Внедрение новых подходов к социально-трудовой реабилитации умственно отсталых детей в мастерской «Работа с нитью» ГКУ ДДИ «Южное Бутово»


Реализуя права детей-инвалидов на образование, в нашем интернате созданы различные мастерские. Овладение элементарными трудовыми умениями более доступно для детей с интеллектуальными проблемами, чем умственная деятельность.

Четыре года назад в детском доме интернате «Южное Бутово» ДСЗН города Москвы открылась мастерская «Работа с нитью». Открытие мастерской совпало с формированием и внедрением новых подходов к реабилитации умственно отсталых детей и организацией в нашем интернате отделения социально-трудовой реабилитации.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Международными правовыми документами, например, Конвенцией о правах ребенка установлено обязательство государства предоставлять помощь в «обеспечении неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности», вовлечение ребенка в социальную жизнь и достижение развития его личности, включая культурное и духовное развитие.

Существует специальная Декларация о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН, в п.4 этой декларации прямо сказано, что инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица.

К инвалидам, являющимся умственно отсталыми, относится п.3 Декларации (о правах умственно отсталых лиц). В нем говорится, что умственно отсталое лицо «имеет право продуктивно трудиться или заниматься каким-либо другим полезным делом в меру своих возможностей».

Приняты Национальные стандарты Российской Федерации ГОСТ Р53059-2008 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги инвалидам». В п.4.1.4.1 прописаны социально-педагогические услуги при стационарном обслуживании: «… создание условий для дошкольного воспитания детей-инвалидов… для получения школьного образования по специальным программам, проведение мероприятий по обучению доступным профессиональным навыкам».

Вступила в силу Программа Правительства города Москвы «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2016 гг.», целью которой является обеспечение инвалидам равных возможностей во всех сферах жизни, повышение их уровня жизни, занятости, медицинского обслуживания, качества жизни (подпрограмма «Социальная интеграция инвалидов и формирование безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения»).

Политика государства направлена на то, чтобы соответствующие меры по профессиональной реабилитации распространялись на все категории инвалидов, а так же на содействие возможности занятости инвалидов на свободном рынке труда.

Реализуя права детей инвалидов на образование, в нашем интернате созданы различные мастерские. Овладение элементарными трудовыми умениями более доступно для детей с интеллектуальными проблемами, чем умственная деятельность.

Зачем же в обучении мастерские?
Если познавательные занятия в группах необходимы для формирования основных психических функций и учебных навыков, игровые – для решения поведенческих и эмоционально-волевых проблем, то работа в мастерской часто является для ребенка с нарушениями развития единственной возможностью принять участие в продуктивной деятельности. Кроме того, создавая что-то своими руками, ребенок укрепляет свою связь с миром, что особенно важно для таких детей.
В нашей статье речь пойдет об обучении детей в мастерской «Работа с нитью».

В начале становления мастерской было много проб и ошибок, когда мы искали новые виды деятельности. Очень важно, чтобы предлагаемые детям виды деятельности были доступны, с точки зрения их психических и физических возможностей, и одновременно были для них интересны и привлекательны.

Педагогом составлена программа по дополнительному образованию детей с умственной отсталостью в мастерской «Работа с нитью». Целью программы является развитие личности ребенка с учетом индивидуальных особенностей и раскрытие его творческого потенциала через овладение приемами плетения, воспитание любви и уважения к труду. Программа рассчитана на трех-четырех годичное обучение детей от 9 до 18 лет, с разными типами нарушений развития. Обучение делится на четыре уровня, возрастное деление условное и зависит от возможностей ребенка. Для детей, которые в ходе обучения продвигаются быстрее других, разрабатывается индивидуальная программа, которая может выходить за рамки предложенного данной программой содержания. Разработаны критерии овладения детьми умениями и навыками по всем видам деятельности, которые позволяют отследить уровень овладения детьми теми или иными навыками.

В настоящее время сложились устойчивые направления деятельности: работа с нитью; ковроплетение; вязание крючком и спицами: вязание на механической вязальной машине «Северянка».

Обучение в мастерской делится на 4 уровня.
На первом уровне основным видом деятельности является работа с нитью: получение первых навыков работы с нитью, изучение её свойств; навыков наматывания и разматывания; первый опыт работы с инструментом (ножницами, иглой и др.); выполнение простых швов; выдергивание нити (мережка) и т.д. Остальные виды деятельности на этом уровне проходят в виде знакомства. Такое обучение расширяет знания ребенка о мире и возможность действовать в нем. Главной целью на этом уровне является привитие устойчивого интереса к работе в мастерской.

