Толерантность. Основы воспитания толерантности учащихся.


В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди молодёжи получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, школу. Поэтому, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности.


Обсудить статью (уже 39 коммент.)
Опубликовать свой материал
«Воспитание – это прежде всего человековедение»
В.А.Сухомлинский

В последнее десятилетие в научно-педагогическую литературу прочно вошел термин «толерантность». В разных языках слово «толерантность» имеет сходное значение и является своеобразным синонимом «терпимости». Основой толерантности является признание права на отличие.

Основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить, исходя из определения самого понятия «толерантность» - активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды.

1995 год по инициативе ЮНЕСКО был объявлен Международным годом Толерантности. С того времени слово «толерантность» прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Представители более чем 185 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой четко определили этот термин. Он формулируется так: "Толерантность (от лат. tolerantia — терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений".

Толерантность – терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам, верованиям, поведению, к критике другими своих идей, позиций и действий и т.д…

Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира  и  ведет от культуры войны к культуре мира.
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить  в  мире разных людей и идей,  способность  иметь  права  и  свободы,  при  этом,  не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность  –  это  не уступка, снисхождение  или  потворство,  а  активная  жизненная  позиция  на основе признания иного.
Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для социального развития без какой-либо дискриминации. Это качество личности, которое является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим.

2003 год был объявлен ЮНЕСКО  годом  толерантности.  Это  объяснимо, ибо события,  происходящие  в  мире,  часто  носят  характер  межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации.

Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, благожелательно - терпимого отношения друг к другу. Из-за такого дефицита происходит много бед. Казалось бы, так просто – живи и давай жить другим, имей свой образ жизни, веруй, выражай частным образом и публично свое мировоззрение, признай право других на то же самое, и все будет хорошо. Но почему-то не получается. Очевидно, проблема терпимости затрагивает какой-то глубокий уровень подсознания, и никакие рационалистические доводы разума часто не действуют. Поэтому огромную важность сегодня для нашей страны имеет теоретическая и практическая разработка принципов, методов, форм и содержания нового, культурного образования, воспитания.

В то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям. Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Нельзя мириться в том случае, если искажаются научные данные или сведения, экспериментально доказанные.

Если невозможно однозначно оценить, что лучше, что оптимальнее, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях.

Можно рассматривать толерантность как социальную норму, в которую входят следующие компоненты:

- социальная восприимчивость взаимодействующих субъектов, интерес к особенностям друг друга;
- признание равенства партнёров;
- отказ от доминирования и насилия;
- готовность принять другого таким, какой он есть;
- доверие, умение слушать и выслушивать другого;
- способность к сочувствию, сопереживанию

Другой подход к укреплению толерантности выражается в создании условий, необходимых для осуществления прав человека. В сфере воспитания и развития толерантность означает открытость, реальную заинтересованность в культурных различиях, признание многообразия, развитие способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по её преодолению, а также способность конструктивно разрешать разногласия.

Толерантность – это условие нормального функционирования гражданского общества и условие выживания человечества. Именно в этой связи возникает необходимость в формировании у подрастающего поколения способности быть толерантным.

Проблему толерантности можно  отнести  к  воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да  и  в обществе  в  целом. Прекрасно  понимая,  что  мы  все  разные  и  что  надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем  себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг  к  другу,  что очень непросто.

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

Особая роль в формировании толерантности у всех категорий обучаемых – от дошкольной до послевузовской образовательной системы -  принадлежит, безусловно, педагогам.

В настоящее время перед всеми педагогами встает вопрос: как обеспечить  формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования. В современной социокультурной ситуации школа, должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения. 

На мой взгляд, формирование таких  качеств,  как  признание  человеком другого,  принятие,  понимание  облегчило  бы  решение  проблемы  воспитания толерантности.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения  учителя и ученика, сущность которого сводится к таким  принципам  обучения,  которые создают  оптимальные  условия  для  формирования  у   обучающихся   культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор  боязни  неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ  выживания  человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

На  сегодняшний  день  возникает  необходимость   воспитания   культуры толерантности с самых первых дней обучения. Глобальное образование призвано воспитывать у учащихся чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Оно исходит из того, что предрассудки по отношению к чужим культурам (да и к своей собственной) возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях. Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантность - глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов).

Педагогические технологии должны быть основаны на системном подходе к воспитанию и синтезе форм продуктивной деятельности учащихся.

