Художественное творчество на уроках ДПИ при обучении рисованию пейзажа

irina.8i@mail.ru

Основной принцип декоративного рисования – достижение максимальной выразительности, при которой достоверность не является главной задачей. В декоративной композиции важную роль играет то, что творчески можно переработать изображения окружающей действительности и внести в нее свои мысли и чувства, индивидуальные оттенки. Это и называется стилизацией.
Стилизация – это декоративное обобщение изображаемых объектов (предметов) с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений.


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал

Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий учащихся. Эта работа требует художественных способностей, знаний и умений в области изобразительной грамоты, декоративного искусства, необходимы большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение. В изобразительном искусстве пейзаж занимает достаточно большое место. Он может быть элементом в других жанрах, но может выступать и как самостоятельный жанр. Нет человека, на которого не действовала бы красота ландшафта. Красивые пейзажи, запечатленные в виде рисунка, черно-белого или цветного эстампа, наравне с живописью украшают интерьеры. Многие известные педагоги считали пейзажи высшим воспитательным средством.

«Зовите меня варваром в педагогике,- говорил К.Д. Ушинский,- но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души с которой трудно соперничать влиянию педагога».

Основные этапы освоения пейзажа. Графика пейзажа
«Графика есть искусство отвлечений, абстракций, художество, берущее у мира не все, а только часть»,- пишет известный русский исследователь искусства А.А. Сидоров, но вто же время он считает, что «графика оперирует с линиями, плоскостями, контрастами, в общем, является искусством той среды, согласно которой мы воспринимаем мир». Классификация, данная Б.В. Раушербахом, позволила наглядно представить в истории цивилизации эволюцию пространственных построений на плоскости.

Последовательность появления методов выглядит так:

  •  Чертежные методы (изображение объективного пространства, свойственное, например, искусству Древнего Египта).
  •  Метод локальных аксонометрий и их трансформаций (ему соответствует античное и средневековое искусство).
  •  Центральная линейка перспективы эпохи Возрождения.
  •  Центральная криволинейная перспектива, появившаяся на рубеже XIX-XX в.

Задача, которая ставится перед учащимися при изучении графики пейзажа - это передача трех основных элементов реалистической картины: общее состояние природы, пространство, материал. Передача общего состояния природы начинается с изучения и рисования разных пород деревьев. Для этого используются различные графические материалы: тушь, графический карандаш, пастель, уголь.

Основные требования к зарисовкам деревьев и элементам пейзажа:

  •  Начиная работу, важно выявить наиболее ярко выраженные особенности формы деревьев его силуэта, ракурсных поворотов.
  •  При компоновке мотивов необходимо обратить внимание на их пластическую направленность (вертикальную, горизонтальную, диагональную), соответственно ей располагать рисунок.
  •  Обратить внимание на характер линий, из которых складывается абрис изображаемых элементов (статическая или динамическая композиция).
  •  При зарисовке деревьев необходимо детально изучать отображение деревьев, в работе с такими природными мотивами, как срезы деревьев, мох, камни - стоит задача превращения фактурной поверхности мотива в декор, выразительный по ритму и пластике, выявляющий особенности объекта.
  •  Взаимосвязь тональных отношений в воздушной среде пейзажа, построение пространственной глубины осуществляется одновременно двумя подходами - передачей воздушной среды (т.е. построение перспективы посредством таковых отношений), построение линейной перспективы (т.е. построение перспективы посредством рисунка картины).

Передача линейной и воздушной перспективы
Основные составляющие воздушной среды, общий оттенок тоновой воздушной среды состоит из одновременно смешанных между собой:

  •  тонового оттенка верхних слоев атмосферы (небесного освещения),
  •  тонового оттенка нижних слоев атмосферы (воздушной дымки),
  •  тонового оттенка освещения,
  •  определения плоскости воздуха.

Учащиеся выполняют тональный рисунок пейзажа в различных форматах листа (горизонтальный и вертикальный) с учетом завышенной и заниженной линии горизонта.

Основные принципы организации декоративной композиции. Понятия стилизации и стиля
В декоративной композиции важную роль играет то, что творчески можно переработать изображения окружающей действительности и внести в нее свои мысли и чувства, индивидуальные оттенки. Это и называется стилизацией.

Стилизация – это декоративное обобщение изображаемых объектов (предметов) с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений. Стиль - общая категория художественного мышления, характерная для определенного этапа исторического развития. Стиль отражает суть, уникальность художественного творчества в единстве всех компонентов произведения. Искусствовед Б. Виннер писал: «Метод и манера есть у каждого художника, а стиль может не состояться». Художник ,имеющий свой стиль- творец.

Стилизацию можно разделить на два вида:

  •  Внешняя поверхностная, не имеющая характера и построенная на подражании готовых образцов (например – стилизация по мотивам хохломской росписи).
  •  Декоративная, в которой все элементы произведения подчинены условиям уже имеющегося художественного ансамбля. Декоративная стилизация отличается от стилизации вообще связью с пространственной средой. Стиль – это художественное переживание времени, а декоративная стилизация – художественное переживание пространства.

Стилизация природных форм
В декоративной композиции вопросу стилизации природных форм следует уделить большое внимание. В декоративной стилизации есть два пути:

  •  Изначально выполнять зарисовки объектов с натуры, а затем декорировать.
  •  Сразу выполнять стилизованную, декоративную заготовку, отталкиваясь от природных особенностей объекта. Учащиеся на этом этапе делают стилизации в изображении деревьев и других элементов пейзажа. Стилизация выполняется на черной бумаге белилами или гелевой ручкой, приемы используемые в изображении пейзажа – линия, силуэт, пятно.

Стилизация в декоративном пейзаже. Графические приемы
Пейзаж в декоративной композиции занимает одно из ведущих мест и несет в себе определенные сложности в изображении. Наряду с обобщениями и условностями пейзаж должен передать состояние природы и быть выстроенным по законам композиции. В отличие от станковой композиции в декоративном пейзаже прежде всего отсутствует световоздушная перспектива, и все объекты как переднего, так и заднего плана изображаются с одинаковой точностью. Стилизация происходит за счет упрощения очертаний объектов; выявляются наиболее выразительные в декоративном отношении линии и ходы, на которых и делается акцент. Главной целью реалистического рисования является достоверная передача изображаемых объектов на плоскости с помощью линейной перспективы и тональной модуляции.

Основной принцип декоративного рисования – достижение максимальной выразительности, при которой достоверность не является главной задачей. Графические изображения объектов (элементов пейзажа) в декоративной композиции могут быть с использованием различных вариантов декора: штрих, точка, линия. Трансформация должна производится за счет выявления и усиления природных качеств объекта, возможность изменить форму предмета с целью выделения его характерных особенностей. Использование рисующих линий и декора должно быть направлено на усиление выразительности объекта пейзажа. Наносимый декор может быть отвлеченного характера, но не должен выступать в противоречие с формой; верно найти масштаб, относительно самого объекта и соответственно подобрать толщину линий, чтобы декор не разрушал форму объекта. При декоративной обработке поверхностей изображаемых объектов важно заботится об их цельности в избежание дробности при восприятии всего листа. На этом этапе работы учащиеся выполняют черно-белую стилизацию пейзажа с элементами архитектуры.

Учебные задачи:

  •  Выполнение декоративной композиции, в которой будут решаться вопросы стилизации.
  •  Нахождение оригинального пластического решения при разработке стилизованного мотива.
  •  Передача пластической формы, ракурсных поворотов, композиционного строя изображения.
  •  Овладение способами художественной обработки формы с целью усиления выразительности ее качеств.
  •  Овладение умениями органического введения декора в композицию пейзажа и стилизации панорамных природных мотивов с элементами архитектуры.

Цвет в декоративной стилизации пейзажа
В процессе творческой деятельности учащиеся должны овладеть цветовой грамотой, знать свойства определенных цветовых сочетаний и способы их взаимодействия в композиции; учитывать связь формы и цвета, закономерности построения гармоничных соотношений.

Основные признаки цвета

  •  Цветовой тон (качество хроматического цвета),
  •  Насыщенность (степень наличия пигмента),
  •  Светлота (напряженность цвета).

При написании пейзажа возникает очень сложная и важная проблема – создание живописного единства картины, а также освещение воздушной среды в цветовых, тоновых, яркостных отношений. Для достижения живописного единства картины необходимо соблюдать основной метод работы, основанный на системе живописных отношений:

  •  тоновое сравнение различных цветовых пятен,
  •  цветовое сравнение между различными цветовыми пятнами,
  •  яркостное сравнение.

Особенности пейзажной живописи заключаются в больших пространствах и их изменчивости (цветовой, тоновой,яркостной). В живописном пейзаже интерес заключен в многоплановости и особенно в наличии дальних планов, с которыми связаны атмосферные изменения (например, освещенность). Собственная и падающие тени имеют важное значение в изображении предметов; тень хорошо выявляет объем, пластику предмета и расстояние между наблюдателем и предметом. Для выполнения пейзажа в цвете используют различные способы смешения красок:

  •  способ соединения красок «воздушным мазком», в технике «сухая кисть»,
  •  мозаичный способ соединения,
  •  лессировочное соединение красок (вливание цвета в цвет),
  •  просто механическое смешивание красок на палитре.

Учащиеся на этом этапе работы выполняют эскизы пейзажей, используя различные способы соединения красок (лессировочный, механический, мозаичный, воздушный). Материалы: акварель, цветная бумага, гуашь.

Последовательность выполнения пейзажа в цвете

  •  Определение линии горизонта.
  •  Уточнение основных пропорций между элементами пейзажа с учетом законов линейной перспективы.
  •  Определение освещенных мест и продолжение теней.
  •  Уточнение композиционного центра, определение доминанты.
  •  Прокладка основного цвета неба, земли и воды с учетом перспективы цвета.
  •  Использование приема «вливание цвета в цвет» и «сухая кисть».
  •  Прорисовывание отдельных деталей, обобщение и завершение работы.
  •  Достижение колористического единства пейзажа.

Учебные задачи

  •  Передача воздушной перспективы в цвете. Три пространственных плана: передний, средний, дальний.
  •  Создание определенных цветовых гармоний, а также выявление за счет цветовых акцентов доминанты в пейзаже.
  •  Выполнение копий с картин художников пейзажистов, изучение методов и техник работы мастеров.

На этом этапе работы учащиеся выполняют пейзаж на настроение в технике «сухая кисть» на цветной бумаге. Цветная бумага создает особый колорит работы, а прием «воздушного сухого мазка» позволяет соединить холодные и теплые цветовые оттенки, при этом не впадая в грязные цветовые сочетания, всегда сохраняя чистоту, свежесть цвета в картине. Широкий воздушный мазок, выполненный очень тонким слоем, едва заметным по тону, может объединить большие части работы, создавая воздушную дымку, а главное – среду в картине. В живописи гуашевыми, акриловыми и акварельными красками основная проблема состоит в том, что многие оттенки в результате смешивания дают непригодные серо-грязные соединения, не позволяя отобразить в картине всю красоту, свежесть и яркость цветовых оттенков природы. Поэтому использование в работе над пейзажем техники «воздушного, сухого мазка» дает учащимся возможность передать новое, интересное, живописное качество в своих работах.

Стилизация в пейзаже может быть доведена до крайней условности; плоскостное декоративное изображение пейзажа строится на преобладании линий, цвет вводится как декоративное пятно, и богатство тонов невелико, использование объемов умело связывается с общей плоскостной трактовкой. Соединение всех этих приемов и создает стилизованно-декоративный характер пейзажа.

На этом этапе работы учащиеся выполняют эскиз стилизованного пейзажа в цвете, а затем в технике «коллаж». Коллаж исполняется из рваной бумаги глянцевых журналов. Итоговая работа по декоративной стилизации пейзажа - выполнение витража (роспись по стеклу). Основная цель, которая ставится при выполнении декоративной композиции - это овладение процессом стилизации реальных природных форм в декоративные, в умении воплощать в художественных образах творческие задачи.

Творческие работы учащихся

  •  Эскиз линейного изображения деревьев, с передачей объема и фактуры.
  •  Силуэтное изображение деревьев различных пород в технике «сухая кисть».
  •  Тональный рисунок пейзажа с передачей воздушной среды.
  •  Стилизация пейзажа в графике. «Экслибрис».
  •  Упражнения с изображением пейзажа с использованием различных способов соединения красок, таких как: воздушный, механический, мозаичный.
  •  Эскиз пейзажа с архитектурными мотивами в цветовом решении.
  •  Коллаж из рваной бумаги.
  •  Витраж.

Беляева Ирина Борисовна
преподаватель художественных дисциплин ГБОУ СПО педагогического колледжа №8


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
1 Николай • 09:59, 14.07.2012
Логика изложения постигается с великим трудом. Множество неточностей и ошибок.

Изобразительное творчество не есть работа. В изобразительной деятельности можно выделить элементы творчества и элементы ремесла, работы, но отожествлять их неуместно.
Не знаю никакого Б.В. Раушербаха, возможно, автор имел в виду Б. Раушенбаха и его книгу «Геометрия картины и зрительное восприятие», где Б. Раушенбах, рассматривает различные приемы передачи пространства. Для египетского искусства выделяет: метод ортогональных проекций, условно-чертежные приемы, знаковый характер древнеегипетской живописи. Во времена античности предметы передавались в аксонометрии. Для средневекового искусства характерен синтез перспективных и неперспективных методов изображения, применение чертежных приемов в иконописи. Во времена Возрождения родилось учение о перспективе. Такова последовательность по Б. Раушенбаху.
Хотелось бы понять, что означает «трансформация локальных аксонометрий». Художник Средневековья изображал пространство предмет за предметом, используя аксонометрию локально. Но правильно ли будет говорить о трансформации локальных аксонометрий? Не уверен.
Хотелось бы также поподробнее узнать о том, что такое «Центральная линейка перспективы эпохи Возрождения», а то в силу своей дремучести о подобной ничего не слыхивал. Вот что такое центральная линейная перспектива понятие имею.
С предложенной последовательностью изучения графики пейзажа не согласен. Нарушен базовый принцип рисования: идти от общего к детали и возвращаться к общему…
В теории цвета:
Цветовой тон — совокупность цветовых оттенков, сходных с одним и тем же цветом спектра.
Насыщенность — интенсивность определённого тона, то есть степень визуального отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического(серого) цвета.
Светлота — качество цвета, воспринимаемое человеком, идентичное по яркости одной из ступеней серого.
Согласитесь, довольно отличается от трактовки автора: Цветовой тон (качество хроматического цвета), Насыщенность (степень наличия пигмента), Светлота (напряженность цвета).
Можно было бы и дальше разбирать этот дивный опус да стоит ли?