Педагогические условия социальной адаптации неслышащих детей с задержкой психического развития


Одно из приоритетных направлений дефектологии - поиск и отработка механизмов дополнительной психолого-медико-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Рост числа детей со сложными нарушениями психофизического развития и необходимость раскрытия и обоснования условий их социально-педагогической медицинской и психологической адаптации, наряду с недостаточной изученностью этих процессов в условиях специального образовательного учреждения послужили поводом для обращения к данной проблеме.

Обсудить статью
Опубликовать свой материал
Цивилизованность общества определяется своим отношением к инвалидам и старикам. Сегодня в мире свыше 500 миллионов человек являются инвалидами в результате умственных, физических или сенсорных расстройств. Дети-инвалиды являются одной из самых проблемных, с точки зрения социальной адаптации, групп населения. Число их, по данным ЮНЕСКО, во всем мире, составляет около 3% детской популяции. В России эта цифра составляет более 1 миллиона человек. С каждым годом из-за трудных экономических условий, падения уровня жизни, ухудшения экологических условий, а также недостатков в системе здравоохранения это число увеличивается.


Медико-биологическая характеристика детей России обнаруживает нарастание хронических заболеваний, нарушений физического и нервно-психического развития. Структура детской инвалидности за последние годы не претерпела существенных изменений, хотя наметилась тенденция к росту числа больных детским церебральным параличом, нарушением слуха, врожденными наследственными заболеваниями.

Это в полной мере относится и к Республике Северная Осетия-Алания. В Российской федерации, в том числе в РСО-Алания, 4,5 процента от общего числа школьников относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. Число детей с отсутствием или понижением функции органа слуха, как показывает отечественная и зарубежная статистика, постоянно увеличивается, причем в степени, затрудняющей социальное общение. Период становления гражданского общества в России, демократизация и гуманизация образования привели к смене парадигмы педагогической науки. Признание уникальности и самоценности человеческой личности, переориентация учебно-воспитательного процесса на самого ребенка обусловили необходимость разработки новых педагогических стратегий.

В настоящее время российская сурдопедагогика активно развивается в направлении создания благоприятной педагогической среды для развития каждого ребенка с недостатками слуха. Одно из приоритетных направлений дефектологии - поиск и отработка механизмов дополнительной психолого-медико-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. В то же время пока недостаточно исследованы вопросы обучения и воспитания особой категории неслышащих детей - детей со слож¬ной структурой дефекта.

Как показывают исследования дополнительные дефекты у неслышащих детей встречаются в 2 раза чаще, чем у детей с нормальным слухом . Согласно данным Т.В. Розановой, А.И. Мещеряковой, Бертынь Г.П. и др., наблюдениям опытных дефектологов-практиков, такие дети в настоящее время составляют в среднем до 40 % контингента специальных образовательных учреждений, а по данным ВФГ на 1991 их процент был меньше (30 %).

Как и все другие, эти дети имеют право на образование в педагогической среде, максимально адекватной их потребностям и возможностям. Исследуемая категория детей вынуждена адаптироваться не только к миру нормально слышащих людей, но и к социуму не слышащих, в силу своеобразия своего развития.

Л.С. Выготскому принадлежит принципиальное утверждение о том, что основной проблемой дефектологии является приспособление к социальной среде, в которой протекает процесс развития аномального ребенка. По мнению Л.С. Выготского, дефект выражается в "социальном вывихе” и непосредственное следствие дефекта - это снижение социальной позиции ребенка. Перестраиваются все функции общественного бытия: все связи с людьми, все моменты, определяющие место человека в социальной среде, его роль и судьба как участника жизни.

Рост числа детей со сложными нарушениями психофизического развития и необходимость раскрытия и обоснования условий их социально-педагогической медицинской и психологической адаптации, наряду с недостаточной изученностью этих процессов в условиях специального образовательного учреждения послужили поводом для обращения к данной проблеме.

Целью нашего исследования было изучение педагогических условий процесса социальной адаптации детей-инвалидов, специфики их организации, состоящей в необходимости сочетать образование, оздоравливание, психологическую коррекцию и социально-педагогическую поддержку.

Так как при рассмотрении проблем адаптации человека принято выделять три функциональных уровня: физиологический, психологический и социальный мы обратились к деятельности психолого-медико-педагогических служб, должных осуществлять комплексное сопровождение детей с различными отклонениями развития. Именно в работе этих служб комплексно учтены специфические причины социальной недостаточности исследуемой нами категории детей: нарушение слуховой функции и задержка психического развития.

Вопрос, о том как действующий в учебном заведении школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) может способствовать эффективности социальной адаптации детей со сложным нарушением развития, показал необходимость научно обосновать и экспериментально проверить организацию, содержание, формы и методы работы школьного психолого-медико-педагогического консилиума по управлению адаптивным процессом.

Актуальность нашего исследования состоит в том, что социальная адаптация ребенка, имеющего сложные нарушения в развитии, на современном этапе является важной проблемой специального образования. Разрешение этой проблемы приведет к реализации возможностей и способностей личности ребенка, адаптирующейся к условиям биологической и социальной среды.

Данное исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе изучалась и анализировалась философская, социологическая, медицинская, психологическая и педагогическая литература. Была определена проблема, цель, сформулирована рабочая гипотеза и задачи исследования. Составлены и научно обоснованы программы диагностики данной категории детей. Проведен анализ теории и практики социально-педагогической адаптации детей со сложными нарушениями в развитии, изучение проблемы инвалидности.

На втором этапе были разработаны психолого-медико-педагогические условия и критерии эффективности социальной адаптации неслышащих детей с задержкой психического развития, возможности организации процесса социальной адаптации детей-инвалидов.

В ходе третьего этапа была внедрена и откорректирована модель психолого-медико-педагогической адаптации неслышащих детей с задержкой психического развития посредством деятельности школьного пихолого-медико-педагогического консилиума, разработаны рекомендации по эффективности социальной адаптации детей с множественными нарушениями развития.

Следует отметить, что комплексное всестороннее клинико-психолого-педагогическое изучение детей с различными видами аномального развития, в том числе с нарушениями слуха, было начато в НИИ дефектологии АПН СССР, (ныне Институт коррекционной педагогики РАО) в 70-е годы под руководством проф. М.С. Певзнер и продолжается до настоящего времени. В этот же период выявилась необходимость специального внимания к проблеме множественных нарушений в развитии и к детям, имеющим сложную структуру дефекта.

В современной дефектологии под сложным нарушением детского развития понимают сочетание двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка. В качестве синонимов термина "сложное нарушение”, используются равнозначные ему другие термины: "сложный дефект”, "сложные аномалии развития”, "сочетанные нарушения”, "комбинированные нарушения”, и все более утверждающийся в последнее время – "сложная структура нарушения”.

В ходе исследования особенностей психического развития изучаемой категории детей нами получены результаты, подтверждающие мнение ряда ученых (Т.В. Розанова, М.С. Певзнер и др.) о том, что психическое развитие неслышащих с ЗПР отстает от обычных неслышащих детей и особенно заметно отставание по уровню развития наглядно-образного мышления.

Особые трудности дети этой категории испытывают при овладении речью. По уровню развития речи и словесной памяти они очень существенно отличаются от глухих детей без сопутствующих патологий. Их словарный запас скуден, объем словесной памяти значительно снижен (в 2 и более раза). Фразовая речь у неслышащих школьников с ЗПР в зачаточном состоянии и даже в подростковом возрасте сводится к называнию существительного, или перечислению предметов, если представлена картинка, без каких-либо грамматических связей между ними. Дети не усваивают арифметические действия сложения и вычитания как мыслительные действия. Они не могут овладеть возможностями установления и выражения в речи каких-либо логических зависимостей. Память неслышащих детей с ЗПР хуже, чем у обычных детей с нарушением слуха ( из 12 предъявленных слов они смогли вспомнить 1-2, а часто и не одного) (Т.В. Розанова, 1997). Только небольшая часть глухих детей с ЗПР достигает к 6-7 годам среднего уровня развития мышления и речи, характерного для многих неслышащих детей их возраста.