В связи с этим, педагог на предметных уроках, в особенности на классных часах, должен уделять внимание патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к  Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России.  Одна из приоритетных задач воспитания на современном этапе – это воспитание такого гражданина общества, который любит Родину, уважает государство и его законы, толерантно относится к народам, населяющим Россию, стремится работать на ее благо, для процветания Отчизны, гордится достижениями страны и своего региона.
Положительная гражданская позиция должна стать частью мировоззрения учащегося, определять его действия по отношению к государству, вселять веру в будущее России. Человек, который не любит свой край, не чувствует привязанности к свой земле, не знает историю и культуру своего народа, не может быть по-настоящему гражданином и патриотом. Родина может ассоциироваться с домом, селом, краем, республикой, всем государством, и лучше всего, если границы Родины будут постепенно расширяться и включать в себя все части целого – дом, село (город), Россия.

Школа призвана заботиться о формировании психологии ребенка, в воспитании его в духе терпимости и братской любви к людям, школа обязана научить молодых людей умению различать добро и зло.
Система образования в России не должна быть основана на очередных планетарных утопиях и пренебрежении к религиозно-этической основе культуры, следовательно, наша цель – создание системы образования, основанной на глубоком освоении духовного наследия Рос¬сии. Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система должна способствовать выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, также уважению и открытости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть чутким к трагедиям отечества и народа.

В основу обучения учащихся положены педагогические принципы:

→Гуманизация обучения, стоящая на том, что каждая личность неповторима, каждый ребенок – чудо.
→Интеграция различных видов искусства: музыки, изобразительного  искусства,  элементов театрализации, игры.

Широкое привлечение игровых технологий, интереса, как факторов педагогической свободы обучения.
Важную роль в приобщении к культурам, решении проблем взаимопонимания и взаимообогащения, повышения культуры межнационального общения играет язык. Развитие национальных языков является сегодня одной из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации. В разных регионах страны к ее решению подходят по-разному, но общим для всех является сохранение языков как основы жизнедеятельности и культуры этносов, гармонизация межнациональных отношений.

Изучение языков представляет собой один из наиболее действенных путей воспитания в духе терпимости и взаимопонимания. Ведь лишь владение языком иной культуры открывает возможность для ее всестороннего и достоверного понимания.

Необходимо особое внимание обратить на воспитание исторической памятью, правдой о становлении и развитии нашего многонационального государства, что приобретает особую важность для установления объективной истины, формирования личной позиции. В педагогическом аспекте единство исторического знания и культуры обозначает незыблемость межкультурных и межнациональных связей, способствует взаимопониманию и взаимообогащению народов.

Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы классный руководитель не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в воспитательной работе, во время беседы, посещения учащимися краеведческих и литературных музеев, различных национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и т.д..
Совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков.

Проблемы воспитания толерантности становятся особенно актуальными в наши дни, т.к. резко возросла напряженность в человеческих отношениях. Нельзя обойтись без тщательного анализа причин ментальной несовместимости человеческих сообществ. Именно на этой основе могут быть найдены эффективные средства предупреждения конфронтационных процессов с использованием возможности сферы образования. Изначально в человеке заложены как добрые, так и злые начала и их проявление зависит от условий жизни человека, от среды, в которой он живет и развивается, от менталитета, которые непосредственным образом влияют на индивидуальность, на мировоззрение, стереотипы поведения.

Уроки эстетического цикла имеют большое эмоциональное воздействие на подрастающее поколение.     
Ориентация педагога на постижение смыслов  поведения  и  поступков  детей означает, что в воспитательной деятельности на первый  план  выходят  задачи понимания ребенка.

Формирование культуры межнациональных и межличностных отношений требует взаимодействия школы с семьей, с социальной средой. Необходимо проведение  грамотной светской и религиозной политики в обществе, соответствующей направленности средств массовой информации, литературы, киноискусства. Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд,  должно  осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель".
Мероприятия,  в  которых  принимают  участие  родители,  служат   хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка  школы  и семьи,  объединивших  свои  усилия  в  учебном  процессе,  направленном   на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому  многообразию.

Путь к толерантности –  это  серьезный  эмоциональный,  интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на  основе  изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.
В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл  и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в  свою  очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к  толерантности,  пониманию,  а путь  к  толерантному  взаимодействию,  взаимному пониманию.  Если педагог толерантен, он уверен,  открыт,  доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника.

