Вносите систему в свою работу


Если в вашей учительской работе постепенно, но неукоснительно чётко вырисовывается система, то и ваши ученики будут более организованными и успешными, а результаты вашей работы и их учёбы будут значительно качественнее и выше. Вместо того, чтобы постоянно делать учащимся замечания и одёргивать их, надоедая ребятам многословными объяснениями всевозможных правил, создайте систему в своей работе. А, вернее сказать, упорно создавайте и создавайте её постоянно.


Обсудить статью (уже 9 коммент.)
Опубликовать свой материал
Если в вашей учительской работе постепенно, но неукоснительно чётко вырисовывается система, то и ваши ученики будут более организованными и успешными, а результаты вашей работы и их учёбы будут значительно качественнее и выше. Вместо того, чтобы постоянно делать учащимся замечания и одёргивать их, надоедая ребятам многословными объяснениями всевозможных правил, создайте систему в своей работе. А, вернее сказать, упорно создавайте и создавайте её постоянно.

Если ваши ученики знают, что по пятницам у них всегда проходит урок домашнего чтения, то вам не придётся десять раз напоминать им принести в класс книги по домашнему чтению. И чем чётче систему работы вы создадите, тем меньше учеников на вашем уроке домашнего чтения будут сидеть без книг.

Когда же мы, сами учителя, запутываем  наших учеников – в эту пятницу у нас есть домашнее чтение, в следующую пятницу его не будет, а в после следующую «там посмотрим» - то и нам, самим учителям, от этого хаоса и полной бессистемности нашей собственной работы преподавать, а тем более, научить учеников хоть чему-нибудь, становится всё сложнее и сложнее. Уверяю вас, от бессистемности, спонтанности и нечёткости своего учительского труда вы будете страшно уставать сами и задёргаете своих учеников. От запутанности, нестройности и непредсказуемости вашей работы как учителя результаты детского учебного труда будут неукоснительно снижаться. Эффективность учения в вашем классе на ваших уроках и ваша удовлетворённость собственным трудом будут крайне низкими. А дело всё в системе или бессистемности труда учителя.

Возьмём в качестве примера работу учителя с ученическими тетрадями. Учителя - практики знают, сколько времени, сил и нервов отнимает у нас эта работа. Попробуйте заставить наших учеников вести аккуратно в течение всего учебного года, или хотя бы одной учебной четверти, тетради по своему предмету, да ещё несколько разных: рабочая тетрадь, тетрадь для конспектов, тетрадь для тестов и контрольных работ и т.д. Если мы, учителя, не создали в своей учебной аудитории чёткий рабочий режим, совершенно определённую учебной программой и нами самими систему работы с ученическими тетрадями, то, будьте уверены, у основной массы наших учеников тетрадей этих не будет вовсе, даже если при этом мы будем им постоянно говорить о необходимости наличия рабочей тетради ученика в классе.

Разработайте свои (хотя, почему свои, вполне можно скооперироваться со своими коллегами в этом вопросе) простые и чёткие правила и неукоснительно следуйте им. Например, правила работы с ученическими тетрадями:

 

•    Два-три раза в неделю учитель берёт ученические рабочие тетради на проверку.
•    Если в тетради ученика не сделана работа над ошибками предыдущего письменного задания, то последующая работа, пусть и аккуратно выполненная учеником, учителем не проверяется, а автоматически выставляется неудовлетворительная оценка.
•    Раз в месяц учитель выставляет оценку за ведение рабочей тетради, которая идёт в журнал.
•    Раз в полугодие завуч школы проверяет ученические тетради и ставит свои оценки за их ведения. Эти оценки также переносятся учителем в журнал.
•    На последнем родительском собрании четверти учитель раздаёт ученические тетради с выставленными там оценками за их ведение, пометками и своими замечаниями родителям учащихся.
•    Информация о перечне тетрадей, которые должны вести ученики по вашему предмету, вывешена на стенде в кабинете. Например: две тонкие рабочие тетради в линейку; одна общая толстая тетрадь (в любую разлиновку) для конспектов и лекций по грамматике; одна общая толстая тетрадь по домашнему чтению; одна тонкая тетрадь с линейку для тестов и контрольных работ, которая хранится в учебном кабинете; толстая тетрадь по подготовке к экзаменам.
•    За все тетради раз в полугодие ученики получают оценки за их ведение, выставляемые в журнал.
•    На итоговые зачёты в конце четверти ученик должен приходить с общей тетрадью, содержащей все конспекты и лекции по изученным темам.

Уважаемые коллеги, не накапливайте горы непроверенных ученических тетрадей. Лучше их проверять в системе, ведь, кроме вас, их всё равно проверять больше некому. Не можете постоянно проверять тетради своих учеников, не хватает на это ни времени, ни сил? А почему учащиеся должны постоянно выполнять задаваемые им вами задания? У них что, время и силы безграничны? Чувствуете, что зашиваетесь с проверкой ученических тетрадей, задайте больше устных заданий, чем письменных. В крайнем случае, устройте прямо на уроке самопроверки тетрадей самими учащимися.

Разумеется, у каждого учителя будет свой перечень необходимых для учеников тетрадей по его предмету. И у каждого будут свои правила работы с ученическими тетрадями.  Даже не так важно, какие именно правила вы завёдете. Важно, чтобы вы заведённым правилам неукоснительно следовали, и чтобы из этих простых правил вырисовывалась чёткая, логичная, стройная  и хорошо продуманная система учения в вашем классе по вашему предмету.

Если же у вас нет правил работы с ученическими тетрадями и система вашего учительского труда не складывается и не получается, то не ждите от своих учеников хороших результатов учёбы и не требуйте с них никаких тетрадей вообще. Толковых тетрадей, по которым можно было бы действительно учиться, у них не будет, потому что мы, взрослые, оказались бестолковыми и не сумели разумно и чётко организовать эту работу с детьми, не смогли ясно и понятно их этому научить. Так что ж мы хотим с детей? Нам наши ученики ответят тем же хаосом, той же бессистемностью и путаницей: то принёс в класс рабочую тетрадь, то не принёс; то сделал работу над ошибками, то забыл; то сдал тетрадь на проверку, то не сдал.

Это был лишь пример с ученическими тетрадями. А чёткая и понятная детям система должна прослеживаться в нашей учительской работе во всём: в проведении письменных контрольных и тестов, в организации внеклассных мероприятий, в нашей работе с родителями учащихся, в проведении устных зачётов, в пересдачах учащимися плохих оценок, в нашей подаче нового учебного материла, в его закреплении, повторении и отработке и т.д. Кстати сказать, было бы совсем замечательно, если бы мы, учителя, привлекали к созданию и разработке системы нашей школьной работы самих учащихся, а также их родителей. Мы вполне могли бы обсуждать и принимать с учениками нашими правила, которые потом предстоит неукоснительно соблюдать и им, и нам. Почему мы боимся привлекать ребят к этому процессу школьного законотворчества?

Пока же у нас с вами, уважаемые коллеги, нет стройной системы и чёткой продуманности в нашем учительском труде, мы будем страшно уставать от этой бессистемности, бестолковости и неразберихи, а ученики наши, увы, будут показывать низкие результаты.
 

Об авторе: 
педагог, преподаватель английского языка, г. самара,
а также автор 4 книг и 70 статей
по вопросам образования и воспитания



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
9 Helena_B • 16:02, 15.02.2012
Алина Сергеевна! Подписываюсь под каждым Вашим словом. Вопрос научной организации труда мне интересен. Хотелось бы узнать Ваше мнение на мою статью "Организация труда школьника как универсальное учебное действие". Спасибо. Елена Григорьевна.
avatar
8 мираж62 • 21:38, 17.01.2012
О какой системе в нашей школе мы говорим, вообще, если даже занятия во вторую смену у нас каждый день начинаются в разное время!!! Дети настолько устают от этой путаницы!
avatar
7 БаулоЕМ • 15:00, 09.10.2011
Система - это не только ведение тетрадей (оно как раз входит в понятие "единый орфографический режим"). А вообще статья полезная. Каждый для себя что-то возьмет или от чего-то откажется - тоже результат! :))
avatar
6 alsergast • 14:01, 09.10.2011
Система - это хорошо в любом деле, и тетради по предметам - тоже, но вот предложения по ведению звучат интересно. В основном - с точки зрения реализации.
1. Тетради на проверку нужно брать не 2-3 раза, а столько, сколько требует специфика предмета и класс (например, в началке тетради по основным предметам проверяются каждый день).
2. Ставить неуд. оценку даже за хорошую работу только потому, что не выполнена предыдущая работа над ошибками - это, мягко говоря, непрофессионально и неэтично.
3. Оценка "за ведение рабочей тетради, которая идёт в журнал"... Вводится новый предмет - ведение тетрадей?
4. "На итоговые зачёты в конце четверти ученик должен приходить с общей тетрадью, содержащей все конспекты и лекции по изученным темам" - не про школу это сказано, нет никаких официальных оснований.
Знаком ли автор с работой в школе?
avatar
5 traveller6131 • 20:49, 08.10.2011
Прежде всего хочу поблагодарить автора статьи за актуальность темы! А теперь разрешите высказать свою точку зрения. Соглашаясь о необходимости наличия системы обучения у каждого педагога, поддерживаю мнение уважаемого коллеги artem2008118, что дети путаются от разных порядков и правил разных учителей. Все равно, рано или поздно надо выстраивать всем учителям общие требования к организации учебного процесса. Думаю это сделать вполне реально. Надо только захотеть. И чем раньше мы наведем порядок в этой области, тем лучше.
avatar
2 artem2008118 • 10:46, 07.10.2011
Занятно... НО! Система выстаивается каждым учителем, и ученики просто погрязнут в этих системах, чем старше классы тем больше предметов, а следовательно учителей с их системами. А к универсалии мы, наверное, никогда не придем...
avatar
Ну а если еще у каждого учителя нет системы?
avatar
4 artem2008118 • 14:28, 07.10.2011
Мы снова должны искать золотую середину...Или же, что более продуктивно, но вместе с этим и болезненно, действовать по прямому указанию. Это ведет к полной унификации образовательных систем...
avatar
Алина Сергеевна, большое спасибо за публикацию. Вы совершенно правы: мы. учителя, порой сами создаем себе трудности и проблемы своей неорганизованностью, хотя многое, очень многое в своей работе и загруженности можем исправить сами.