Социально-экономические и и культурные основы семьи глазами детей


Какой образ семьи сложился у сегодняшних детей - детей третьего тысячелетия? Исследование было направлено на выявление функций семьи, которые выделяют младшие школьники. Использовалась прожективная методика неоконченных предложений. Целью исследования было выявить и определить основные функции семьи, выделяемые младшими школьниками.


Обсудить статью (уже 2 коммент.)
Опубликовать свой материал
Гарченко Марина Николаевна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 100 Кировского района
г. Волгограда

Какой образ семьи сложился у сегодняшних детей - детей третьего тысячелетия? Исследование было направлено на выявление функций семьи, которые выделяют младшие школьники. Использовалась прожективная методика неоконченных предложений. Целью исследования было выявить и определить основные функции семьи, выделяемые младшими школьниками. Объектом исследования выступили младшие школьники вторых классов МОУ СОШ № 100 Кировского района г. Волгограда (36 человек: 19 мальчиков и 17 девочек). Предмет данного исследования – функции, реализуемые семьей, в представлении младших школьников. Данные проведенного исследования не являются репрезентативными, однако позволяют выделить основные функции, выполняемые семьей с точки зрения младших школьников, а также описать семью на микроуровне как малую социальную группу.

Что же такое семья для младших школьников. Семья определяется через перечисление всех членов: «Семья – это когда есть мама, папа, сестра, брат, бабушки, дедушки, собака и кошка, попугай, хомяк», «это мама и папа, и я, дедушка, все родные люди»., «это мои любимые люди». Иногда сюда добавляется и место, где живет семья: «Это мама, папа и я, дом и Муся», «это родное место, без дома нет жизни». В ряде ответов встречаются такие характеристики семьи как: «радость, любовь», «это любовь и самая любимая моя семья», «для меня это любимые», «родина моя», «это счастье вместе», «это радость, хорошо», «дружба», «это любимая, дружная, лучшая». Гендерных отличий в общем восприятии семьи младшими школьниками через ответ на открытый вопрос (неоконченное предложение) «Что такое семья? Это…» не прослеживается.

Что касается необходимых условий, при которых появляется семья с точки зрения младших школьников, их можно определить, проанализировав ответы на неоконченное предложение «Семья появляется, когда…».
Среди необходимых условий возникновения семьи, выделяемых детьми, на первом месте любовь: «когда друг друга любят», «два любящих человека любят друг друга», «ты любишь», «когда люди вместе», «когда люди живут и любят», «от любви», «когда любимые собираются вместе», «когда любимые вместе», «когда никто не расстается», «уважают друг друга» и т.п.

Среди ответов встречаются и такие, которые связывают появление семьи с рождением ребенка: «Когда в доме ребенок», «когда рождаются дети», «полюбят друг друга, родили ребенка», «ребенок есть», «рождаются люди» и т.п.

Встречаются ответы, связывающие появление семьи с формальными причинам, с каким-то событием: «когда люди женятся», «когда идет свадьба и рождаются дети», «осенью» (что, видимо, связано с традицией устраивать свадьбы осенью), «когда на небе знак», «есть рядом боженька» и др. Из ответов детей видно, что такие функции семьи как репродуктивная, интегративная, функция общения активно выделяются младшими школьниками. Гендерные различия в ответе на этот вопрос также не проявляются.

Интересны данные, полученные при ответе на вопрос, касающийся предназначения семьи (Семья нужна, чтобы… (Для чего нужна семья?).

Подавляющее большинство ответов сосредоточено вокруг эмоционального поля ребенка, где на первом месте опять любовь, счастье, дружба: «любить», «чтобы ее (семью) любить», «для любви», «любить друг друга», «мы все любили, чтобы я всех любила», «все всегда были рады», «для радости», «для жизни, для счастья», «счастливы были», «было хорошо». Мы видим, что функции семьи как эмоционально-психологического стабилизатора и духовного общения весьма актуальны для детей этого возраста.

Необходимость в семье воспринимается детьми как неотъемлемая часть существования человека. С точки зрения детей семья нужна, чтобы: «Жить, есть, играть и делать уроки», «чтобы жить», «для жизни, для счастья», «чтобы жить вместе», «дружно жить» и т.п. Прослеживается и репродуктивная функция семьи. Так, многие дети отмечают, что семья нужна, чтобы «в ней был ребенок», «в ней были дети», «у них были дети» и т.п.

Наиболее значимыми для младших школьников являются две сферы – учеба и игра. Это определяет содержание их общения с окружающими, в том числе с членами семьи. Анализ ответов на неоконченное предложение «Семья помогает мне...» показал, что помощь семьи воспринимается через конкретные и насущные для младших школьников действия - семья, в первую очередь в лице мамы, помогает делать уроки, одеваться. Так, распространенными были ответы: «Делать уроки», «делать домашнее задание», «мне мама помогает делать уроки», «со всеми сложными заданиями», «по урокам, по письму», «учиться и помогает во всем», «в учебе, в жизни», «делать уроки, мыть посуду, убираться в доме», «убираться в комнате, одеваться, собираться», «дела делать»,  «чтобы я росла и училась», «семья помогает во всем». Только два ответа были не о конкретной помощи: «семья помогает не скучать» и «любить». Гендерные особенности в ответах детей не проявляются.

Досуговая, рекреационная, воспитательная, функция духовного общения, коммуникативная, функция эмоционально-психологического стабилизатора прослеживаются при ответе на неоконченное предложение «Мы всей семьей всегда...». Среди наиболее часто встречаемых ответов: «едим, спим, ходим по магазинам», «летом на море», «ходим в лес», «ходим в парк», «едем на дачу», «играем», «играем с кошкой», «едем на машине и гуляем в парке», «ездим на шашлык или в парк»,  «смотрим телевизор», «мы все всегда вместе», «ходим в кино», «ходим на карусели», «ходим в гости», «любим друг друга».

На устный вопрос о том, обязательно ли в семье должен быть ребенок, 9 детей ответили, что наличие ребенка в семье не обязательно, семья может существовать и без ребенка. А вот на вопрос «Зачем в семье нужен ребенок?» были получены следующие ответы: «для счастья», «для любви», «для радости», «чтобы было много счастья», «чтобы дружно жить».

Вопрос не выявил гендерные различия, однако мы видим, что как для мальчиков, так и для девочек характерна эгоцентрическая позиция. Они уверены, что семья должна: «любить его (ребенка)», «любить детей», «любоваться», «чтобы его растили и любили».

В некоторых ответах встречается позиция, когда ребенок сам должен что-либо делать в семье, выполнять какие-то функции: «чтобы помогал», «чтобы хорошим был», «чтобы он учился», «ходить в школу», «чтобы из него вырос человек», «чтобы он вырос и стал высоким» и даже для того, чтобы «любить брата».
Только три человека считают, что ребенок – необходимая часть семьи, без которой ее просто нет: «чтобы была семья», «чтобы она стала больше». Репродуктивная функция семьи прослеживается в ответах: «чтобы продолжился род», «чтобы было потомство».

Ответы на неоконченное предложение «Я хочу, чтобы моя семья…» показали, что дети ожидают от семьи, от общения с ее членами, что желают им и себе: «была радостной», «была счастливой», «была здорова», «была дружная», «была богатой», «чтобы моя семья радовалась», «жила», «была вместе», «чтобы не ссорились». Часть ответов опять показывают эгоцентрическую позицию детей этого возраста: «со мной играла и делала уроки», «меня любила», «чтобы меня уважали» и даже чтобы «мама  никогда не уходила на работу».
Гендерные различия были выявлены при анализе ответов на предложение «Мама в семье нужна, чтобы…». Гендерные различия представляют интерес в настоящее время в связи с трансформацией традиционных взглядов на роли мужчин и женщин в семье и обществе.

Из 36 опрошенных детей 12 указали на стереотипные женские обязанности «убирать, стирать, готовить». Причем девочек, которые придерживаются этой позиции, чуть больше (так считают 7 девочек, 5 мальчиков). Интересна такая гендерная особенность: многие мальчики считают, что мама в семье нужна, чтобы ее любить, а девочки – чтобы мама любила их. Среди ответов мальчиков: «любить ее (маму)», «чтобы мы любили ее», «чтобы жить вместе». Ответы девочек: «любить», «любить меня», «для ласки».

Таким образом, ясно прослеживается активная позиция мальчиков: они сами готовы любить, заботиться о маме, хотя многие согласны, что мама, в свою очередь, нужна, чтобы заботиться о них, исполняя свои традиционные, веками заложенные обязанности (на маме лежит исполнение хозяйственно-бытовой функции по оказанию услуг членам семьи в сферах, отнесенных массовым гендерным сознанием к традиционно женским).

Подводя итог, отмечу, что детям младшего школьного возраста очень важна эмоциональная составляющая семейной жизни, поэтому функции семьи как эмоционально-психологического стабилизатора, коммуникативная и функция духовного общения для них одни из наиболее важных в этот период. Сфера игры и учебы для младших школьников является основной, поэтому общение с членами семьи, ее помощь воспринимается через актуальные для детей потребности – помощь в приготовлении уроков, игра, проведение досуга. Гендерные особенности в отношении детей к семье, ее сущности, функциям четко не проявляются. Видны гендерные различия в отношении мальчиков и девочек к роли матери в семье.
____

 

Когда родители любят детей, они часто стараются купить им самые лучшие вещи: развивающие игрушки, детские машины, хорошую одежду, но не менее часто в суете своих забот родители забывают, что самое главное для детей - это не наличие подарков и их дороговизна, но любовь, внимание, нежность и забота.

 

 


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
2 Klassenlehrerin • 18:32, 29.05.2011
Марина Николаевна! Ваша статья ещё раз подтверждает,что полноценное воспитание возможно только в семье.Не хочу никого обидеть,но дети из полной семьи очень отличаются от детей,не знающих.что такое семья. Рекомендую использовать этот материал для проведения родительских собраний.
avatar
1 shnuro4ek • 11:46, 28.04.2011
1797