Воспитание в духе терпимости должно быть  направлено  на  противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим.  Оно должно  способствовать  формированию   у   молодежи   навыков   независимого мышления,  критического  осмысления  и  выработки  суждений,  основанных  на моральных ценностях.

Основная цель  воспитания:

•    содействовать максимально широкому распространению идей и социальных образцов толерантности, практическое приобщение к культуре толерантности детей;
•    способствовать формированию личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, умеющей строить отношения в процессе взаимодействия с учащимися разных верований, национальностей на основе сотрудничества и взаимопонимания.

Личность ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения его к общечеловеческим ценностям и культуре.

Одним из способов достижения толерантных отношений подростков друг к другу является обучение ассертивному поведению. Ассертивность рассматривается как способность личности открыто и свободно заявлять о своих желаниях, требованиях и добиваться их воплощения. Применительно к подросткам это обозначает умение оптимально реагировать на замечания, справедливую и несправедливую критику, способность говорить себе и окружающим «нет», отстаивать свою позицию, не ущемляя при этом достоинства другого человека. Важно учить подростков умению просить других об одолжении, не испытывая чувства неловкости. Все это позволит сохранить партнерские отношения с окружающими людьми.

Список литературы:
1.    Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.// Семья и школа. 2001 №№11-12
2.    Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9
3.    Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001
4.    Пикалова Т.В. Формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования на уроках.
5.    Макова Л.Л. Воспитание толерантности в учебно-воспитательном процессе школы как путь к преодолению межличностных конфликтов подростков. 
6.    Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся., М., 2007
7.    Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. // Ярославский педагогический вестник. 2003 №1

Трегубова Ольга Ивановна
учитель информатике и ИКТ
МОУ «Нижнесортымская СОШ»
Тюменская обл
Сургутский р-он
ХМАО – Югра

 


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
39 ГюнАй • 22:51, 01.08.2014
Согласна с автором статьи, что "большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов". Мой класс - самый интернациональный в школе. Не скрою, что происходили стычки между детьми, насмешки. Я решила эту проблему следующим образом: объявила в начале года действующий учебный год Годом толерантности и дала задания всем. Каждую неделю ребята той или иной национальности готовили классный час о своем происхождении, об обычаях и традициях своего народа, известных личностях-представителей своего народа, национальной кухне и т.д. Все сопровождалось красочной презентацией с видеороликами. Ребята так заинтересовались, что даже помогали друг-другу находить материалы. В конце года всех ждали грамоты и призы.
avatar
38 ушу • 07:55, 29.08.2012
Детей нужно учить этому с раннего детства, а ещё и родителей
avatar
37 Солоир • 21:12, 26.02.2012
Согласна с Евгенией8628,очень актуальная статья.
avatar
36 жалил • 13:24, 25.11.2011
всё хорошо
avatar
35 Элфед • 23:55, 26.10.2011
Спасибо.Интересная статья.Актуальная для нашего многонационального региона.
avatar
34 alex_edu • 16:11, 18.10.2011
Хотелось бы высказаться по статье, но не по её теме :)
Вот куда мы идём? Если даже учителя закапывают наш родной и красивый Русский язык? Меня всегда коробит услышанное слово "толерантность" ну чем оно так нравится всем? В чем различие со словом "терпимость"? С одной стороны в школе рассказывают какой наш язык красивый и могучий, а с другой стороны заменяют вполне однозначно соответствующее слово на иностранное. Понятно сеть некие сами по себе понятия пришедшие из вне и не имеющих аналогов в нашем языке.... Но здесь то, что не так?
avatar
33 Евгения8628 • 17:30, 10.10.2011
Я работаю в детском доме для детей-сирот. Проблема толерантности особенно актуальна в условиях детского дома, где проживают дети разных возрастов, разных национальностей, разных представлений о жизни (после проживания в своих асоциальных семьях). Ваша статья -хорошее подспорье для разработки мероприятий по данной теме, к тому же сейчас, когда ей придается такое огромное значение. Очень сложно формировать толерантных людей в условиях детского дома, когда нет одного из главных составляющих- семьи. Только воспитатель-воспитанник, который видит в окружающих врагов, недоброжелателей.И таким, нетерпимым ко всем и всему, он выйдет в мир, где и принимать его будут соответственно. Поэтому наша наиважнейшая задача в детском доме-воспитать толерантного гражданина.Я собираю по крупицам (хотя сейчас много материалов по данной теме) хорошую информацию. Обязательно включу Ваш материал в презентацию по теме. Спасибо!
avatar
32 Евстигнеева • 00:42, 04.07.2011
Школьная жизнь, напряженная и стремительная, является ареной столкновений самых разных интересов. В нашей школе учатся рядом 860 детей 16 национальностей. Очень важно дружно жить вместе, проявлять уважение друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов. Серьезной проблемой, подрывающей межличностные отношения в школе, становятся национальные отличия.
Так случилось и у меня в классе: новенький мальчишка-одноклассник обозвал девочку «блэчкой».
Произошедшее заставило меня обратиться и по сей день интересоваться специальной литературе по этой теме, разработками учителей.
Большое спасибо за материал!
avatar
31 genapltnikv5148 • 21:57, 03.07.2011
Не кажется ли вам что для агрессоров толерантность окружающих наиболее выгодна.
Наукоемкие термины затуманивают основные вопросы взаимоотношений: принадлежность ценностей (спектр), чьим трудом они создаются.
Поиск абсолютного добра и зла уводит от понимания о единых составляющих.
Стагнация интолерантности консервирует социум во времени, а толерантное ставит на грань скорого краха. Напомню притчю о возвращении блудного сына: он дороже родителям потому, что знает об бескомпромисности окружающего мира и к родителям вернулся с пониманием семейного добра. Ударив можно во благо, а улыбаться зло.
Ни одна гос. структура не позволит осознать механизмы порабощения.
avatar
30 gertanika • 20:47, 22.04.2011
Очень актуальная статья. Спасибо.
avatar
29 shnuro4ek • 13:18, 20.02.2011
1307
avatar
28 mandarinka4654 • 22:20, 31.01.2011
В английском языке толерантность- «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь»; во французском -уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском - это «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание,
благосклонность, терпение….расположенность к другим», в персидском - «терпение, выносливость, готовность к примирению». Большой энциклопедический словарь определяет слово «толерантность» так: «Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению; происходит от латинского tolerantia – терпение». Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. И хотя некоторые ученые головы убеждают нас, что «неприятие чужака» заложено в человеке генетически. Впрочем, столь же уверенно они говорят, что именно умение подавить инстинкт и действовать в соответствии с общепринятыми разумными нормами отличают человека от животного.
Спасибо Вам за актуальную статью.
avatar
27 tonya75 • 20:36, 22.12.2010
Ваша статья очень помогла мне при подготовке к педагогическому совету.
avatar
26 Svet@ • 19:19, 21.12.2010
Проблема толерантности - важная проблема в наши дни. Нужно учить детей строить отношения с детства. Внимательно прочитала статью. Можно взять материал для классного часа. Спасибо.
avatar
25 Аленёшка • 22:59, 03.12.2010
