Современные здоровьесберегающие технологии


Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем, однако люди не заботятся о здоровье так, как это необходимо. Что такое здоровье? К. Гален, римский врач, представитель античной медицины определял так «… это состояние, при котором мы не страдаем от боли и не ограничены в своей жизнедеятельности…». «Здоровье – всему голова», - гласит народная мудрость.


Обсудить статью (уже 16 коммент.)
Опубликовать свой материал
Здоровье есть сама жизнь, с ее радостями и тревогами. « Здоровье – это оптимальный баланс всего, чем мы являемся», - говорил Ф.Перлз. всемирная организация здравоохранения дала такое определение: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Здоровье человека – актуальная тема для разговора во все времена, в ХХ/ в. она становится первостепенной. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную долгую жизнь.

Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в раннем детстве. Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые,  ошибочно считаем: для детей самое важное – это хорошо учиться, если организм ослаблен болезнью и леностью, если он не умеет бороться с недугом?

В последнее время СМИ активно поднимают вопрос, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает психическому и физическому здоровью.

По результатам исследований российских психологов, в среднем дети начальной школы, которые учатся на 4 и 5, проводят за письменным столом дома не менее 2,5 – 3 часов. А ведь к этому нужно добавить еще уроки в школе.

Особенность школьного обучения состоит в том, что дети обязательно должны достичь определенного результата. Неоправданные надежды родителей, педагогов и самих детей приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам. А это, в свою очередь приводит к тому, что у детей пропадает всякое желание учиться, просто активно, интересно жить. Они уходят в себя, бегут от проблем, которые начинают накапливаться по мере развития собственной бездеятельности. Дети становятся зачастую злыми и агрессивными. У них начинаются проблемы не только со здоровьем (болит живот, голова) – но и в первую очередь это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминание учебного материала, проблемы усидчивости на уроке, школьные  страхи, боязнь ответа у доски, закрытость. Это те немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни.

Современные здоровьесберегающие технологии, новые образовательно-оздоровительные программы для дошкольников и младшего школьного возраста – наш шанс решать проблему сохранения здоровья детей осознанно, комплексно, постоянно.

Поэтому учитель должен не только строить свой учебный процесс с учетом возраста, пола, специфики развития организма, физиологических и психологических процессов, но и использовать информацию по сохранению и укреплению здоровья в своей педагогической деятельности. «Только при таком подходе может быть реализован принцип – здоровье через образование…» (акад. Д.В. Колесов).

 Поступление ребенка в школу – первая большая и серьезная ступень в его жизни.

От периода раннего детства – поры беспечных игр и достаточно большой свободы – дети переходят к постоянному напряженному учебному труду, новому режиму, иному ритму жизни.

Все мы, родители, врачи, педагоги, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар.

В процессе обучения в соответствии с идеями здоровье сберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Как помочь детям, как сделать так, чтобы они начали жить активной, полноценной и интересной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, и было в радость?

Автор одной из методик здравоохранительной системы обучения и воспитания, руководитель отдела сенсорных систем Института медицинских проблем Севера профессор В.Ф.Базарный  считает необходимым вернуть «движущийся мир» в сады и школы. Вместо сгорбленной сидячей позы – режим меняющихся поз, когда  можно стоя и сидя работать на уроке. Стоя за конторкой и сидя за партой на стульчике. Вместо близорукого обучения, когда взгляд прикован к столу, - поиск необходимой информации на большом расстоянии. Вместо шариковой ручки – перьевая.
 
Особое внимание В.Ф.Базарный уделяет зрению. Он отмечает, что в  возрасте 6 – 7 лет орган зрения находится в стадии интенсивного развития. Главная его особенность – наличие так называемой дальнозоркой рефракции. Наиболее физиологическая нагрузка для такого рода глаза – рассматривание удаленных предметов. В наших школах дети наибольшую часть учебного  времени  работают с книгой, тетрадью на близких от глаз расстояниях. Орган зрения претерпевает вначале функциональные, а затем и структурные изменения, позволяющие ему без напряжения работать вблизи. Возникает близорукость, т.е. глаз адаптируется к работе на близких дистанциях и теряет способность к четкому видению вдаль.
 
