Организация проектной деятельности учащихся


Современный образовательный процесс невозможно представить без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе. Проектная деятельность относится к разряду инновационной и имеет широкую область применения во всех сферах системы образования.


Обсудить статью (уже 12 коммент.)
Опубликовать свой материал
Современный образовательный процесс невозможно представить без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе.

Проектная деятельность относится к разряду инновационной и имеет широкую область применения во всех сферах системы образования.

Метод проекта – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. В основе методов проекта лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. (1)

Учебный проект – это форма работы, ориентированная на изучение какой-либо законченной темы или учебного раздела и составляет часть учебного курса или нескольких курсов.

Цели работы:
  • формирование интереса к знаниям, расширение общенаучного кругозора учащихся,
  • развитие интеллектуальной функции (вспомнить, узнать новое, освоить работу
  • с программами, получить навыки работы над проектом),
  • развитие креативного, творческого мышления, воображения,
  • развитие воли (умения довести поставленную перед собой задачу до конца),
  • развитие позитивной «Я – концепции» (я знаю, я умею, я могу… - чувство собственного достоинства),
  • развитие эмоциональной сферы (развитие положительных эмоций: радость, сочувствие, сопереживание),
  • развитие сотрудничества, умения работать в команде (взаимопомощь, взаимообучение).

Уже в течение нескольких лет мы используем метод проектов при изучении различных тем курса. Заканчивая изучение темы «Текстовый процессор Word», учащиеся выполняют итоговую работу. Изучив технологию работы в Ms Power Point, дети создают индивидуальные презентации по выбранной теме. Ознакомившись с основами создания Web-сайтов в среде Ms Front Page, ученики делают собственные странички.  В качестве итоговой работы выпускники выполняют мультимедийные проекты.

Примерные темы для компьютерных проектов:

  1.  Обучающий проект, презентация, Web-сайт по темам курса информатики.
  2.  Обучающий проект, презентация, Web-сайт по различным школьным предметам (литература, история, биология и т.д.)
  3.  Проект  о школе или своем классе
  4.  Мой город, мой район.
  5.  Спорт, искусство
  6.  Новости науки
  7.  Необычные праздники
  8.  Веселая фразеология
  9.  А вы знаете, что…?
  10.  Необычные архитектурные сооружения и т.д.

Рассмотрим методику проектной деятельности на примере создания школьных Web-сайтов
и мультимедийных проектов.

Мультимедийный проект – интерактивная компьютерная разработка, в состав которой могут входить музыкальное сопровождение, видеоклипы, анимация, галереи картин и слайдов, различные базы данных и т.д. (2)

Проекты разрабатываются как в индивидуальной, так и в  групповой формах под руководством учителя-информатики, а по мере необходимости привлекаются учителя-предметники.
         
Проектная работа включает в себя следующие этапы:

  1.  этап моделирования (сбор информации, разработку информационной структуры, наполнение структуры данными, выбор способа обработки информации и разработку модели представленных результатов),
  2.  реализации  (реализация модели в электронной и материальной средах),
  3.  практического применения (практическое применение полученных результатов заключается в проведении уроков-конференций, докладов на школьных конференциях, использовании результатов проектирования на уроке, в клубной деятельности и т.д.).

Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Разработка мультимедийного проекта в учебных целях выполняется на базе приложений Microsoft Office, для подготовки материалов используются дополнительные программные продукты (Photo Editor, Adobe PhotoShop, Звукозапись и др.). Часто мультимедийный проект содержит базу данных, выполненную на базе приложения Microsoft Access. Демонстрация проекта осуществляется при помощи программы Microsoft Power Point.

Материал, включаемый в проект, может быть представлен рисунками,  аудио, видеозаписями, текстами т.д. Это принципиально разные виды информации. Для работы с ними существуют свои программные среды. Поэтому в процессе работы ученик работает с целым комплексом программ, часто не входящим в школьную программу.
   
Проект разрабатывается  в течение серии занятий. Работа разбивается на несколько этапов:

I. Постановка проблемы, выбор темы, подбор материала, ознакомление учащихся  с требованиями к выполнению проекта и требованиями к защите проекта.
Ребятам предлагается ряд разнообразных тем для проекта (в том числе и свободная тема, которая предварительно согласовывается  с учителем информатики). Выдвигаются требования к выполнению и защите проекта.

II. Анализ объектов. На этом этапе рассматривается, из каких объектов может состоять проект, как они будут связаны друг с другом.

III. Разработка сценария и синтез объектов. На этом этапе необходимо предусмотреть последовательность работы с продуктом, возможность изменения хода работы (управляющие кнопки) и выход из него (завершение работы). В сценарий закладывается звуковое сопровождение, причем оно не должно утомлять и мешать работе.

IV. Выбор формы представления информации.
Определение программных продуктов для реализации проекта. Их 2 вида:

  1.  для подготовки и обработки материалов
  2.  для создания мультимедийного проекта непосредственно.   

V. Синтез компьютерной модели объекта.
Реализация мультимедийного проекта на персональном проекте включает 2 этапа:

  1.  Подготовка материала для работы.
  2.  Создание мультимедийного проекта.

VI. Подведение итогов. Работа с мультимедийным проектом. Учащиеся с интересом смотрят работы других и оценивают их. В ходе таких просмотров у участников происходит рефлексия относительно своего проекта.