На втором уровне усложняются приемы работы с нитью и инструментом. Приобретается первый опыт работы с крючком, спицами и специальными приспособлениями для изготовления помпонов. Одной из ведущих тем на этом уровне проходит ковроплетение: элементарные приемы переплетения и более сложные действия (поворот, соединение лент и др.) совместно с преподавателем.

Осваивая третий уровень сложности, ребенок выполняет более сложные приемы ковроплетения: самостоятельное выполнение поворота в конце ряда, соединение лент. На этом же этапе дети могут выполнять несложные узоры и оформлять изделие. Продолжается знакомство и привитие навыков работы крючком и спицами. Дети знакомятся с механической вязальной машиной.

На четвертом уровне техника ковроплетения усложняется: самостоятельное формирование и выполнение более сложного узора. Приобретаются и закрепляются простые приемы вязания на механической вязальной машине и более сложные крючком и спицами. На этом этапе обучения, дети уже сами могут делиться накопленным опытом, участвуют в мастер-классах и выставках.

На протяжении всех четырех уровней уделяется большое внимание развитию общетрудовых навыков:

  •  работа с помощью линейки и др. измерительных приборов;
  •  работа с ножницами;
  •  использование в работе утюга;
  •  владение иглой и другим инструментом.

За четыре года работы мастерской вид деятельности работа с нитью зарекомендовал себя как уникальный, ведь даже дети в тяжелом физическом состоянии (при частичном содействии взрослого) могут выполнять несложные поделки. Ковроплетение как вид деятельности оказался доступным для обучения сложных категорий детей. Эта деятельность хороша тем, что в ходе работы решаются конкретные коррекционные задачи: развитие крупной и мелкой моторики, развитие сенсорной сферы, формирование пространственных представлений, знакомство с понятием «симметрия», навыки контроля и планирования (составление узора и др.) В этом смысле опыт мастерской особо ценен.

Важной чертой занятий в мастерской является возможность на практике применить свои хотя и незначительные знания, полученные на занятиях в группах, с педагогами или в других мастерских. Например, ребенок уже знает, что такое «большой или маленький» и умеет различать цвета, но пользуется этими понятиями только в игровых упражнениях. В мастерской эти знания из абстрактных, переходят в категорию практических, имеющих конкретный смысл.

Большой потенциал мастерская имеет с точки зрения коллективной деятельности, когда обязанности каждого ребенка делегированы. Так, например, при изготовлении коллективного изделия каждый выполняет посильную для него роль и в то же время ощущает свою значимость в общем процессе.

На своем опыте мы убедились, что сколько-нибудь значимого результата приходится ждать очень долго. Так первые положительные результаты стали появляться только через два года после открытия мастерской. Но практика показала, что увлеченность интересным делом, а в частности ковроплетением, оказывает мощное реабилитирующее воздействие на ребенка в целом.

Коврики в мастерской плетутся по традиционным ремесленным технологиям, но упрощенным и адаптированным к таким детям. В своей работе мы не пользуемся сложными ткацкими станками, плетение выполняется на простых деревянных рамках, которые для нас изготовила столярная мастерская. Традиционные ремесла включают в себя две обязательные составляющие – технологию и творчество. Технология в данном случае связана с многократным повторением, монотонностью и систематичностью. И каково же было наше удивление, что подростки с тяжелыми нарушениями могут освоить достаточно сложные технологические операции. Мы убедились на собственном опыте, какие красивые и пользующиеся спросом изделия могут изготавливать наши ребята.

Это дает хорошую возможность организовать содружество и крепкое взаимодействие между различными мастерскими нашего интерната. Например, в мастерской «Работа с нитью» изготавливаются ковровые сумочки, а пуговицы для них делает керамическая мастерская. Или еще пример, к масленичной неделе в мастерской изготавливали голову лошадки, а деревянную палку к ней сделали мальчики на занятиях в столярной мастерской. И так можно привести много примеров.

В августе 2010 гона в Центральном выставочном зале Манеж на площадке стенда «Социальная защита населения» проходил мастер-класс «Плетение ковров на рамке». Многочисленные посетители выставки могли не только увидеть мастерство воспитанницы Ксении Ф., но и самостоятельно выполнить несложное плетение и получить консультацию по технологии плетения из уст как педагога, так и воспитанницы. Мы регулярно проводим мастер-классы в отделении дневного пребывания Центра социального обслуживания населения района Южное Бутово. Установились теплые партнерские взаимоотношения с работниками центра и его клиентами.
Наши воспитанники часто участвуют в различных выставках и конкурсах, свидетельством тому множество грамот и благодарственных писем в адрес директора интерната и лично педагогам и воспитанникам.

Педагог дополнительного образования ГКУ ДДИ «Южное Бутово» Королева Светлана Юрьевна.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: