Вера Подакина, 12.11.2010 2008 27

Новое поколение выбирает...?


Похоже, новое поколение лишено права выбирать. За детей и их родителей все решают чиновники от образования. Мнение учителей министерских функционеров тоже не интересует. Печально. Школьная программа лишилась таких дисциплин, как черчение и астрономия. Сокращено количество часов, отведенных на изучение русского языка. В немилость попали и иностранные языки — немецкий, французский.


Обсудить статью (уже 27 коммент.)
Опубликовать свой материал

Ну правильно, зачем детям учить язык страны, в которой они живут… И совершенно незачем тратить время на изучение языка Гете и Шиллера. Язык, на котором писали Вольтер, Ларошфуко, Дюма, Бальзак — тоже нынче не в моде. Главное — знать английский! Без английского — не комильфо, даже если знаешь испанский, французский или немецкий.

Взамен исключенных дисциплин школьникам, у которых нет еще ни достаточной базы знаний, ни жизненного опыта, ни умения обобщать и делать выводы, предлагается приступить к изучению психологии. Подростков обучают основам статистики и валеологии. Никто не собирается спорить — все это нужно и полезно, но только когда идет впрок. А для этого нужна основа, база. И еще — желание и способность воспринимать информацию, что представляется весьма сомнительным при той информационной нагрузке, которую предлагает сегодня школа.

Учителя обязаны научить ребенка всему, что предлагает школьная программа, им просто некуда деваться. Детям необходимо все усвоить. Со стороны все это напоминает гигантскую бетономешалку, в которой превращаются в серое месиво культурные ценности, достижения человеческой мысли, яркие таланты детей, самоотверженный труд учителя, прошлое страны и будущее нации. Из серого раствора очень удобно отливать унифицированные безликие винтики для государственной системы — строго по ГОСТу.

Я не учитель, и не знаю многих профессиональных моментов. Рассуждая о школьной программе, могу ошибаться и быть неправой. Но взглянуть на проблему по-человечески, по-граждански мне вполне под силу.

Очень хорошо помню советское школьное образование. Нас учили думать, учиться познавать, анализировать, стремиться к пониманию, проводить параллели и искать взаимосвязи. Школа заботилась о нашем умственно-познавательном развитии. Именно для этого в школьную программу входили самые разные предметы, которые в жизни вроде бы и не нужны на утилитарном уровне. Но именно эти знания и полученные навыки давали нам общее образование, картину мира, способность продолжать образование самостоятельно. Нам вручали инструменты для познания, а разнообразие полученных знаний позволяло выбирать наиболее подходящую дорогу в жизни.

Основой было умение бегло и свободно читать, усваивая содержащуюся в тексте информацию. На уроках русского языка мы учились связно и грамотно выражать свои мысли. У нас было много часов русского языка. Но и их было мало. Как же можно узнать русский язык за 2—3 часа в неделю? В результате имеем то, что имеем: косноязычную, невнятную молодежь, которая не умеет и не хочет напрягать свою непривыкшую к умственному труду голову чтением и мыслями. Чем «грызть гранит науки», лучше употреблять неведомо кем приготовленную жвачку из ТВ и интернета.

Для небольшой части лучших учащихся уготована участь узких специалистов. Даже школьные олимпиады ориентированы на то, чтобы побеждали и получали бонусы в виде льгот при поступлении в ВУЗ те, кто несколько лет подряд проявляет усердие в глубоком изучении избранной дисциплины. При общей высокой нагрузке такая система неизбежно приводит к углублению в один предмет за счет других.

Узкий специалист, обладающий глубоким знанием своей отрасли — это всегда не более чем техник, винтик. Для достижения истинных высот знания необходимо иметь более обширные познания, больший кругозор, незашоренность узкой специализацией. Именно так воспитывала учащихся советская школа (если отбросить политическую составляющую), недаром «совковая» смекалка до сих пор приводит в ступор западных узких специалистов.

Все. Министерство просвещения решило, что западная система россиянам подходит лучше. Причем ее англоязычный вариант.
***

Черчение. Умение мыслить пространственно. Способность изобразить предмет технически точно, умение читать чертеж. Разве это — бесполезно? Особенно для тех, кто продолжит обучение в технических вузах? Да, есть компьютеры и «Автокад». Но элементарные навыки черчения — это основа, без которой и умная программа не поможет.

