Психологические основы урока


Каждый из  нас  хорошо помнит свои первые уроки.  Были не только первые радости и огорчения, было неповторимое чувство единства с классом и детьми на уроке. Успешный педагогический процесс без этого  невозможен. И только в  такие минуты понимаешь, в чём  счастье  работы  учителем,  почему очень многие из нас не уходят из профессии, даже когда очень трудно.


Обсудить статью
Опубликовать свой материал
Каждый из  нас  хорошо помнит свои первые уроки.  Были не только первые радости и огорчения, было неповторимое чувство единства с классом и детьми на уроке. Успешный педагогический процесс без этого  невозможен. И только в  такие минуты понимаешь, в чём  счастье  работы  учителем,  почему очень многие из нас не уходят из профессии, даже когда очень трудно.

Однако достижение такого единства требует времени, опыта, а главное условие – взаимное уважение  между учениками  и  учителем.
Для достижения этого единства нужно решить две проблемы:

  •     Выработать свой стиль общения – особенности своего общения с учащимися, свою педагогическую индивидуальность.
  •   Для этого необходимо  осваивать выразительные средства коммуникативного воздействия, которые постоянно меняются под влиянием возникающих задач.
Существуют наиболее распространённые стили общения:
  •     Совместное творчество на уроке, в основе которого лежит высокий профессионализм педагога.
  •    Общение на основе дружеского расположения, что является предпосылкой успешной совместной деятельности. При этом учитель не может быть с учащимися на  панибратской ноге, но и угрюмость, раздражительность и крикливость  недопустимы.
  •    Общение-дистанция – этот стиль используют как начинающие, так и опытные педагоги. Но и здесь нужно соблюдать меру – слишком большая дистанция ведёт к формализации отношений и к установлению авторитарного принципа в отношениях учителя и учеников,  а её отсутствие опасно скатыванием на фамильярность.
  •    Общение-устрашение – это следствие авторитаризма, и присуще  оно тем учителям, которые не умеют организовать работу учащихся на уроке. Как правило, к этому стилю обращаются неопытные учителя.
  •    Общение-заигрывание так же характерно для молодых учителей и связано со стремлением завоевать дешёвый авторитет у детей.
Модели общения учителя на уроке:
  •     Педагог возвышается над классом, парит в мире знаний, науки, однако недосягаем для учеников.
  •     Отсутствие межличностного контакта между учителем и учащимися, вызванное подчёркиванием педагогом своего превосходства над учениками.
  •   Избирательность взаимоотношений с детьми – концентрирует внимание на сильных, заинтересованных в его предмете детях, остальные попадают в его поле зрения фрагментарно.
  •     Педагог в процессе общения слышит только себя, не чувствует класса и не достигает своей цели.
  •     Педагог не проявляет гибкости, не может перестроиться в связи с изменившейся ситуацией в классе, не может  по ходу урока учесть новые обстоятельства.
  •    Учитель делает себя главным инициатором педагогического процесса, не допуская самостоятельности учеников в учебном процессе.

Об этом можно много говорить, но наша задача – избежать неких «подводных камней» в своей работе.  Поэтому если представить рекомендации учёных в наиболее общем виде, то получится что-то вроде памятки для педагога:

Руководство  для педагога.
  •     Появление в классе бодрое, уверенное, энергичное
  •     Наличие коммуникативного настроения: ярко выраженная готовность к общению
  •     Эмоциональная настроенность на деятельность и создание необходимого эмоционального настроя на уроке
  •     Сохранение ровного эмоционального состояния  в ходе урока и общения с детьми
  •    Управление общением: оперативность, гибкость, умение организовать  единство общения и усвоения материала
  •    Яркая, образная, высокоэмоциональная и высококультурная речь
  •    Энергичная, педагогически целесообразная мимика и жестикуляция
  •    Итоговая общая характеристика общения

Пользуясь такими несложными,  в общем-то, правилами, учитель сможет наладить отношения с учениками быстрее и с меньшей  нервно-психологической  нагрузкой как для педагога, так и для учащихся.

А вообще – любите детей, уважайте их личность, помните, что каждый человек – это целый мир.  И от нас  в немалой степени зависит, каким станет этот мир, а значит –  и мир вокруг нас.

Паккарь Татьяна Васильевна,
учитель истории и обществознания
ГОУ СОШ № 28 ВО района СПб


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: