Оптические иллюзии в создании портрета человека

irina.8i@mail.ru

Изучение жанра портрета заложено в программе предмета «Живопись и рисунок». Данная программа предназначена для студентов Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования педагогического колледжа № 8, которым присваивается квалификация «Учитель начальных классов» с дополнительной подготовкой в области изобразительного искусства.
Программа раскрывает теоретические и практические основы рисунка, живописи и композиции, строится на основе комплексного подхода, включающего: рисование с натуры, тематическое рисование, рисование по памяти и по представлению. В программе используются современные средства активизации творческой деятельности, применяются разнообразные художественные техники и материалы.


Обсудить статью (уже 3 коммент.)
Опубликовать свой материал

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иные отношения, иной педагогический менталитет.

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В своей педагогической деятельности я часто использую технологию мастерских. Технологию мастерских исповедует группа французских учителей «Французская группа нового воспитания», она основывается на идеях свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо, Л. Толстого, С. Френе, психологии гуманизма Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса. «Мастер - садовник, выращивающий растение - ребенка, создающий условия для реализации заложенных в нем природных задатков».

Мастерская как локальная технология охватывает большую часть содержания учебной дисциплины. Она состоит из ряда заданий, которые направляют работу учащихся в нужное русло, но внутри каждого задания учащиеся абсолютно свободны. Преимущество этой технологии в том, что на мастерских предоставляется возможность каждому продвигаться к истине своим путем. Процесс познание гораздо важнее, чем само знание. Знания на мастерских не даются, а выстраиваются!
Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск – главное в работе с учащимися в области современного художественного образования.

В технологии мастерских главное не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы. Это очень непростая задача для учителя, но тем благодарнее результаты, выражающиеся в овладении учащимися творческими умениями, в формировании личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию.

Современное поколение требует от нас и новых современных тем, которые увлекут и дадут новые возможности для самовыражения.
Такой новой темой, на мой взгляд, стала тема «Оптические иллюзии в создании портрета человека».

Немного из истории
«Рисовать – значит обманывать»
М.К.Эшер


Наша склонность к самообману открывает возможности создания художественных эффектов. Вот почему представления об особенностях и парадоксах зрения необходимо всем, кто рисует на полотне или бумаге. Иллюзия – это искаженное, неадекватное изображение свойств воспринимаемого объекта, в переводе с латыни означает "ошибка, заблуждение". Художник, создавший первые визуальные каламбуры, был Джузеппе Арчимбольдо, маньерист эпохи Возрождения. Его последователи: Сальвадор Дали, Маурицио Эшер, Октавио Окампо в своем искусстве демонстрировали сверхъестественные способности к манипуляциям пространством, временем и перспективой. Их привлекали множественность точек зрения, сложность пространственного построения - и как результат - создание волшебного ирреального мира, существующего на грани с реальностью.

Мир иллюзий - это вторая мнимая реальность. Возможность видеть то, что удалено во времени и пространстве и даже то, что вообще не поддается непосредственному зрительному восприятию, дает человеку гигантское преимущество перед всеми остальными живыми существами. Оптические иллюзии - ошибки в зрительном восприятии, вызванные неточностью или неадекватностью процессов неосознаваемой коррекцией зрительного образа.

Причины оптических иллюзий исследуют как при рассмотрении физиологии зрения, так и в рамках изучения психологии зрительного восприятия. Почему возникают оптические иллюзии? Зрительный аппарат человека - сложно устроенная система со вполне определенными пределами функциональных возможностей. Иллюзии возникают сразу по двум причинам: являются результатом специфической работы глаза и ошибочным преобразованием сигнала мозга. Поэтому оптические иллюзии называют обманом зрения - эффект зрительного восприятия, когда наблюдатель сознательно или непроизвольно дает не соответствующей действительности объяснение наблюдаемой им картине. Например: иллюзии-перевертыши - вид оптической иллюзии, в которой от направления взгляда зависит характер воспринимаемого объекта. Автор - художник-маньерист эпохи Возрождения Джузеппе Арчимбольдо. Или изображение объектов, не существующих в пространстве, - элементы изображения трехмерного объекта расположены во взаимосвязи, препятствующему их однозначному восприятию. Например, «Вверх и вниз» (литография М.К. Эшера).