Профессор предлагает выход из создавшейся ситуации в приемах, которые позволят расширить зрительно – пространственную активность в режиме школьного урока. Один из приемов заключается в максимальном удалении от глаз учебного материала. Каждый ученик во время классных занятий находится строго на своей рабочей дистанции, на расстоянии, с которого он может различать буквы, равные по высоте 1см. для этого используют стандартную разрезную кассу букв и слогов.  В начале учебного года учитель и медицинский работник проверяют зрение детей на рабочую дистанцию и, исходя из полученных данных, рассаживают их в классе.
 
Следующая особенность проведения учебных занятий в режиме «зрительных горизонтов» - размер предъявляемого дидактического материала (сюжетные и предметные картинки, карточки, цифровой материал). Самые мелкие детали должны быть по высоте 1см, самые крупные – не более 2-3см. Тем самым создаются предпосылки для интенсивного сосредоточения вдаль и снятия напряжения с мышц глаз, долгое время функционировавших в режиме ближнего зрения. Продолжительность таких пауз в течение учебного часа должна составлять не менее 8 – 10 минут. Эту работу целесообразно чередовать с занятиями на близком расстоянии.

Следующий способ расширения зрительно-двигательной активности – проведение физкультурных минуток для глаз с помощью расположенных в пространстве классной комнаты ориентиров. Физкультурные минутки выполняют через 10 – 15 минут напряженного зрительного труда на близких расстояниях. Для этого используют такие  приемы:
 
  • Высоко на стенах классной комнаты развешивают мелкие сюжетные или предметные картинки размером не более 3 -5 см, карточки с буквами, слогами, словами (размер букв 1см) и т.д. Дети встают и отыскивают глазами местоположение той иной картинки.
  • Использование траекторий, по которым дети «бегают глазами» (размер листа ватмана). Желательно придать упражнения игровой характер. Например, в начале спиральной линии прикрепляют желтый кленовый лист или бабочку и предлагают детям проследить, как этот листочек или бабочка  будут  «кружиться» по заданной траектории под порывом ветра.
  • Упражнения  для глаз в сочетании с физическими упражнениями, например, в виде игры «Веселые человечки». Показывают нарисованную фигуру человечка размером  1-2 см в движении. Дети рассматривают человечка – «рисуют его глазами», а затем повторяют его движения сами.

Комплекс дыхательной гимнастики

При помощи правильного дыхания можно избежать гайморита, астмы, неврозов, избавиться от головной боли, насморка, простуды, расстройства пищеварения и сна и быстро восстановить работоспособность после умственного и физического утомления. Для полноценного дыхания необходимо соблюдать следующие правила: дышать надо только через нос равномерно и ритмично; стараться максимально наполнять легкие воздухом при вдохе и делать максимально глубокий выдох; при  появлении малейшего дискомфорта занятия дыхательной гимнастикой прекратить.

Заниматься дыхательной гимнастикой нужно в хорошо проветренном помещении, в спокойной обстановке. Освоение комплекса проводить постепенно, прибавляя по одному упражнению через каждую неделю.

(Провести несколько дыхательных упражнений)

Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к  изменению отношения к себе и своему здоровью. Можно предложить провести физминутки кому-нибудь из детей.

Здоровый образ жизни включает в себя адекватную физическую активность, рациональное питание, личную гигиену, здоровый психологический климат в семье и школе, отсутствие вредных привычек, внимательное отношение к своему здоровью.

Здоровье зависит во многом от жизненной позиции и усилий человека, способного регулировать свое состояние с учетом индивидуальных особенностей собственного организма. Для этого нужна мотивация формирования здоровья, знаний своего организма, способов совершенствования здоровья, а также освоение практических навыков его сохранения и укрепления, ведения здорового образа жизни.

В формировании представлений о здоровье, здоровом образе жизни школа может участвовать не только через систему воспитательной работы, но и через образовательный процесс.

Использованная литература

  • При подготовке статьи использовалась публикация Е.Н. Сысуевой "Здоровье и вредные привычки" в журнале "Начальная школа",  1, 2010 г.

Об авторе: Вельдяскина Галина Николаевна, воспитатель ГПД, Лямбирская СОШ № 2, Республики Мордовия, стаж 20 лет.


