Рекомендации для учителей коррекционных школ 8 вида.


По результатам дипломного исследования становления речевого мышления школьников с недоразвитием интеллекта 7 и 10 лет в сопоставлении с нормой под руководством Седова Константина Федоровича, были разработаны следующие рекомендации для педагогов коррекционных школ 8 вида.

Обсудить статью
Опубликовать свой материал
В процессе коррекционной работы с младшими школьниками необходимо сделать акцент на развитие межфразовых связей, на умение озаглавливать тексты. Этому способствуют такие типы заданий как составление рассказа по картинке, пересказ текстов различной стилевой принадлежности и другие типы заданий, представленные в данной работе. Стараться развивать не ситуативную речь, а контекстную, стремится, чтобы младшие школьники переходили от ситуативной речи к контекстной ( описание картинки, составление рассказа по серии сюжетных картинок, задания на пересказы увиденного (фильмы, поездки)).

В процессе коррекционной работы с детьми среднего школьного возраста учителям следует обращать внимание на формирование целостности в порождение текста. В этом случае акцент в заданиях по развитию речи нужно сделать на работе по разворачиванию заданной семантической программы в завершённое речевое произведение и, наоборот, по компрессированию целостного текста, сведению его к формуле, выражающей замысел. Этому способствуют задания, связанные с перекодировками (большой текст в маленький), задания на редактирование текста (составление текста на данную тему).

Так же в процессе работы с умственно отсталыми детьми среднего школьного возраста необходимо серией заданий способствовать развитию вербального мышления, вырабатывать оценочно-аналитические элементы в спонтанной речи. Здесь могут быть использованы задания, провоцирующие на размышление, требующие высказывания собственного мнения.

На протяжении всех лет обучения можно рекомендовать проводить с детьми следующие виды работ: формирование мотивов общения, которые являются необходимым условием развития связной речи умственно отсталых детей. В процессе коррекционного воздействия рекомендуется создавать такие ситуации, которые актуализировали бы потребность в речевых высказываниях. Обогащение словарного запаса, работа над уточнением значения слова должна быть тесно связана с уточнением имеющихся у ребёнка представлений об окружающих предметах и явлениях.

В процессе развития грамматического строя речи у умственно отсталых школьников необходимо учитывать структуру речевого дефекта, несформированность грамматических знаний.

В процессе развития связной речи большое внимание следует уделять формированию внутреннего программирования связных высказываний с постепенным их углублением и расширением.

Развитие связной речи у умственно отсталых детей должно быть теснейшим образом связано с развитием анализа, синтеза, сравнения, обобщения, особенно при обработке операций внутреннего программирования.

Основная задача коррекционного обучения умственно отсталых детей-научить их связанно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств .

Эффективность коррекционного воздействия зависит от того, насколько точно будут соблюдаться условия систематичности проведения занятий, распределение упражнений в порядке нарастающей сложности, соотнесённость заданий цели занятия, чередование и вариативность упражнений.

Выявленные особенности речевого мышления умственно отсталых подростков 10-11 летнего возраста свидетельствуют о необходимости разработки рекомендаций для практической деятельности логопедов и педагогов коррекционных общеобразовательных школ VIII вида.

Широко распространенный в практике обучения метод формирования описательно-повествовательной речи направлен преимущественно на развитие связного изложения через усвоение образцов связной речи путем «прилаживания», интуитивного «схватывания» отдельных закономерностей построения связного сообщения. Такой путь обучения малоэффективен для обучения связной речи умственно отсталых школьников: связная речь, усвоенная через неосознанный перенос по аналогии, изобилует ошибками как в последовательности передачи мысли, т.е. смысловыми, так и в оформлении мысли средствами языка, т.е. речевыми. Данные настоящего исследования также выявили низкий уровень связной речи у умственно отсталых детей.

По мнению Н.И. Жинкина, именно знание психологического механизма речи поможет разработать адекватную методику формирования связной контекстной речи, центром которой должна стать работа над ее смысловой, семантической стороной.

Намечая общий контур специальных речевых мероприятий, Н.И. Жинкин критикует широко применяемый в логопедической практике путь отраженного, механического заучивания образца, поскольку, «выученные с голоса словесные связи уже не являются смысловыми связями». Признаком смысловой связи автор считает «самостоятельность ее составления на основе переработки полученной информации» (48).

С учетом принятого в психолингвистике подхода к речи как особым образом организованной речевой деятельности, В.К. Воробьева разработала «Методику развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи» (М., «Астрель», 2005), которая предполагает формирование связной речи, не только опираясь на практическое овладение учащимися образцом, но и опору на представления о структурно-семантических закономерностях построения связного сообщения. Изучение данной методики позволило сделать вывод о возможности применения ее для обучения связной речи детей с легкой степенью умственной отсталости. Предложенная система обучения включает в себя следующие разделы:
  1. Формирование ориентировочной основы действий по узнаванию связного сообщения, т.е. рассказа.
  2. Формирование первоначального навыка связного говорения. Знакомство с правилами смысловой и языковой организации связной речи.
  3. Закрепление правил смысловой и языковой организации связной речи.
  4. Переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила смысловой и языковой организации текстового сообщения.
Данная методика включает в себя специальные упражнения, в процессе которых решаются познавательные задачи каждого из этапов. Технология предъявления сравнительных речевых упражнений предполагает введение их в конкретную проблемную ситуацию, содержащую косвенную подсказку, которая ориентировала бы на адекватный выбор. Такой подход приемлем для умственно отсталых учащихся ввиду недостаточной сформированности у них словесно-логического мышления, мыслительных операций обобщения и абстрагирования, быстрого истощения произвольного внимания.

В процессе коррекционной работы с детьми среднего школьного возраста педагогам следует обращать внимание на формирование целостности в порождение текста. В этом случае акцент в заданиях по развитию речи нужно сделать на работе по разворачиванию заданной семантической программы в завершённое речевое произведение и, наоборот, по компрессированию целостного текста, сведению его к формуле, выражающей замысел. Этому способствуют задания, связанные с перекодировками (большой текст в маленький), задания на редактирование текста (составление текста на данную тему).

Так же в процессе работы с умственно отсталыми детьми необходимо способствовать развитию вербального мышления, вырабатывать оценочно-аналитические элементы в спонтанной речи. Здесь могут быть использованы задания, провоцирующие на размышление, требующие высказывания собственного мнения.

Важным фактором успешного развития связной речи умственно отсталых детей является формирование мотивов общения. В процессе коррекционного воздействия рекомендуется создавать такие ситуации, которые актуализировали бы потребность в речевых высказываниях.

Обогащение словарного запаса, работа над уточнением значения слова должна быть тесно связана с уточнением имеющихся у ребёнка представлений об окружающих предметах и явлениях.

В процессе развития грамматического строя речи у умственно отсталых школьников необходимо учитывать структуру речевого дефекта, несформированность грамматических знаний.

В процессе развития связной речи большое внимание следует уделять формированию внутреннего программирования связных высказываний с постепенным их углублением и расширением.

Развитие связной речи у умственно отсталых детей должно быть теснейшим образом связано с развитием анализа, синтеза, сравнения, обобщения, особенно при обработке операции внутреннего программирования.

Эффективность коррекционного воздействия зависит от того, насколько точно будут соблюдаться условия систематичности проведения занятий, распределение упражнений в порядке нарастающей сложности, соотнесённость заданий цели занятия, чередование и вариативность упражнений.


Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: