Повышение эффективности образовательного процесса через сочетание современных педагогических и информационных технологий

svetlanchik70@mail.ru

Сочетание этих технологий может существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.


Обсудить статью (уже 29 коммент.)
Опубликовать свой материал
Поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление - педагогические технологии.

Педагогическая технология -
  • Содержательная техника реализации учебного процесса (Беспалько В. П.)
  • Описание процесса достижения планируемых результатов обучения (Волков И. П.)
  • Продуманная во всех деталях модель совместной деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (Монахов В. М.)
  • Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)
  • Система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Селевко Г. К.)

К современным педагогическим технологиям относятся:

  1.       Личностно-ориентированные технологии обучения
    •       Технология педагогических мастерских
    •       Технология обучения как учебного исследования
    •       Технология коллективной мыследеятельности (КМД)
    •       Технология эвристического обучения
    •       Метод проектов
    •       Вероятностное образование (А. Лобок)
    •       Развивающее обучение - РО (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин),
    •       "Школа диалога культур - " ШДК" (В.С. Библер),
    •       Гуманитарно-личностная технология "Школа жизни" (Ш.А. Амонашвили),
    •       Преподавание литературы как искусства и как человекоформирующего предмета (Е.Н. Ильин),
    •       Дизайн-педагогика.
  2.       Предметно-ориентированные технологии обучения
    •       Технология постановки цели
    •       Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина)
    •       Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко
    •       Технология концентрированного обучения
    •       Модульное обучение.
  3.       Информационные технологии.
    •       ИКТ
    •       Технологии дистанционного обучения
  4.       Технологии оценивания  достижений учащихся
    •       Технология "Портфолио"
    •       Безотметочное обучение
    •       Рейтинговые технологии
  5.       Интерактивные технологии
    •       Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
    •       Технология проведения дискуссий
    •       Технология «Дебаты»
    •       Тренинговые технологии

Сейчас чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей, что способствует разработке и внедрению  новых педагогических технологий.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее универсальными являются обучение в сотрудничестве, метод проектов, игровые технологии и дифференцированный подход к обучению.

1. Обучение в сотрудничестве

В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, обучение осуществляется путем общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:

  •     Развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти;
  •     Актуализируются полученные опыт и знания;
  •     Каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе;
  •     Повышается ответственность за результат коллективной работы;
  •     Совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения  материала.

Технология обучения в сотрудничестве в значительной мере может быть реализована при групповой работе с использованием компьютера и других технических средств. Обучающие программы и компьютерные модели, виртуальные лабораторные работы, создание мультимедийных презентаций как нельзя лучше подходят для совместной работы пар или групп учащихся. При этом участники работы могут выполнять как однотипные задания, взаимно контролируя или заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей работы.

При выполнении заданий в парах или группах не требуется одинакового уровня владения техническими средствами, в процессе совместной работы происходит и совершенствование практических навыков более "слабых” в этом отношении учащихся.

Все члены рабочей группы заинтересованы в общем результате, поэтому неизбежно и взаимообучение не только по предмету проекта, но и по вопросам эффективного использования вычислительной техники и соответствующих информационных технологий.

Обучение в сотрудничестве с использованием информационных и коммуникационных технологий не требует непосредственного присутствия участников группы, работа может производиться дистанционно, с передачей материалов и взаимным общением с помощью услуг Интернета. Это также поднимает деятельность отдельных участников группы на качественно новую ступень, позволяя привлечь к совместной деятельности и тех, кто по тем или иным причинам лишен возможности непосредственного участия в работе группы.

2. Дифференцированный подход к обучению

Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию способностей каждого учащегося. Существенно, что применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков.

Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны - во внимание принимается индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области.

Дифференцированный процесс обучения - это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся.

Дифференцированный подход к обучению также может быть реализован с использованием современных информационных технологий и мультимедийных проектов. Учитель формулирует тему проекта с учетом индивидуальных интересов и возможностей ребенка, поощряя его к творческому труду. В этом случае учащийся имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, самостоятельно выбирая форму представления материала, способ и последовательность его изложения.

Компьютерное тестирование, как и любое тестирование, также дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать "работу над ошибками”.

Компьютерное моделирование эксперимента позволяет каждому ученику выполнять задание в удобном для него ритме, по-своему менять условия эксперимента, исследовать процесс независимо от других учащихся. Это также способствует выработке исследовательских навыков, побуждает к творческому поиску закономерностей в каком-либо процессе или явлении.

Обучающие программы предоставляют практически безграничные возможности как учителю, так и ученику, поскольку содержат хорошо организованную информацию. Обилие иллюстраций, анимации и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования, проблемных вопросов и задач дают возможность ученику самостоятельно выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить свои знания.

3. Игровые технологии

Игра является, пожалуй, самым древним приемом обучения. С возникновением человеческого общества появилась и проблема обучения детей жизненно важным и социально значимым приемам и навыкам. С развитием цивилизации игры видоизменяются, меняются многие предметы и социальные сюжеты игр.
В отличие от игры вообще педагогические игры обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся.

При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В обучающих программах изначально реализована идея игры. Звуковое и графическое оформление большинства программ (интерфейс) позволяет ребенку воспринимать их как "игры”. Множество игровых ситуаций и заданий, встречающихся в такой программе делают процесс обучения максимально увлекательным. С большим интересом дети собирают своеобразную мозаику, каждый элемент которой – государство на политической карте мира, под руководством виртуальной учительницы проводят опыты по химии и физике. В программе по английскому языку можно "подслушать” диалог чайной посуды в буфете, потренироваться в произношении новых слов.

Обучающие программы предоставляют и возможности компьютерного моделирования опытов и экспериментов в игровой форме. Можно самому сконструировать атом, можно увидеть, как возникает невесомость в движущемся лифте, как движется броуновская частица. На глазах ребенка происходит процесс диффузии, из семени развивается растение, развивается промышленность и инфраструктура города и т.д. К тому же, если что-то не получилось, можно повторить все сначала. Интересно, например, собирать электрическую цепь, выбирая из виртуальных ящичков необходимые элементы. И если лампочка "перегорела” - можно вбросить ее в "мусорное ведро” (тоже виртуальное) и взять другую, с иными характеристиками.

Тестирование с помощью компьютера также гораздо более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест. Во-первых, ученик не связан напрямую с учителем, он общается в первую очередь с машиной. Во-вторых, тесты также могут быть представлены в игровой форме. При неправильном ответе в ряде школьник может услышать смешной звук или увидеть неодобрительное покачивание головы какого-нибудь забавного героя. А если тест успешно пройден – ученику вручат виртуальный лавровый венок, в его честь зазвучат фанфары и в небе вспыхнет салют. Естественно, что такое тестирование не вызовет у ученика стресса или отрицательных эмоций.

4. Метод проектов

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале XX века. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.

Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

Метод проектов полностью реализуется в мультимедийных презентациях и других компьютерных проектах. Как уже упоминалось выше, подобные проекты могут быть выполнены с помощью информационных технологий (здесь, кстати, неоценимую помощь может предоставить Интернет). Быстрый доступ к разнообразной информации, использование всех мультимедийных возможностей позволяют реализовать самые смелые и неожиданные идеи. Если же ученик владеет не только основными средствами работы с информацией, но и более сложными программами, то в этом случае возможно создание поистине уникальных проектов.

Большие возможности для использования метода проектов предоставляет и компьютерное моделирование. Здесь речь уже идет о том, что разработка компьютерной модели того или иного процесса или явления уже сама по себе является видом проективной деятельности. Если учащийся владеет приемами программирования, то в этом случае он имеет возможность глубоко проникнуть не только в самую суть явления, но и в его математическую модель, которую затем необходимо воплотить в зрительный образ. В моей практике имеются примеры разработки таких проектов – моделирование диффузии, движения броуновской частицы, баллистического движения. Один из учеников создал самостоятельно цикл виртуальных лабораторных работ по курсу физики 8 класса.

Работа над проектом побуждает ученика не только к глубокому изучения какой-либо темы курса, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий. Несомненно, что здесь решаются многие задачи личностно ориентированного обучения.

Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

Пашабекова Светлана Анатольевна
МБОУ "СОШ 43" г. Норильск
учитель информатики и ИКТ



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
29 Имя * • 18:20, 01.09.2011
Очень актуально, всем нужный материал.
avatar
28 Миклухо • 11:58, 11.08.2011
"Все члены рабочей группы заинтересованы в общем результате, поэтому "
31 копия в Гугле.
avatar
27 malida • 16:34, 15.06.2011
Очень напоминает книгу В. Кукушина "Пед.технологии", тем не менее,очень актуально.
avatar
26 Андерграунд • 14:35, 13.05.2011
Материал просто замечательный!
avatar
25 муза72 • 18:50, 06.04.2011
Очень полезная статья. Спасибо.
avatar
24 vikenia • 22:23, 29.03.2011
Статья помогла, спасибо.
avatar
23 елена-42 • 17:28, 13.03.2011
вполне согласна с тем, что современные технологии помогают и педагогу в работе и учащимся в освоении материала. Но любое введение должно быть к месту и главное не переборщить.
avatar
22 Марчи • 19:29, 10.03.2011
Спасибо за статью. Материал актуальный, обезательно использую в своей работе.
avatar
21 стрелец2040 • 14:04, 27.02.2011
Материал актуален. Использую на ближайшем ШМО. Спасибо большое
avatar
20 natashik_75 • 21:32, 24.02.2011
Спасибо за интересный материал. Понравилась системность и краткость. Действительно,пригодится для выступлений на МО.
avatar
19 Бежта • 23:44, 18.02.2011
Мне очень понравился материал.В своей работе буду использовать. Спасибо
avatar
18 annaalex • 18:42, 17.02.2011
Спасибо за материал.
avatar
17 циркус • 17:56, 17.02.2011
Спасибо за материал
avatar
16 Весна6426 • 04:44, 16.02.2011
Как здорово, что Вы все объединили в одно целое, т.к. каждый из нас в той или иной мере использует в работе все данные технологии. Но теперь сложилась единая картина. Спасибо.
avatar
15 Nat_ychitel • 21:38, 14.02.2011
Мне материал понравился. А что касается использования новых технологий, то у каждой технологии есть плюсы и минусы. При выборе нужно учитывать многие факторы (объективные и субъективные).Тогда и эффективность работы будет выше.
avatar
14 smart • 10:31, 13.02.2011
Кратко, лаконично и содержательно. Можно использовать на выступлении на МО. Большое спасибо! Я, например, очень часто использую компьютерные тесты на уроках, и детям интересно и для учителя разнообразие в работе.
avatar
13 ТатьянаЛевина • 15:39, 12.02.2011
спасибо за материал.
avatar
12 Васюша • 15:04, 10.02.2011
Спасибо за информационный материал, пригодиться в работе.
avatar
11 ingri • 21:33, 03.02.2011
Собственно, просто некая классификация, причем, не бесспорная. А куда делись КСО, например. Впрочем, кому-то работа может быть полезна. Однако куда полезнее практическая реализации одной какой-либо технологии и, что еще лучше, показ техник разных технологий на реальном уроке.

Но самый большой минус статьи - отсутствие конкретного примера сочетания пед. и IT технологий.
Кроме того, крайне полезно было бы обсудить ДОСТАТОЧНЫЕ основания обращения к средствам IT и эффективность их применения в рамках тех или иных учебных действий.

avatar
10 птичка • 08:23, 03.02.2011
Мне очень понравился материал.Спасибо. В своей работе я очень активно использую метод проектов, считаю его одним из лучших.
avatar
9 shnuro4ek • 14:50, 02.02.2011
1120
avatar
8 Лес-Ник • 23:38, 28.01.2011
Уважаемая l@l@, простите меня ради Бога. Я ни в коей мере не хотел давать Вам никаких советов и мои слова обращены не к Вам. Это я, может, не совсем корректно, обратился ко всей нашей педагогической братии. Так что уж извините меня, пожалуйста.
avatar
7 talipusik • 19:01, 28.01.2011
Всё это замечательно, самое главое, не переборщить... Как говорится, всё должно быть в меру, тогда компьютер никогда не заменит живого общения...
avatar
6 l@l@ • 00:07, 28.01.2011
Да, знаете, и не ленюсь - изучаю новые технологии и использую в работе. Потому и неясно: чем данная статья помогает их внедрять. А если серьёзно, то некоторые выводы представляются спорными. Это я по поводу привлекательности компьютерных тестов. Время сэкономить они позволяют, от проверки работ учителя освобождают, создают впечатление бОльшей объективности. Но стОит ли так радоваться тому, что ребёнок общение с машиной предпочитает общению с живым человеком - учителем? Люди в современных условиях и так достаточно разобщены. А социализация школьника является одной из важнейших задач. Не сочтите за отсталость, но мне кажется, что одобрительное слово учителя или даже взгляд знАчат не меньше, чем мигание лампочки.
avatar
5 Лес-Ник • 23:36, 27.01.2011
Напротив, цель-то как раз и ясна, да и работа содержательна и актуальна. Главное, как говорит молодежь, "не тормози", не ленись, внедряй ИКТ в повседневную практику и все будет ОК.
avatar
4 l@l@ • 18:01, 27.01.2011
Что-то я конкретики не рассмотрела. Общие слова. Классификация одна, подробности другие. Не очень ясна цель такой статьи.
avatar
3 Svetlana22 • 15:56, 27.01.2011
Замечательная работа: конкретная, содержательная. Большое спасибо!
avatar
2 Олья • 13:23, 27.01.2011
Спасибо, актуальная и нужная статья.
avatar
1 ира2 • 19:46, 26.01.2011
Спасибо за материал, пригодился в работе