Web-сайт – совокупность web-страниц, посвященных одной теме и связанных между собой ссылками.
Подготовительная работа: задание для индивидуальных проектов объявляется заранее, за 2-3 недели до начала работы над проектом, для того, чтобы ученики могли оценить свои возможности и доступные им информационные ресурсы. На этом этапе учитель помогает сформулировать тему работы, рекомендует источники информации. Требования к проекту и критерии оценки также объявляются до начала работы над проектом.

Этапы создания Web-сайтов

  1.  Выбор темы (из предложенных учителем направлений или собственные предпочтения). Создание рабочей группы, распределение обязанностей.
  2.  Анализ содержания и будущей структуры сайта. Сбор информации: тексты, образцы фона, иллюстрации из различных источников (сканирование, Интернет и т. д.) Структурирование материалов.
  3.  Создание эскиза страницы. Оформление – это первое, на что обращают внимание посетители сайта. Но на этом этапе достаточно сделать черновой вариант на листе бумаги.
  4.  Этап реализации проекта. Создание шаблона страницы на основе эскиза. В шаблон вносятся общие для всех страниц элементы (фон, панель навигации, меню, заголовок, логотип и т. д.)
  5.  Наполнение сайта информацией. На этом самом продолжительном этапе в работе над проектом ученики набирают текст, вставляют изображения. Параллельно идет подготовка графики для страниц (обработка фотографий, создание художественных заголовков, кнопок, анимации).
  6.  Создание гиперссылок, панели навигации.
  7.  Тестирование и отладка локальной версии сайта. Проверка ссылок.
  8.  Защите проекта. Обоснование выбора темы, обзор технологий, обсуждение. Анализ работ, подведение итогов.

О роли педагога в процессе работы.
Педагог в  ходе всей подготовки проекта выполняет роль коллеги, организатора  деятельности, консультанта. Реализация метода проектов и исследовательского метода ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Он направляет разные виды деятельности учащихся. (Нередко при этом учитель сам пополняет свои знания).

Проекты – очень хорошая практика для повышения эффективности образовательного процесса. Работа над  проектом требует как от детей, так и от учителя много времени и сил, но при правильном управлении учителем процессом работы детей проектная методика способствует усвоению прочных знаний по предмету.

(1) Полат Е.С. "Новые педагогические и информационные  технологии в системе образования", М., "Академия”, 2000.
(2) Макарова Н.В. Информатика 10-11. СПб, изд. «Питер», 1999 г.

Литература:
1. Полат Е.С. "Метод проектов".  http://iteach.ru - Сайт «Intel Обучение для будущего».
2. Сергеев И.C.  Как организовать проектную деятельность в школе. Москва, АРКТИ, 2003
3. Практическая работа по теме «Разработка учебного проекта». Автор – старший научный работник лаборатории дистанционного обучения ИОСО РАО к.п. н Бухаркина М.Ю. М., 2003.
4. Журнал «Информатика и образование», № 5, 2007

Курбанова Ирина Борисовна,
учитель информатики ГОУ СОШ № 594 г. Санкт-Петербурга;
Хайми Наталия Ивановна,
учитель информатики ГОУ СОШ № 594 г. Санкт-Петербурга



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
12 ninakuropata • 13:53, 09.11.2015
Спасибо!
avatar
11 Evgeny • 18:35, 10.09.2011
Свидетельство №104/2011
avatar
10 Evgeny • 18:31, 10.09.2011
Свидетельство №103/2011
avatar
9 CatherineN • 12:16, 23.08.2011
Большое спасибо за статью! На своих уроках английского я часто использую проектную методику и успела убедиться в ее эффективности. Здорово, когда ребята с воодушевлением берутся за работу в группах. Несомненно, метод проектов повышает у детей интерес к предмету и учит их работать в команде.
avatar
8 Ckorpions • 23:53, 09.08.2011
Спасибо! Очень интересно!
avatar
7 Плотникова5553 • 23:00, 08.08.2011
Проектной деятельностью занимаюсь несколько лет. Дает замечательные результаты в формировании познавательной активности детей. Спасибо за статью, приятно видеть единомышленников
avatar
6 lama171 • 08:46, 07.08.2011
спасибо!
avatar
5 MilaBinom • 16:30, 22.06.2011
Очень актуальная тема!Профессиональная подача материала!
Желаю успехов в Вашей проектной деятельности!
avatar
4 moon0632 • 15:44, 15.06.2011
Актуальность данного вида деятельности неоспорима, так как дает отличные результаты самообразования. Попробую использовать этот метод чаще.
avatar
3 аналитик0491 • 13:48, 15.06.2011
Расширила знания по методике учебных проектов. очень полезная информация о создании школьных сайтов и мультимедийных проектах. хочется добавить к выше сказанному высказывания великих людей.
А. Сухомлинский:
«Проблема творчества – один из участков педагогической целины
Н. Чернышевский:
«Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова»
avatar
2 Didarova • 20:35, 26.05.2011
По организации проектной деятельности учащихся мы с вами единомышленники. По поводу организации рабочей группы под руководством учителя, скажу что возможна альтернатива. Прекрасную работу, на тему "Чудеса СВЕТА" в программе Front Page, создал ученик работая индивидуально, но это исключение. Всё упирается в творческие способности учащегося.
avatar
1 abpbrfvfn • 17:11, 26.05.2011
Понравились приведенные примеры проектных работ. Очень полезная информация, спасибо. Надо бы тоже применять проектную деятельность по своему предмету...