Психолого-педагогические условия профессионального самоопределения старшеклассников в процессе обучения биологии в школе

izvolskaya-Larisa@yandex.ru

Новые задачи, поставленные обществом перед школой, помимо вооружения учащихся системой знаний, умений и навыков, требуют развития у детей черт творческой деятельности, обеспечивающих их познавательную самостоятельность, формирующих творческий склад ума. Для этого необходимо еще на школьной скамье учить школьников самостоятельно устанавливать факты, объяснять их, находить закономерности, которым они подчиняются давать им оценку, то есть уметь решать проблемы, возникающие в процессе познавательной деятельности. [1]


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал
Ведь молодым людям после окончания школы необходимо не только самостоятельно применять полученные знания, но и овладевать новыми, постоянно их совершенствовать, так как бурный рост науки и техники требует от каждого работника непрерывного пополнения своих знаний.

Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом - как свидетельствует статистика - большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д.
 
Причины этих проблем заключаются не только в «закрытости» рынка труда для молодых и неопытных людей, но и в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью. [3]
 
Профессиональному самоопределению может способствовать самостоятельность учащихся при добывании знаний и их критическое осмысление. Последнее составляет одно из обязательных условий, обеспечивающих превращение знаний в убеждения. Поэтому существенное значение в процессе обучения приобретают приемы и методы, способствующие развитию самостоятельности и профессиональному самоопределению учащихся.

Вопросы профессионального самоопределения в обучении биологии ученые-методисты разрабатывали в рамках проблемы формирования приемов учебной работы школьников. Этому посвящены работы Н. М. Верзилина, П. И. Боровицкого, В. М. Корсунской, П. И. Полянского и др. Их исследования показали, что занятия по биологии имеют большие возможности для развития качеств личности, необходимых в профессиональной деятельности. Однако изучение психолого-педагогических условий профессионального самоопределения на уроках биологии до сих пор практически не велось. [5]

Процесс профессионального самоопределения в процессе обучения биологии на профильной ступени в свою очередь включает раз¬витие самосознания, формирование системы ценностных ориен¬тации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. [4] Профессиональное самоопределение в данном случае рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.

Постановка поисковых задач, учебных проблем, необходимость применения полученных знаний на практике значительно усиливают роль практической направленности обучения. Под практической направленностью понимается одно из главных сквозных направлений школьного биологического образования, которое выражается в формировании специфических умений и навыков в тесном единстве с системами изучаемых знаний, в раскрытии прикладного, конструктивного характера современной биологической науки.

Анализ научно-методической литературы и изучение практики обучения показал, что работа по профессиональному самоопределению должна быть планомерной и системной. [6] Большую роль в этом оказывает обучение биологии, особенности преподавания которой позволяют реализовать идею связи обучения с жизнью, подготовки учащихся к сознательному выбору профессии. Ведущим фактором в решении вопросов профессионального самоопределения школьников выступают самостоятельные и индивидуальные творческие задания по биологии, выполняемые на уроках и во внеурочной деятельности по предмету.

Таким образом, своевременно оказанная старшеклассникам профориентационная помощь выступает залогом гармоничного развития личности и является естественным завершением всего учебно-воспитательного процесса. Анализируя профориентационную работу в процессе обучения биологии можно выявить, что она направлена на становление профессионального самоопределения старшеклассников, формирование профессиональной мотивации школьников, развитие умений  учениками осуществлять выбор и нести за него ответственность. [7]

На основе изучения психолого-педагогической литературы был составлен план опытно-экспериментальной работы, определены ее цели и задачи. На контрольном этапе была осуществлена психолого-педагогическая диагностика и самодиагностика выбора индивидуальной образовательной траектории учащимися, был обобщен и систематизирован собранный материал. Формирующий этап эксперимента был посвящен разработке заданий профориентирующей направленности, реализованных на уроках общей биологии в 9 и 10 классах. Параллельно разработана программа элективного курса "Твои возможности, человек”, способствующая самореализации и самоопределению учащихся в рамках профильного обучения. На контрольном этапе исследования была осуществлена повторная психолого-педагогическая диагностика, подведены итоги.
 
В результате опытно-экспериментальной работы был сделан следующий вывод: апробированные методики развития профессионального самоопределения учащихся при определенной организации уроков по общей биологии и элективного курса "Твои возможности, человек” повышают у них мотивацию к обучению (в том числе и к изучению курса биологии), уровень познавательных мотивов и стимулов, что способствует успешной адаптации и развитию профессионального самоопределения школьников. [2]

Мы убедились, что процесс профессионального самоопределения учащихся при изучении общей биологии происходил эффективнее при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
  • реализации профессионально-ориентированного подхода в обучении;
  • учете психолого-педагогических аспектов профессионального самоопределения учащихся, а также их возрастных и индивидуальных психологических особенностей;
  • использовании форм и методов обучения, способствующих профессиональному самоопределению учащихся.

Литература.

 

1.    Аспекты модернизации российской школы: научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего образования. / М., 2001.
2.    Андреева, Н. Д. Профессиональная ориентация для обучения биологии в старших классах. / Н. Д. Андреева,  Н. В. Малиновская.  – М.: Мнемозина, 2003.
3.    Дик, Ю. И. Профильное обучения в условиях модернизации школьного образования. / Ю. И. Дик. – М., 2003.
4.    Захаров, Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: Вопросы организации и управления. / Н. Н. Захаров. М.: Просвещение, 1987.
5.    Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения. / Е. А. Климов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
6.    Леонтьев, Д. Е. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего. / Д. Е. Леонтьев. – М.,2001.
7.    Орлов, Н. С. Открыть детям мир профессий. / Н. С. Орлов. – М.: Педагогика, 1996.

Извольская Лариса Вячеславовна 
учитель биологии
муниципального общеобразовательного учреждения
– гимназии №4, город Тула

 


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
1 хлесткова • 21:33, 23.10.2010
Статья характеризует актуальность исследования психолого-педагогических условий профессионального самоопределения учащихся старших классов. Спасибо за статью