Естественно, что психические особенности неизбежно приводят к особенностям социализации детей со сложной структурой нарушения, а так как психолого-медико-педагогичесикий консилиум (ПМПк) объединяет усилия всех блоков учебного заведения, эта служба способна обеспечить высокий уровень коррекционно-педагогического воздействия на неслышащего ребенка, обеспечить большую эффективность учебно-воспитательного процесса.

Деятельность консилиума определяется планом организационно-педагогических мероприятий школы-интерната. Консилиум имеет годовые плановые, систематические задачи и работает в определенное время.

В составе консилиума на постоянной основе работают: администрация школы-интерната, ведущий учитель-дефектолог, представители медицинской, психологической, социально-педагогической служб учреждения. По мере необходимости на заседание приглашаются педагоги класса, учителя-дефектологи, воспитатели.

В Республиканской специальной (коррекционной) школе-интернате неслышащих и слабослышащих детей ( Г. Владикавказ) в рамках деятельности школьной психлого-медико-педагогической службы разработана комплексная психолого-медико-педагогическая Программа, приоритетным направлением которой является социальная адаптация неслышащих детей с ЗПР. Во время работы над Программой мы надеялись, что она будет способствовать развитию учреждения, внедрению инновационных изменений в образовательный процесс и повысит адаптивные возможности воспитанников. В связи с этим основная цель деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума состояла в создании оптимальных условий для социальной адаптации неслышащих детей со сложным дефектом, в частности неслышащих детей с ЗПР. В Программе нашли отражение все показатели, которые мы использовали при изучении данной категории детей: физическое состояние и развитие ребенка ( динамика физического развития, особенности слуха и зрения и.т.п.), особенности и уровень познавательных процессов, особенности эмоционально-личностной сферы, особенности усвоения знаний, умений и навыков, предусмотренных программой ( осведомленность об окружающем мире, о себе, сформированность учебных навыков), отношение к учебной деятельности и т.п.

Эффективность реализации данной Программы основана на заложенных в ее основу принципах культуросообразности, интеграции, самостоятельности и личностном подходе, на применении инновационных педагогических технологий, повышении профессионально-личностной компетентности педагогов, интеграции усилий ПМПк и семьи, как основного института социализации.

Организация деятельности школьного ПМПк не претерпела особых изменений, но содержание работы структур и блоков, конечно же, было подчинено созданию условий для более успешной социальной адаптации неслышащих детей со сложной структурой дефекта

Медицинское сопровождение образовательного процесса было связано с необходимостью строгого соблюдения санитарно-гигиенического режима. Инновационность выражалась в обогащении основной деятельности за счет внедрения профилактических и корректирующих программ.

В ходе реализации данной программы в результате деятельности медицинской службы ПМПк улучшились показатели физического состояния неслышащих детей с ЗПР (антропологические данные стали больше соответствовать возрастным нормам), общее состояние здоровья , а число детей, перенесших простудные заболевания, снизилось почти в 6 раз; сократились пропущенные по болезни дни, усилился интерес к занятиям физкультурой и спортом.

Комплексная Программа по социальной адаптации глухих детей с ЗПР в своей психологической части состояла из занятий, тестов, тренингов, направленных на преодоление психологического дискомфорта в общении с окружающими, на развитие коммуникативных навыков, включение детей со сложным дефектом в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности, расширение зоны их творческих возможностей, круга интересов, включение в социальную среду, овладение комплексом социальных ролей, норм и правил поведения.

Комплекс коррекционных игр, разработанный психологами ПМПк отличался разнообразным содержанием, направленным на преодоление разного рода проблем у исследуемой категории детей. Например, для освоения социальных ролей использовался очень распространенный в работе с аномальными детьми метод сюжетно-ролевой игры. Хорошие результаты показала серия тренинговых занятий на темы: « Мое любимое место», «Личное пространство», « Моя семья», « Мой день», « Помоги себе сам», « Смотри в глаза», «День фантазии», «Кем я буду и как я этого добьюсь» и т.п.

Специалисты школьного психолого-медико-педагогического консилиума, используя в своей работе специальные коррекционные средства, коммуникативные упражнения, игры, психологические тренинги и т.д. повысили уровень коммуникативных умений детей в среднем на 22 %.

Одним из приоритетных направлений в ходе реализации психолого-медико-педагогическим консилиумом комплексной Программы социальной адаптации детей со сложным дефектом было социальное сопровождение воспитанников. Нами была разработана концептуальная модель деятельности социального педагога по работе с детьми со сложной структурой дефекта. Эффективность работы социального педагога в составе ПМПк мы определяли качеством их подготовки к решению такой важной проблемы, как социальная адаптация исследуемой категории детей, путем активного включения их в окружающую среду. Эти положения были положены нами в основу разработки данной модели. При этом решающую роль в реализации модели мы отводили деятельности социального педагога ПМПк.

Модель деятельности социального педагога ПМПк базировалась на специальных видах деятельности социального педагога: педагогической поддержке, социальной защите, социальной адаптации. В ходе экспериментальной работы нами были разработаны программы этих видов деятельности.

На первом этапе социальный педагог устанавливает взаимодействие с социальными институтами (административными, правоохранительными органами, центрами социальной защиты населения, службами занятости, медицинскими и культурно-спортивными учреждениями), призванными заниматься вопросами организации жизнедеятельности детей данной категории.

На втором этапе осуществляется первичная диагностика проблем на основе всего имеющегося в арсенале ПМПк материала на конкретного ребенка. На третьем этапе - разрабатывается социальная часть комплексной Программы индивидуальной работы с неслышащими детьми имеющими ЗПР.

На этапе непосредственно реализации Программы, создается система взаимодействия школы, семьи, социальных институтов в процессе социализации личности глухих детей с ЗПР.

Социальный педагог осуществляет анализ каждого этапа деятельности по социальной адаптации и вносит необходимые изменения, дополнения и коррективы, отслеживает процесс реализации комплексной Программы.

В результате взаимодействия социального блока ПМПк с другими блоками консилиума в ходе реализации комплексной Программы по социальной адаптации были получены следующие данные:

  •   на 38,2 % у неслышащих детей с ЗПР стало меньше состояние тревожности и напряженности;
  •   у 35% сформировалось представление о будущей жизни;
  •   у 14% улучшилось состояние здоровья;
  •   у 41% сформировались навыки организации свободного
  • времени;
  •   на 12% улучшились навыки продуктивного общения.


Данные наблюдения показали, что 34% детей-инвалидов научились принимать решения в жизненно важных ситуациях, 39% способны брать на себя ответственность за организацию свободного времени и здорового образа жизни, 37% готовы к самостоятельной жизнедеятельности.

В развитии адаптивных возможностей детей специалисты ПМПк уделяли большое внимание формированию благоприятной «деятельной» позиции родителей, стимулированию их мотивации к активной работе. Организация деятельности школьного ПМПк и реализация на практике комплексной Программы по социальной адаптации неслышащих детей с ЗПР, позволила создать необходимые психолого-медико-педагогические условия для формирования социально адаптированных школьников.

Работающие в образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха психолого-медико-педагогические консилиумы, как показало наше исследование, являются результативным органом осуществления индивидуального клинико-психолого-педагогического подхода к каждой категории неслышащих детей, в том числе и со сложной структурой дефекта.

Литература:
1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - М.: Просвещение, 1995.
2. Бертынь Г.П., Розанова Т.В. Клинико-психологическое изучение глухих де¬-
тей со сложными дефектами / Дефектология. - 1993. - № 4. - С.3-7.
3. Лубовский В.И. Психические проблемы диагностики аномального развития
детей. - М.: Педагогика, 1989.
4. Усанова О.Н., Шаховская С.Н. К проблеме психолого-педагогического изу¬-
чения детей. / Дефектология. - 1995. - № 3. - С.23-26.
5. Руководство по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК)./ Дефектология. 2001.№6.
6. Соловьева И.Л. Оздоровительная школа-интернат для неслышащих детей со сложной структурой дефекта: модель нового типа специального( коррекционного) образовательного учреждения. В сб. Инновации в Российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. М.1999.

Бабиева Л.Г.
Учитель-дефектолог, сурдопедагог
РКС(К)ОУ «Школа-интернат для глухих детей»
г.Владикавказ


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: