоровье!!! А остальное заработаем!!!
avatar
4 Lili4ka • 23:43, 25.02.2012
Обожаю тему здоровьесбережения, это самое главное: будет здоровье, будут и успехи в учёбе, на работе, в семье...
avatar
3 Салют • 19:03, 15.02.2012
Спасибо, очень интересные и нужные советы, некоторые выполняю.
avatar
2 larisaivanovna1 • 18:25, 08.02.2012
Кажется, все очень просто, известно уже давно, но как свежо! Любить себя надо, дорогие учителя, но мы так часто забываем об этом! Большое спасибо за то, что лишний раз напомнили!
avatar
1 Eltea • 20:05, 06.02.2012
Здесь есть интересные и неожиданные идеи и решения! Спасибо!