На одном из новостных сайтов читала об откровенном расизме и националистической вражде среди школьников в Германии, как со стороны коренных немцев, так и со стороны иммигрантов по отношению друг к другу. В нашей школе до этого еще очень далеко и это радует... Учить терпимости безусловно надо, но не на специальном уроке, а ежедневно и постоянно..
avatar
24 Игнавал • 18:50, 30.11.2010
После прочтения статьи предложила этот материал своим детям для подготовки классного часа, посвященного толерантности.Они у меня сами готовят классные часы, особенно тематические. На следующий день с удовольствием слушала их отзывы, искренние и восхищенные. Значит, Ваша статься принесла большую воспитательную пользу. А я еще раз убедилась, что наши дети не такие уж злые и беспринципные, какими их считают те, кто очень далек от мира детства. Спасибо, Ольга Ивановна!
avatar
23 м@рыся • 19:36, 28.11.2010
Статья интересная и ,конечно, актуальная!Самое глваное,что современные дети понимают , что доброта и понимание неоходимы в наше время и с удовольствием говорят и обсуждают эту тему!
avatar
22 alina900044 • 06:36, 28.11.2010
[Очень актуальная тема для нашего времени. Особенно для регионов, где проживают люди различных национальностей и вероисповеданий. Статья интересна, автор творчески подошел к изучению данной проблемы.
avatar
21 смуглянка7 • 21:14, 26.11.2010
Статья актуальна, в каждой школе существует проблема толерантности
avatar
19 Lybacha • 13:10, 26.11.2010
С удовольствием прочитала вашу статью. большое спасибо за ваш труд. Хотелось бы тоже опубликовать статью, но боюсь не справлюсь, а правил публикации статьи на сайте не нашла.
avatar
18 Азбуки • 14:08, 23.11.2010
Статья очень актуальна. Мы забываем про нравственное воспитание, обходим его стороной.
avatar
17 Валник • 23:10, 22.11.2010
Эта тема очень актуальна. Сейчас во всех школах в планах по воспитательной работе вкючены темы о воспитании талерантности у детей. Но ведь эта работа ведётся и велась постоянно. Только раньше это звучало так: нравс твенное воспитание. Но как бы это не называлось учитель не может заставить ребёнка быть терпимее друг к другу, если это идет из семьи. Мы, учителя, можем только направлять, убеждать и объяснять- хотя с каждым годом становиться труднее. Мой педагогический стаж большой -28 лет. Из опыта работы знаю, обучать детей и воспитывать сложнее стало лишь потому, что молодые родители перестали прислушиваться к учителю и думают, что учить детей может ка.ждый
avatar
16 BELARA • 18:43, 22.11.2010
Тема в последнее время актуальна. И материал очень интересный, можно попользоваться на классных часах. Спасибо.
avatar
15 яфчысвма • 13:45, 21.11.2010
Ольга Ивановна, спасибо за содержательный и интересный материал
avatar
14 lev@ • 15:15, 19.11.2010
Большое спасибо за статью! Когда этот термин только появился в педагогической лексике, мне предстояло сделать сообщение на августовской педагогической конференции на тему "Обучение толерантности на уроках иностранного языка". Мне было сложно об этом говорить, тк. это слово для нас было ново, и информацию о нём было трудно найти. Как жаль, что эту статью я не могла прочитать ещё тогда! (Но с докладом я справилась, всем очень понравилось).
avatar
13 Элфед • 06:53, 19.11.2010
Спасибо большое .Полезно и актуально, особенно в нашем многонациональном регионе. В нашей школе проблема толерантности остро не стоит, но мы о ней всегда помним, проводя "профилактические мероприятия".Укреплению дружбы и взаимопонимания служат и фестивали , и классные часы. "Ты хороший, я хороший, просто я другой..."- суть бесед с учащимися.
avatar
12 Спесивцева С.Н. • 09:48, 18.11.2010
Актуальная статья. Действительно, термин "толерантность" прочно вошел в нашу повседневную речь. Но не каждый ученик знает что оно означает, а может и большинство не знают.
avatar
10 urugvay69 • 11:08, 17.11.2010
Означает ли толерантность говорить все, что думаю, давая другим право выбора?
Или же толерантность означает: "Ты думаешь так, а я думаю по другому. Но ты молчи, потому что я могу назвать тебя нетолерантным"
avatar
"Ты думаешь так, а я думаю по другому. Но ты молчи, потому что я могу назвать тебя нетолерантным"
avatar
9 Tatyana116 • 22:45, 15.11.2010
Интересная статья, как уже было сказано выше - актуальная.
avatar
8 наташа7777 • 23:55, 14.11.2010
Спасибо за статью. ОНА ПОДТОЛКНУЛА МЕНЯ К НОВОМУ НАПРАВЛЕНИЮ В РАБОТЕ.
avatar
6 Olehcka • 17:03, 13.11.2010
Ольга Ивановна,хорошая статья.Я тоже занимаюсь немного данной проблемой.Если Вам интересно, на моем сайте можете найти для себя интересный кл.час с презентацией.Спасибо!
avatar
Если вам интересно, чтобы вашу работу оценили, опубликуйте ее на нашем сайте.
avatar
5 eleha036 • 15:17, 12.11.2010
Материал статьи можно использовать при подготовке классного часа или других мероприятий по данной теме. Интересно, подобрать виды работы по этой теме. Я могу поделиться опытом проведения уроков по толерантности. С уважением, Симонова Елена.
avatar
4 eleha036 • 15:11, 12.11.2010
Материал статьи очень интересный и нужный , как никогда в данное время, когда люди разных национальностей, конфессий и пр. не могут жить в мире и согласии.
avatar
3 Юлия Осенняя • 13:34, 12.11.2010
Спасибо большое . Материал очень хороший и полезный. Обязательно воспользуюсь.
avatar
2 Довбня • 13:14, 10.11.2010
Хорошая статья и актуальная. Жаль, что не все нации такого же мнения.
avatar
1 валентина5174 • 11:58, 10.11.2010
Развивать чуввство толерантности у современных детей очень важно. Поэтому статья для настоящего времени очень актуальна.