Астрономия. Да, можно прожить жизнь, ни разу не поинтересовавшись, что вокруг чего вертится — Солнце вокруг Земли, или наоборот. Можно. Но считать себя при этом образованным человеком — нельзя.

И вот тут настигает страшная, просто невыносимая мысль: нынешнему поколению уже не нужно считать себя образованными людьми. Не это важно и ценно. Важны и ценны только внешние признаки успешности: высокооплачиваемая работа, престижная машина, счет в банке. И какая разница, что там в небесах вокруг чего вертится…

Что же будет с нашими детьми? В стране, которая уничтожает свой потенциал, низводя общее образование — до умения получать нужные оценки, Учителя — до транслятора идей чиновников от образования и экспериментаторов от педагогической науки, — что будет с нашими детьми?

И дело вовсе не в черчении или астрономии, это только частное проявление печальной и пугающей тенденции развала образовательной системы.

Надеюсь, что я неправа.


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
27 Владимирович • 15:40, 20.01.2011
Модернизация школы оказалась дебилизацией под красивые лозунги.
avatar
26 neznakomka • 13:23, 20.01.2011
Нельзя не согласиться с автором статьи. У наших чиновников нет внятной концепции образования как модернизующего звена будущей жизни нашей страны. они исходят только из экономических соображений. Вся реформа напрвлена не на развитие ребенка, а на экономию жденежных средств. Прочтите новые стандарты образования в старшей школе. Печально, но мне кажется, что с уходом учителей, получивших свое образование еще в советсткой школе, умрет и современное российское образование.
avatar
25 Дарьяна • 19:47, 28.12.2010
Согласна с автором статьи и полностью его поддерживаю. Новой школе – нового учителя. В проекте «Наша новая школа» читаем: «Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы».
Представляешь себе красивого молодого спортивного телосложения мужчину (да простят меня дамы!), способного увлечь класс своим предметом, заставить детей думать, сопереживать, блестяще владеющего речью, не считающего кофе существительным среднего рода, способного играючи использовать компьютер, легко найти источник информации в Интернете, не застывающего в недоумении от слов "провайдер", "гигабайт", знающего, что "рабочий стол" надо искать не в кабинете завхоза, а на экране монитора, создающего слаженный оркестр из множества индивидуальных партий учащихся...
Но наши школьники чаще всего видят затюканную бумажным гнетом рабочих программ и портфолио женщину средних лет и старше, повышающую голос, чтобы овладеть вниманием класса, не умеющую соединить в одно целое ноутбук, проектор и интерактивную доску (зачастую всего этого у них просто нет, несмотря на национальный проект или КПМО), отсылающую их к параграфам и страницам учебников, из семнадцати современных образовательных технологий имеющую смутное представление лишь об ИКТ...
Спасибо тем пожилым учителям, которые еще работают в условиях нашей реальности.
И затюканы они бумажной работой не по своей воле.
Да, учитель должен шагать в ногу со временем, постоянно самосовершенствоваться, быть на несколько шагов впереди своих учеников. И новые технологии в учебном процессе просто необходимы. Жаль, конечно, что многие учителя предпочитают работать по – старинке. Скажите, а Вас учили не по старинке? Так же как и меня, и многих других учителей. И думаю, что не ошибусь, если скажу, что многие из нас, "обученных по старинке", до сих пор помнят школьный материал. Тогда как современные ученики (причем не самые отстающие), обучаемые в бесконечных экспериментах по внедрению все новых и новых технологий, выпустившись из школы, зачастую не могут вспомнить год начала ВОВ или названия химических элементов.
Как отметил Президент РФ, если во второй половине прошлого века российская образовательная система была признана во всем мире, то в настоящее время она «оставляет желать лучшего». «С передовых позиций мы откатились», – признал глава государства и подчеркнул, что слабость образовательной системы – это угроза конкурентоспособности страны в целом.
Я училась в 70-80-е г.г. Могу только сказать, что мне несказанно повезло. Выйдя из школы, я попала во взрослую жизнь совершенно подготовленным ребенком и для самостоятельной жизни, и для обучения в другом городе. Уехала и глазом не моргнула.
Моя старая школа многому меня научила. Научила поддерживать свою конкурентоспособность, развила во мне инициативность, творчество мысли и нестандартность подходов к решению учебных и жизненных задач, и самое главное готовность к самообразованию и образованию через всю жизнь.
Назвать себя супер - учителем я конечно не могу. Супер - учителя это те, кто учил меня. Это они добились того, чего сегодня требуют от современного человека и современного педагога в частности. Я бы очень хотела, чтобы детей сейчас учили так же как меня. Вопрос изменения концепции образования должен быть в другом. А куда делось ТО образование, которое и было то не так давно? Может тогда, было не так плохо, как нам кажется?
Калашникова О.Н., учитель
avatar
23 xxl • 19:18, 12.12.2010
Удивляться можно сколько угодно, а вот исправить что- либо уже нет. Наше замечательное государство определилось, по-видимому, с "заказом".
Ему не нужны люди с академическим образованием. на смену пришла западная мозаичная система, ориентированная на раздельное обучение детей элиты и народа. А чего можно ждать от высоких чиновников, которые поголовно все обучают своих чад "за бугром". А разговоры про необходимость специализации, с моей точки зрения, лишь способ убедить, что все хорошо, "прекрасная маркиза". Проанализируйте учебный план - это не модернизация образования, а "дебилизация".
avatar
22 markina190 • 10:28, 09.12.2010
Автор статья хоть и не является учителем, но мыслит абсолютно верно. У нас в начальной школе сократили часы русского языка (спасибо, хоть из регионального компонента добавили 1 час - не дали совсем пропасть), математики, чтения... Зато ввели риторику, информатику, гражданское образование, английский язык. Не спорю, всё нужное и полезное, но всё хорошо в своё время. А пока, я считаю, задача начальной школы - дать хорошую базу, основу, чтобы в дальнейшем детям было легче усваивать новый материал.
avatar
21 влад-р • 01:31, 09.12.2010
Похоже, что у статьи название надо бы сменить, озаглавив так: "Новому поколению выбирают... "
Некоего козла отпущения Фурсенко посадили за руль школьного автобуса, загрузили нас туда же под завязку, ни вздохнуть, ни..., в общем повез он нас по буеракам российских дорог вперёд в неизведанные дали. Ясен пень, при такой нагрузке автобус скоро развалится, и тот, кому повезёт обделаться лёгким испугом сможет продолжить карьерный рост, или, выражаясь старым языком - работу. Прах оставшихся посеют в чистом поле и будут ждать, когда взойдёт оно, ...доброе, разумное, вечное, но, увы, никому не нужное.
Зачем нужны стране умные? Чтобы подвинуть власть имущих и занять их места? Нет - нормальная власть этого не допустит. А потому, молитесь! Да не на икону Христа Спасителя, а на президента и премьер-министра.
avatar
20 IpOksana • 21:08, 06.12.2010
Да очень грустно и печально. с автором полностью согласна. Я учитель географии. В прошлом году мне сократили количество часов в 6-ом 1 час, в 7-ом вместо 3-х 2 часа. В шестом классе кричу караул, как можно изучить основы географии за 34 часа. Все возмущаемся, а ничего не сделаешь. А ЕГЭ, я думаю этот вопрос больной для всех. Растим одним словом тупых детей, которые итак говорить не могут. а сейчас тем более. Печально и грустно от нашего образования. Да вместо моих часов в нашей школе изучают Духовное краеведение.
avatar
19 Нотариус • 15:01, 05.12.2010
Согласна с автором статьи, у учащихся должен быть выбор. Каждый год в школе вводятся новые предметы, меняются программы, сокращаются часы на изучаемые предметы. Чиновники экспериментируют во всём. От этого страдают прежде всего наши дети.
avatar
18 ludmila65 • 23:03, 04.12.2010
Действительно, грустно осознавать, что наше образование кануло в Лету. Дети от нововведений умней не становятся. А учитель уже настолько завален бумажной работой, что едва успевает смотреть на учеников.
avatar
17 NINA6390807 • 18:11, 04.12.2010
Согласна с автором статьи. В сегодняшней системе образования мы только делаем вид, что воспитываем разносторонне развитую творческую личность. Сокращение учебных часов по основным предметам, натаскивание на сдачу ЕГЭ, "борьба за хорошие показатели и стопроцентную успеваемость" приводит только к получению односторонне-однобокоразвитому выпускнику, умеющему автоматически заплнять тесты, не знающему творчество Ахматовой, Есенина и не умеющему объяснить свои чувства любимому человеку.
Может быть черчение и не нужно. Но черчение - это прежде всего развитие пространственного мышления, аккуратности, усидчивости, и как следствие успешность ученика при изучении химии, геометрии, технологии, архитектуры. В жизни - обустройство дома своей мечты.
Астрономия - это небо, звезды, рассветы и закаты, наблюдательность и терпение, песни у костра, разговоры о самом дорогом. Как от этого можно отказаться! Как без этого воспитывать гармонично развитую личность!
avatar
16 mila20 • 17:33, 04.12.2010
В школах очень мало идут работать молодые специалисты.... Учителей с большой буквы нет......уходит из Школы душа....и дело совсем даже и не в предметах, которые преподают...Очень жаль, что правительство не задумывается об этом....всё переводит не деньги. Моральная, нравственная, этическая нормы остались в стороне... а ведь престиж учителя не в количестве полученных денег, а в уважении Учителя как человека! Может, конечно и путанно, но уже наболело...... Кто и как будет учить наше будущее остаётся большим вопросом!!!!!!
avatar
15 Аленёшка • 22:25, 03.12.2010
Прочитала статью раз, потом еще раз, противоречивые чувства. С одной стороны, нужны разносторонние дисциплины, они развивают кругозор, с другой стороны - мы же как - то жили без психологии, валеологии... И выросли вполне образованными людьми... Вот физкультура нужна точно, дети слабые, больные..
avatar
24 БаулоЕМ • 13:08, 18.12.2010
Здравствуйте, уважаемая Аленёшка! Я насчет физкультуры. Какое она может дать здоровье ребёнку? Я имею в виду именно УРОКИ ф-ры. У нас спортзал не соединен со школой. Дети зимой и летом мокрые, потные, распаренные бугут из спортзала в школу. Надеть куртку - нереально. Весь класс не успеет за 10 минут в раздевалке побывать и переодеть спортивную форму. Далее. Спецгруппы. Где они реально есть? Кто их ведет? У нас в школе ОДИН учитель ф-ры и ОДИН совместитель! Вот во втором полугодии надо будет менять расписание: добавлять третий час ф-ры за счет ОПК, биологии, математики, русского. КАК наш учитель будет всё это вести - ума не приложу. Если только совсем свалится с ног... Ещё. Спортзал тоже ОДИН. Вечно проблема с начальными классами: они никак не могут со своими уроками вписаться, чтобы ф-ру проводить не в коридоре, а именно в спортзале. Ну и т.д. Так что, мне кажется, всё это более чем проблематично. Как и всё в нашей стране адсурда. С уважением, Е.М.
avatar
13 macomber • 19:32, 28.11.2010
Со статьей абсолютно не согласен. Черчение – предмет специализации, не развивающий, и, например, будущему филологу или лингвисту он вообще не пригодится, это будут зря потраченные часы жизни, насилие школы над ребенком. Чтобы читать Бальзака и понимать всю красоту оригинального текста, нужно владеть французским на уровне advanced. Чтобы добиться такого уровня нужно много лет упражняться в языке по несколько часов в день. И если учесть, что французский язык котируется гораздо менее английского на рынке труда, то заставлять (именно заставлять, а не исходить из его выбора) ученика тратить прорву свободного времени только потому, что это язык Бальзака – насилие. И дело не в комильфо: без английского в современном мире не прожить, и его учат не для «почитать Шекспира в оригинале», но чтобы выжить в эпоху всеобщей глобализации.
Психология, статистика, валеология – крайне полезные предметы, если их правильно преподавать. Вот они то как раз общеразвивающие, помогают жить, формируют личность. В отличие от черчения и геометрии. Вообще, думаю, что общеразвивающие и обязательные в жизни предметы (русский язык, литература, физическая культура, история, обществознание, английский язык, география, астрономия, основы (!) химии, физики, математики) должны преподаваться всем, а предметы специализации, профильные (черчение, итальянский язык, продвинутая химия, физика, математика, рисование итд.) дети должны выбирать для себя сами, исходя из своих интересов и будущей профессии. Иначе система никогда не сможет ответить на вопрос школьника: «А почему я должен это учить?», и для него каждый предмет в расписании будет клингонским языком (формальным «надо»).
avatar
12 тат • 09:45, 26.11.2010
Я полностью согласна с автором, еще ввели основы религиозных культур, за счет уроков русскоязыка и каждый месяц требуют отчеты. ЗАЧЕМ!!!
avatar
11 chertik_maksyd • 00:15, 24.11.2010
тревожные мысли рождает наша нынешняя система образования.
avatar
10 Наталья • 19:51, 22.11.2010
Абсолютно согласна. Мы молча наблюдаем,как рушат систему систему образования, не самую плохую в мире. Все эти разрушители получили полноценное бесплатное образование. Пугает социальный заказ "будущего нражданина"
avatar
9 хімія • 11:15, 21.11.2010
Печально, что новые предметы вводят за счёт традиционных. Профилизация, тоже не идеальна, в нашей стране ещё на разработана схема разделения на профили равноценная и удобная для ученика и учителя.
avatar
8 Lyusia • 06:16, 21.11.2010
Полностью согласна, что школу заполонили предметы. без которых спокойно можно было жить и учиться. Моя выпускница не смогла поступить в архитектурный институт только потому, что не сдала черчение. Ей пришлось год усиленно заниматься на специальных курсах, чтобы восполнить этот пробел. У нас остался один урок географии, зато у нас есть 1 урок экологии и природы родного края! В общем, когда я вижу все это, мне становится очень грустно и тревожно за внучку: что она будет знать после окончания школы?
avatar
7 ОВМ • 11:27, 19.11.2010
Грустные и тревожные мысли рождает наша нынешняя система образования.
avatar
6 Спесивцева С.Н. • 08:56, 18.11.2010
Действительно, образование в России перестало быть тем образованием, которое всегда ценили. В нашу систему вторгаются различные методы, приемы, техники зарубежного характера. Все это кусками выдергивается и вторгается к нам. но никого не волнует, что на это все нет средств, возможности, да и менталитет совсем другой у нас. Оглядываемся на запад и слизываем все у них, но лучше-то не становится, а самое главное, умнее от этого дети не становятся.
avatar
5 СветаК • 15:04, 16.11.2010
12 ноября ходили 4 классом в планетарий. Дети получили такой заряд эмоций и впечатлений! Все мальчики захотели стать космонавтами! И решили продолжить изучение планет в старших классах. ... на астрономии. Жаль, если уберут предмет.
avatar
4 lika22 • 03:04, 16.11.2010
А посмотрите проект ФГОС для основной школы. Нет информатики, хотя я считаю, (каждый кулик свое болото хвалит:)), что этот предмет при правильном понимании его смысла и преподавании является средством организации межпредметных связей и не только.
Чиновники, видимо считают, что информатика - это учить, какую клавишу на компе ткнуть, чтоб было "щастье"... Тогда конечно, можно и в начальной школе этому обучить...Печальная картина...
avatar
14 Rendji • 21:50, 02.12.2010
Добавлю про чиновников: думают, что информатика - это наука о "ткнуть пальцем по нужной клавише" именно потому, что они - люди "старой закалки" (как собственно многие из них сами себя называют) и ИТ это уже не для их понимания, а потому и не вникают в суть
avatar
3 olgab • 17:31, 15.11.2010
Не спрашивают и не будут спрашивать. Недавно узнала, что людей власть имущие называют овощами. А овощам образование не нужно.
avatar
2 ТАН • 16:57, 14.11.2010
Действительно печально наблюдать, как умирает наше образование. И в этом случае Учитель - единственная надежда, единственный гарант того, что дети наши все же вырастут образованными. Вопреки чиновникам от образования, которые сами, скорее всего, не смогли осилить в своё время школьную программу и теперь мстят за это.
avatar
1 Элфед • 21:24, 13.11.2010
Печально, но факт.Модернизация влечёт за собой подобные явления. А у нас черчение преподают далеко не всем...Увы, профилизация.