Климова В.В., 07.12.2010 4892 11

Моя педагогическая концепция «Компетентность учителя как фактор развития компетентности ученика»


Выходя из школы, выпускник должен быть всесторонне развитой, активной, творческой личностью, способной самостоятельно решать встающие перед ним задачи и проблемы. Размышлениями по этому поводу и хотелось бы поделиться. О том, что всякое обучение должно начинаться с возбуждения интереса, любви к изучаемому предмету. Писал еще К.А. Тимирязев в книге «Жизнь растений».


Обсудить статью (уже 11 коммент.)
Опубликовать свой материал
Активизация связана с изменением позиции учителя, который не только передает знания, но и формирует личность школьника через организацию его активной деятельности. Сущность активизации обучения заключена в активизации обучающей деятельности учителя, в поиске и использовании им эффективных методических приемов организации учебно-познавательной деятельности учащихся и в активизации  деятельности самих учеников путем ее самоорганизации и самоконтроля, развития творческого начала в ней.

Чтобы возбудить у учащихся познавательный интерес к предмету, учитель должен:
  • во-первых, знать психологические закономерности развития личностью учитель, организующий уроки в соответствии с особенностями возраста  детей, их индивидуальных качеств, создает такие условия, в которых подростки достойным образом дают выход своей активности и энергии;
  • во-вторых, что в содержании урока вызывает интерес к нему? Прежде всего, наличие новизны в новом материале. Даже хорошо знакомый материал, но поданный в игровой «упаковке» или в виде проблемного вопроса, воспринимается по-новому;
  • в-третьих. Когда ученик откроется учителю, покажет свои положительные и отрицательные стороны?

Конечно же не тогда, когда на уроке царит атмосфера доброжелательности, нет натянутости в отношениях учителя и ученика. Именно такие условия складываются в процессе игры, когда учитель и ученик выступают на равных. Именно от этого зависит не только успеваемость и качество усвоения знаний учеником, но и его общее психическое здоровье и самочувствие.

В условиях личностно - ориентированного подхода, в процессе игровой учебной деятельности (на нестандартных уроках) даже слабые учащиеся буквально преображаются: их активность не уступает сильным школьникам, они охотно включаются в работу, и даже ошибки, возникающие по причине пробелов в знаниях, не останавливают их.

Психологи убеждают, что познавательная активность школьника – качество не врожденное и не постоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, товарищей, семьи, учителя и других факторов.

Только подлинное сотрудничество учителя и учащихся обеспечивает на уроке активную учебную деятельность класса.

Человеческая судьба порой представляется механизмом, который кем-то заведен и пущен. Хочется отыскать «руку» и «ключик», которым можно запустить ученический механизм. Если рука окажется доброй, неторопливой – гарантия бессрочная.  А если злая и равнодушная- сплошные поломки, ремонты, которые тебе и близким в копеечку обходятся.

Путь к ученику - нелегкий, требует немалых личных затрат, зато окупаемый. Учитель духовно обретает себя, ибо без творчества, инициативы, собственных открытий ему не обойтись. Главное - разглядеть ученика крупным планом. И тогда - чудо! Без призывов, понуканий, угроз, зачетов ученик сам пойдет навстречу тебе. Учитель - как катализатор процесса обучения. Через сотрудничество, рождая самодвижение, он подключается к творческому поиску ученика. Подлинно учительская рука никогда не бывает холодной, жестокой. Она,  как рука Данко, несет огонь горящего сердца и множество таинственных загадок - ответов.

Сейчас все чаще говорят о гуманизации обучения. Что стоит за этим? Товарищеские и даже дружеские, а не просто деловые, учебные отношения с учеником? безусловно. Желание помочь его родителям, а не только требовать от  них помощи? И это. Наполнить урок индивидуальными подходами, положив в основу личностный фактор? Несомненно. Дать школьнику право на свой путь и свой тип развития? Да. Не подрезать ему крылья негативной отметкой и даже вовсе устранить ее? Резонно. Создать такую структуру урока, где не просто учатся, но и общаются, и тем самым увеличивают желание учится, ибо в нем стимул к общению? еще бы! Использовать инициативу ученика? Конечно.

Принцип гуманизации знаний- вовсе не попытка снизойти до уровня ученика и работать на уровне его интересов. Учитывать эти интересы на каждом этапе и в каждом аспекте урока, решая основную, учебную задачу,- вот секрет гуманизации, одинаково затрагивающей, с одной стороны, потребности ученика, с другой- насущные проблемы.

Чтобы достичь желаемого результата от урока, учитель должен быть артистом. Именно артист может взбудоражить и увлечь, как это делают кинорежиссеры. Только учитель-артист имеет счастливый дар перепутать условность с реальностью, сцену – с действительностью, класс- с жизнью. Слово учителя является важным инструментом урока. Хотя в практике есть немало случаев, когда жест бывал красноречивее слов, а мимика в кратчайшую долю секунды доказывала то, на что потребовалось бы монологи. Да и вряд ли бы был  эффект, равный достигнутому.

Как в искусстве у каждого урока – сверхзадача. В чем она? Идти к ребятам не только с темой, но и жгучей проблемой. Когда тема и проблема пересекаются, урок обретает свою учебную и нравственную емкость.
          
Просты и мудры слова В.Высоцкого:

На ослабленном нерве я не зазвучу,
Я уж свои подтяну, подновлю, подвинчу!

Они очень необходимы школьному учителю, который нередко путает, чей нерв подкручивать, чтобы была мелодия: сои или ученика. Артист умеет «доставать» себя, потому что нужен успех! А успех – это внимание. Кто мы есть, когда его нет?

Как воспитывать личность ученика? Жизненными примерами? Несомненно.

Но этого мало. Личность воспитывается еще и личностью- той, которая ведет урок, плюс метод: общение с учеником как личностью, равной учителю. Равные отношения не значит одинаковые.  Есть ученики, без которых скучно, когда они отсутствуют. Если заслужил- поощряю добрым, ласковым словом. Когда нужно, прибегаю и к резкой интонации.

Еще один фактор, влияющий на ученика – это улыбка. Улыбка – наш рабочий инструмент. Она, как говорил Экзюпери, объединяет. Ее  не вынешь из портфеля и не наденешь, как очки. Она сама должна появляться. Неповторимая, точно не кому-то, а себе улыбаешься. Однако прежде чем добрым светом заискрятся глаза и исчезнут морщинки, надо, чтоб улыбнулась душа. Освободилась от груза невеселых мыслей, забот, неудач. У всех бывают неудачи. Есть они и у нас. Ведь учитель отвечает сразу за десятки ребят- перед обществом, родителями, своей совестью наконец. Если бы только за себя, то и хлопот нет. А тут за каждого.

Учитель- всегда на работе! И чуткая душа заметит, как старается он иногда спрятать плохое настроение, усталость. Сердится, если не получается, вроде бы на вас, а в действительности на себя.  Усталость – как затупившийся карандаш: бумагу царапает, а рисунка нет. Добрым словом, хорошим поступком можно снять и пелену усталости, обиды, плохого настроения, чтобы яснее виделась дорога, по которой сообща едем или идем. Вот улыбнулось строгое лицо учителя, доверчиво и щедро открылась его душа, потому что вы помогли ему стать таким. А помочь учителю – это и себе помочь.

Школьник учится в зависимости от того, как он относится к учителю. Значит, не с предмета, а с того, кто мы есть сами, начинается наш путь к ученику. Некоторые считают: вот вооружатся новейшими методами и технологиями и все пойдет как надо. Нет, не пойдет. Потому что не методом, тем более чьим-то, а собственным духовным «Я» следует вооружаться. Сделав ставку на себя, изо дня в день можно решать многие проблемы. Сколько бы минут не говорили на уроке, и какие бы важные проблемы не затрагивали, если не было секундной вспышки, не было урока.

Спросим себя, что важнее: любить ученика или знать, как с ним работать? Конечно, чтобы знать, надо любить. И тем не менее – знать! Знать! Знать! Не только умом, но и сердцем поймем тогда, что урок – прежде всего встреча, т.е. общение, а уж потом предмет, методика… У всякого ли и на каждом ли уроке бывает эта встреча – живого с живым? Не отодвигаем ли ее заботами об успеваемости и другой, которую требует программа? Ребенок – самый думающий человек на земле, если ему не мешать. Сколько вопросов себе и нам задаст, когда раскован, свободен. Наша задача – изыскивая способности раскрывать детскую душу, снять напряжение. Страхи. Учитель должен быть мастером человеческих наук.

Очаровать предметом, окрылить знаниями, обворожить своей личностью – вот гарантия успеха.
                   
Используемая литература:

  • Б. И. Коротяев «Учение – процесс творческий» Москва, просвещение 1989 г.

Климова В.В.,
учитель биологии, 
высшая квалификационная
категория


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
11 Медик • 11:11, 14.02.2011
Хорошие слова, но хотелось бы и о компетентности прочесть...
avatar
10 Татa • 21:23, 04.01.2011
Да очень интересная статья! А главное очень важная для каждого учителя! Надо задумываться о постоянном самообразовании.
avatar
9 Дарьяна • 19:35, 28.12.2010
Улыбка – наш рабочий инструмент. Очень понравилась эта фраза из статьи. Моя педагогическая концепция - воспитание успехом. На моих уроках ученики не живут ошибками и неудачами прошлого. Я строю с ними будущее, достойное их! Я приглашаю их в увлекательное путешествие в мир немецкого языка на поезде УСПЕХА, чтобы из его окон посмотреть на собственные ошибки и просчеты, которые каждый день отдаляют моего ученика от истинного успеха. Калашникова О.Н., учитель
avatar
8 Lybacha • 11:39, 28.12.2010
Хорошая статья! Согласна, если в ребенка вложить душу- он станет настоящим человеком.
avatar
7 tonya75 • 20:33, 22.12.2010
Спасибо за замечательную статью. Это то, что мне так сейчас необходимо, чтобы пересмотреть свои взгляды на процесс обучения, помочь ученикам полюбить предмет. Иногда так обидно, что к предмету относятся несерьезно, изучают лишь для отметки.
avatar
6 Анастас57 • 00:13, 20.12.2010
Статья интересная. Согласен с предыдущими авторами, что заголовок несколько не соответствует теме... Но дело даже не в этом, общество так настроено против учителя, что даже вкладывая всю душу в свою профессию, получаешь в ответ сплошной негатив. Недавний пример: приходит ко мне в дом мой бывший ученик, товарищ моего сына, повод--проводы сына в армию. За столом ведется непринужденная беседа, мой бывший ученик обращается ко мне: ТЫ очень хороший учитель... Я привык. А жена, была в шоке. После всего мероприятия, она рыдая, говорила мне: мне 40 лет, и я до сих пор ко всем своим учителям обращаюсь на ВЫ... Я люблю своих учеников, надеюсь, они меня тоже. Но реалии сегодняшнего дня таковы, что цепочка учитель-ученик разбалансирована. И это не вина учителя, а скорее--беда...
avatar
5 elvira8976 • 23:17, 12.12.2010
Согласна, что учеников надо любить, раскрывать способности, улыбаться ему... Но заголовок статье не соответствует
avatar
Что-то про саму компетентность маловато, а больше про познавательный интерес.
avatar
3 веня • 19:41, 12.12.2010
Хорошая статья. Справедливо замечено, что именно учитель делает ребенка личностью, учитель- живой пример для обучающихся.
avatar
2 NINA6390807 • 13:33, 10.12.2010
Очень хорошая позиция. Даже не педагогическая, а человеческая. Ученики очарованы учителем, при объяснении не сводят с него глаз, но это не означает, что они ушли с урока усвоив новый материал. Нельзя, на мой взгляд, сводить компетентность учителя к вопросу о необходимости любить детей. Да и что может удержать учителя в школе - если не любовь к детям.
avatar
1 Салют • 15:22, 09.12.2010
Статья интересная, но есть грамматические ошибки, из-за которых иногда трудно понять текст. И про компетентность ни слова. Заголовок не соответствует статье.