С темой « Оптические иллюзии» учащиеся знакомятся на уроках специализации ИЗО. На предмете «Основы дизайна» они изучают виды иллюзий, а на « Истории искусств» узнают о художественных направлениях в современном искусстве, таких как «Оп-арт» и «Имп-арт». Художники оп-арта использовали различные зрительные иллюзии, опираясь на особенности восприятия плоских и пространственных фигур. Задача оп-арта обмануть глаз, спровоцировать его на ложную реакцию, вызвать образ несуществующий. Представители оп-арта и имп- арта утверждали, что их работы побуждают зрителя к активному соучастию в творчестве. Поэтому при выполнении творческих работ по изображению портрета человека был выбран жанр оптических иллюзий.

Выдающийся советский психолог П.Я. Гальперин дал в свое время простое определение предмета художественного произведения: «Каждое по настоящему художественное произведение раскрывает чью-нибудь судьбу, судьбу героя». Только то, что изображено в искусстве – не просто объект, подлежащий описанию, а непременно живой, действующий субъект - даже если его жизнь передается косвенно, через неподвижные вещи в натюрморте или через настроение в пейзаже.
В изобразительном искусстве портрет – это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. На портрете изображается внешний облик, а через него и внутренний мир конкретного реального, существующего в прошлом или в настоящем человека. Портрет - это построение в пластических формах и линиях, красках живого лица и одновременно при этом его идейно- художественная интерпретация.

О программе
Изучение жанра портрета заложено в программе предмета «Живопись и рисунок». Данная программа предназначена для студентов Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования педагогического колледжа № 8, которым присваивается квалификация «Учитель начальных классов» с дополнительной подготовкой в области изобразительного искусства.
Программа раскрывает теоретические и практические основы рисунка, живописи и композиции, строится на основе комплексного подхода, включающего: рисование с натуры, тематическое рисование, рисование по памяти и по представлению. В программе используются современные средства активизации творческой деятельности, применяются разнообразные художественные техники и материалы.

Цель предмета «Живопись и рисунок» - это всестороннее развитие и эстетическое воспитание учащихся. А главной целью современного художественного образования является развитие у учащихся эстетического отношения к жизни через увлечение искусством, развитие способностей восприятия искусства и потребности общения с ним. Эта цель осуществляется через ознакомление с теоретическими и практическими основами рисунка и живописи, в умении использовать полученные навыки в дальнейшей педагогической работе.

Для достижения этих целей ставятся следующие задачи:

  •  Расширить представления учащихся о роли искусства в жизни человека.
  •  Получить представления о живописи, графике как о видах изобразительного искусства.
  •  Познакомится с жанрами живописи и графики.
  •  Вводя студентов в художественный мир изобразительного искусства, учить анализировать произведения изобразительного искусства.
  •  Освоить средства художественной выразительности рисунка и живописи, иметь представления об особенностях художественных материалов, используемых в этих видах искусств.

В процессе работы по изучению данного курса студенты овладевают следующими умениями и навыками:

  •  Привить учащимся навыки композиционного построения изображения для создания объемно- пространственных и плоскостных композиций.
  •  Студенты должны изучить основы реалистического рисунка, умения рисовать с натуры, знать закономерности линейной и воздушной перспективы, навык передачи объема и положения в пространстве при помощи светотени.
  •  У студентов формируется навык использования особенностей художественных материалов и различных графических, живописных техник в рисовании пейзажа, натюрморта и портрета.
  •  Студенты должны овладеть навыками тематического рисования, умения выполнять изображения по памяти и по представлению.
  •  Формирование умений и навыков в работе с цветовым изображением, знакомство с основами цветоведения, с символикой цвета.
  •  Привить учащимся умения и навыки в передаче через цвет объемного изображения, применение светового и цветового тона в живописи.
  •  Использование колорита в передаче идейно-образного содержания картины.

В программе предложена система практических заданий, их выполнение наглядно иллюстрирует умения и навыки, приобретенные на уроках предмета «Живопись и рисунок».

Знакомство с жанром портрета начинается с изучения анатомических особенностей строения головы человека - это название раздела в программе. Затем выполнение творческой работы «портрет» в технике «сухая кисть». Эта техника уникальна, она дает тончайшие растяжки тоном, красивые переходы теней и линий, портрет получается реалистичным и выразительным. Дальнейший этап работы - использование приемов стилизации для создания шаржей и карикатуры. Итогом этой работы является выполнение стилизации портрета человека с использованием оптических иллюзий.

Учебный план
Тема №1: «Построение головы человека в различных ракурсах».
Угол профиля, ракурсы.
Материалы: графический карандаш, бумага ватман.
Содержание: Портрет как жанр изобразительного искусства.
Характеристика анатомических особенностей строения
головы человека.

Учебные задачи

  •  Конструктивное построение головы человека в различных ракурсах.
  •  Передача пропорций.
  •  Светотеневая моделировка формы головы.

Последовательность выполнения изображения строения головы в различных ракурсах

  •  Анализ анатомического строения головы (лицевая и затылочная часть, форма черепа, ракурс поворота головы).
  •  Определение основных пропорций лицевой части головы (нахождение осевых линий построения, крестовина, строение глазного яблока, форма век, носа, губ).
  •  Выполнение конструктивного построения головы человека по геометральному методу.
  •  Светотеневая моделировка формы.

Задания для самостоятельной работы
Выполнение изображения головы человека в заданных ракурсах.

Тема №2: «Рисование с натуры гипсовой головы с передачей
объема».
Материалы: графический карандаш, «соус» или «сангина»

Учебные задачи

  •  Анализ общей формы.
  •  Композиционное и конструктивное построение.
  •  Светотеневая моделировка формы, передача объема.

Последовательность выполнения работы

  •  Выбор ракурса гипсовой модели головы человека.
  •  Общее композиционное размещение головы на листе.
  •  Выполнение конструктивного построения (линарный рисунок)
  •  Светотеневая моделировка формы, передача объема.

Тема № 3: «Приемы сатирического рисунка» (карикатура, шарж)
Материалы: тушь, перо, гуашь.

Учебные задачи

  •  Закрепление навыков в рисовании головы человека по памяти и по представлению.
  •  Формирование умений и навыков в передаче мимики лица.

Последовательность выполнения

  •  Выполнение набросков с передачей мимики лица.
  •  Монотипия
  •  Рисование масок театра «Кабуки»
  •  Обобщение формы и выделение характерных особенностей объекта с помощью условных графических приемов (линия, пятно, силуэт).

Тема №4: « Портрет в технике «сухая кисть»
Материалы: гуашь, щетинная кисть.

Учебные задачи

  •  Достижение портретного сходства, передача характера и образа.


Последовательность выполнения

  •  Композиционный эскиз.
  •  Построение головы.
  •  Передача объема, фактуры в технике «сухая кисть».

Тема № 5: «Оптические иллюзии в создании портрета человека»
Материалы: гуашь, акварель, тушь.

Учебные задачи

  •  Создание образа, передача характера визуальных каламбуров используя процесс стилизации, импровизации и превращения.


Последовательность выполнения

  •  Композиционный эскиз.
  •  Выполнение стилизованного изображения в графике.

В отличие от традиционных форм обучения, такая форма преподавания учебного материала позволяет преобразовывать итоговую работу, используя разнообразные приемы и техники в художественном творчестве по созданию портрета человека. Надеюсь, что опыт моей работы поможет преподавателям найти интересный материал и использовать его в своей педагогической деятельности.

Литература:
• Гении итальянского Возрождения. Домашний музей.-изд.ОЛМА-ПРЕСС 2006 «Джотто» Ф. Дзери -изд. Белый город 2005г.
• « Арчибольдо»- Сто великих картин -.изд. Белый город. 2005 г.
• «Рафаэль» Капретин Е.- изд. Белый город .2005г.
• « Леонардо» Цельнер .Ф.-изд.АРТ-Родник 2008 г.
• «Великие немецкие художники.» Королева А.Ю. –изд. ОЛМА-ПРЕСС 2005 г.
• «Великие испанские художники»
• Энциклопедия «Оптические иллюзии»-изд.СЗКЭО 2007 г.
• Энциклопедия « Мастера Возрождения»-изд. СЗКЭО 2006 г.
• Энциклопедия « Импрессионисты»- изд. СЗКЭО 2005 г.
• Энциклопедия « Сюрреализм» -изд СЗКЭО 2006 г.
• Школа изобразительного искусства- изд .3 дополненное М: 2000.г.
• « Русская живопись: от иконописи до авангарда» - СЗКЭО «Кристалл» 2007 г.
• Направления и течения от импрессионизма до наших дней»- СЗКЭО Кристалл
• « Примитивизм история в биографиях художников»- СЗКЭО Кристалл 2007г.

Беляева Ирина Борисовна
Преподаватель художественных дисциплин ГБОУ СПО педагогического колледжа № 8 г. Санкт- Петербурга

 


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
2 Николай • 12:57, 15.07.2012
Много стилистических, орфографических ошибок, терминологических неточностей. Много общих, тривиальных мест и нет личного. Работа неэмоциональна. Принцип написания эссе: тезис – аргумент в работе не обнаружил. Однако спорного, то бишь, отсебятины хватает с избытком.

Технология охватывает большую часть содержания учебной дисциплины. Уместно ли тогда говорить о локальности?
Процесс познания – не процесс познание, в данном случае.
Благодарные результаты? Благодарные зрители, ученики – это было бы понятно.
«Вот почему представления об особенностях и парадоксах зрения необходимо всем, кто рисует на полотне или бумаге». Если представления, то необходимы.
Художник, создавший первые визуальные каламбуры, был Джузеппе Арчимбольдо. – Весьма спорное утверждение, скорее всего неверное! Визуальные каламбуры Босха, иного рода, но куда как занятнее. И для сюрреализма пищи не меньше.
«Мир иллюзий - это вторая мнимая реальность». Тогда какая мнимая реальность первая?
«Возможность видеть то, что удалено во времени и пространстве и даже то, что вообще не поддается непосредственному зрительному восприятию, дает человеку гигантское преимущество перед всеми остальными живыми существами». Я уверен, что животные умеют мыслить, причем мыслят образами, то есть способны представлять, предвосхищать цепь событий, имеют память. Способны к оптическим иллюзиям.
«Иллюзии возникают сразу по двум причинам: являются результатом специфической работы глаза и ошибочным преобразованием сигнала мозга». Правильно писать мозгом. Но главное
не в этом. Ошибочно считать оптические иллюзии ошибками мозга, это не ошибки. Просто мозг так работает. Не умеет по-другому. Мы мыслим стереотипами. (См. Дж. Хоккинс «Об интеллекте»). Причем стереотипы в разных культурах различны, поэтому, то что для одних народов иллюзия, для других – нет. Поэтому и необходимо обучение. Оно закладывает стереотипы, приемлемые в данном обществе. Картины, кстати, не что иное как оптические иллюзии: узор из линий и красочных пятен на плоскости воспринимается как пространство или объекты.
Можно бы и продолжить, но не хочется…
P.S.:
Нег мог обойти перл «Анализ анатомического строения головы (лицевая и затылочная часть, форма черепа, ракурс поворота головы)». Анатомия изучает структуры и взаимное расположение тканевых комплексов. Форма черепа, ракурс не являются тканевыми комплексами. Ткани – это кости, мышцы, нервы, сосуды. Основное внимание в пластической анатомии, а именно она нужна художнику, обращается на строение скелета и мускулатуры тела, на особенности соединения костей и мышц. Изучается зависимость внешних форм тела от их внутреннего строения и изменений, которые возникают в результате движения.

Николай Немчинов бард, художник, учитель высшей категории
avatar
Николай, спасибо за дательные комментарии к работам. Не буду ни с чем спорить. Единственная поправочка: это не эссе, насколько я понимаю.
avatar
1 фентазм • 14:50, 30.04.2012
Уважаемая Ирина Борисовна! Спасибо за вашу интересную работу. Подчерпнула для себя много нового. Ваша работа будет интересна не только с профессиональной точки зрения, но и для общего развития. Учитель начальных классов Рогачева Елена Владимировна.ГОУ СОШ№481 г.Санкт-Петербурга