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
16 alina900044 • 07:09, 28.11.2010
Очень актуальная статья, особенно если ведешь урок русского языка в пятом классе и он стоит по расписанию шестым уроком. Тут вспомнишь все.
avatar
15 prostoirina • 23:04, 18.11.2010
спасибо! очень актуальна эта тема в школе! особенно остро чувствуется необходимость применения здоровьесберегающих технологий, когда сам учитель (на курсах, например) - в роли ученика!жесть!
avatar
14 wissn • 09:35, 08.11.2010
Поднята хорошая и самое важное актуальная на данный момент тема. Так как больше 50% учащихся в школе по медицинским показаниям имеют какие то заболевания и они ухудшаются именно тогда когда ребенок пришел в школу. И если мы учителя не будем применять различные здоровьесберегающие технологии, то что можно говорить о будущем здоровье наших детей?
Поэтому этот вопрос стоит остро. Спасибо вам за интересную статью.
avatar
13 Кертес • 00:30, 07.11.2010
Спасибо! Вроде читаешь, все знаешь, но всегда важно освежить в памяти и найти у каждого коллеги свою изюминку. Спасибо!!
avatar
12 ответ • 05:08, 03.11.2010
ответ Спасибо ! очень актуально!!!!
avatar
11 vali007 • 11:47, 01.11.2010
Очень злободневная тема.Здоровье-это богатство нации, поэтому надо бережно относиться к нему. Статья полезна для молодых педагогов.
avatar
10 Довбня • 14:47, 29.10.2010
Статья не плохая, но не всё то, что предлагает Базарный, даёт положительный результат. Ведь для его методики нужно много средств и возможностей класса и школы в целом, чтобы всё было продуктивно и результативно. Не знаю кто как, но я лично против его методики.У нас часто так бывает, что мы хватаемся за что-то до конца не вникнув в суть. Ну а вам за статью всё равно спасибо!!!!Но хотелось бы узнать результат, которого вы смогли добиться по данной теме.
avatar
9 Nadya2010 • 15:32, 27.10.2010
Спасибо за статью. Не менее важен психологический климат на уроке, радость открытия нового и укрепление веры ребёнка в самого себя. И ещё. Равно важны для здоровьесбережения физкультминутка и минутка доброго юмора.
avatar
8 хлесткова • 21:11, 23.10.2010
Спасибо за интересную и актуальную статтью
avatar
7 Асия1 • 20:27, 19.10.2010
Сегодня на первый план в современной школе выходит обучение детей здоровьесберегающим технологиям. Педагоги всерьез обеспокоены все возрастающему количеству различных патологий в здоровье современного школьника. Разрабатываются различные методики сохранения и поддержания здоровья школьника, и в этом плане Ваша статья, Галина Николаевна, очень актуальна для сегодняшней школы.
avatar
6 iOlg@ • 21:54, 12.10.2010
Нужная и полезная статья. В своей работе стараюсь использовать стихотворные физкультминутки, гимнастику для глаз. 10 лет работала в классе КРО, проводила на уроках артикуляционную гимнастику, дыхательную, зрительную.Сделала специально для зрительной гимнастики тренажёр.
avatar
5 БаулоЕМ • 19:07, 08.10.2010
Провожу физминутки, делаем упражнения для глаз, иногда просто прошу рассказать стихотворение или смешной случай, если вижу, что дети устали. В статье Г.Н. Вельдяскиной нашла много полезной информации и интересные упр. для глаз. А вот насчет дыхательной гимнастики - по-моему, это очень сложно и небезопасно: там всякие свои нюансы; наверное, лучше, если этим специалист будет заниматься.
avatar
4 Lili4ka • 18:49, 29.09.2010
Очень важная тема.Первая заповедь для учителя:не навреди! Здоровье - самое ценное, что есть у человека, а потом -знания.
avatar
3 колесо • 21:57, 27.09.2010
Уважаемая Галина Николаевна! Ваша тема очень актуальна, так как состояние здоровья современных детей "оставляет желать лучшего" (знаю это нп примере своей дочери), особенно при больших нагрузках в школе, и применять разнообразные методы и приемы здоровье зберегающих технологий очень важно и необходимо!
avatar
2 olgab • 22:25, 26.09.2010
Спасибо огромное. Здоровье надо беречь. Кое что взяла для себя. Хотя поздно пить боржоми.
avatar
1 Prinzessa • 18:55, 26.09.2010
Спасибо вам за интересную статью, Галина Николаевна! Мы учителя должны сохранить здоровье ребенка, следить за осанкой, зрением, подвижностью. Я тоже стараюсь применить на уроках физминутки, комплекс упражнений.