«Сеять разумное, доброе, вечное»


Экономические и политические перемены, которые происходили и происходят в нашей стране, привели к социальному расслоению в обществе. Кажется, что еще никогда люди не ощущали так остро дефицит добра и милосердия, как сейчас. Почему такое стало возможно? Наверное, это негативное явление охватило общество потому, что люди стали жестче относиться друг к другу, болезненно терзаться от обид, не замечая, как ранят сами. Когда и как были подорваны святые узы, скрепляющие человеческое единство?


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

А ведь добро начинается с понимания другого человека, с принятия на себя его забот и тревог. Как много надо сделать сейчас, чтобы окончательно восстановилась живая передача добрых дел. “Если хочешь пожинать добро, сей добро”, так говорят в народе. И этот посев чем бескорыстнее, тем обильнее. Доброта, милосердие, благотворительность - всегда были неотъемлемой частью человеческой души. В нашем новом обществе благотворительность хоть медленно, но начинает пробивать себе дорогу. Государственной Думой учрежден новый праздник: 4 ноября - День народного единства. И церковь призывает хотя бы в этот день совершать добрые поступки. Но так ли было всегда в нашей России? Оказывается, нет. История свидетельствует, что доброта и милосердие были неотъемлемой частью жизни нашего российского общества. В качестве примера возьмём старинный город Серпухов 19-го века.

В Серпухове с 1864г. существовало Благотворительное общество, которое впоследствии стало носить имя одной из его основательниц - графини М.Ф.Соллогуб. Потом в работу активно включилась ее сноха, Наталья Михайловна (кстати, одна из образованнейших женщин своего времени, занимавшаяся не только благотворительностью, но и наукой). Это Общество на протяжении более чем полувековой своей истории объединяло лучших, благороднейших граждан города. Общество действовало вплоть до 1917 года, когда последняя из этой династии - дочь Натальи Михайловны, Елена - эмигрировала.

Изучение деятельности Благотворительного общества позволит пролить свет на истоки и корни благотворительности в нашем городе. История «Серпуховского благотворительного графини М.Ф.Соллогуб общества» тесно связана с историей здравоохранения, народного образования и библиотечного дела.

Среди тех, кто в былые времена стремился служить Отечеству, было немало представителей и городского купечества. В наследство от них мы получили корпуса фабрик и заводов, общественные здания, больницы, гимназии, училища. Станки, смонтированные в цехах текстильных фабрик в конце прошлого и начале нынешнего века, работали до конца 60-х годов. Благодаря купцам и промышленникам Серпухов богат ныне памятниками архитектуры – храмами XVIII-XX в., особняками. Усилиями купечества в городе был устроен парк. С собрания западноевропейской живописи А.В.Мараевой берет свое начало Серпуховский Историко- Художественный музей. И как власти не переименовывали мост через реку Нару, он все равно в народе зовется Варгинским по фамилии купца Варгина, также славившегося своей благотворительностью. Фабрики, построенные Кишкиными, старики именуют Старой и Новой мызами, как их называли сто с лишним лет назад.

В 1735 г. в Серпухове была построена первая парусно-полотняная мануфактура Г.И. Серикова, а через 30 лет парусина наших фабрик конкурировала на мировом рынке с английскими и голландскими полотнами. 60% русского экспорта парусины шло из Серпухова. И заслуга тут не только тех, кто сидел за ткацкими станками, но и создателей, руководителей и организаторов производства и сбыта полотна: Сериковых, Коншиных, Кишкиных, Плотниковых, Окороковых и других купцов.
Помимо парусины и полотна, а затем хлопчатобумажных тканей, в городе производилось железо, обрабатывались кожи, изготовлялась глиняная посуда, вывозились сукна, хлеб, овощи, действовало несколько мукомольных производств и т.д. Работой было обеспечено не только население города, но и округи.
Русский купец никогда не был буржуа в европейском значении этого слова. Размах деятельности, широта предпринимательских интересов, открытость, стремление к максимально возможной по тем временам образованности были отличительными его чертами.

Многие серпуховские купеческие фамилии прославили себя широкой благотворительностью. О ней по сей день напоминают нам Варгинская больница, построенная на средства, завещанные Д.В.Варгиным, мост через Нару, деньги на который дал Н.И.Варгин, здание больницы им.Семашко, заложенное в 1904г. как родовспомогательный приют по завещанию купца Г.Г.Солодовникова. До 1918г. действовали в городе приют для стариков, на деньги купца Д.Фирсанова, Коншинская больница. Купцы жертвовали деньги на училища и школы, книги для библиотек, передавали городу здания, доходы от сдачи внаем также использовались для помощи бедным.

Малообеспеченные невесты получали приданное из пожертвованных сумм, учащиеся из бедных семей освобождались от оплаты за учебу. Все городские храмы были построены на деньги купечества.
Купцы прекрасно понимали, что в памяти потомков их добрые дела перевесят все успехи на торгово-промышленном поприще.

Истоки и корни благотворительности находятся, прежде всего, в истинном христианском воспитании. Деятельность Серпуховских благотворителей и меценатов XVIII-XIX в. – свидетельство того, что в делах благотворительности, по словам Ю.Ф. Самарина (одного из самых щедрых жертвователей), «немного значат денежные приношения, все зависит от личного труда и усердия. В этом деле нужны не только материальные жертвы, но нужнее разумные, честные и усердные деятели, чтобы благотворительность достигла своей христианской цели, чтобы была не словом, а делом, достойным такого названия».

В результате многолетней работы Серпуховские благотворители сплотились, как справедливо заметил священник М.Г. Соколов, «в единую семью для единой цели - для разумного и отчетливого употребления умственных и материальных средств в дела благотворения меньшим Христовым братьям, в лице детей, в лице страждущих телесно, в лице темных людей, ищущих духовного света».

Один духовный писатель говорил, что есть люди, которые оставили по себе имя для возвышения хвалы им, и есть такие, о которых не осталось памяти, которые исчезли, как будто не существовали.

Деятели Серпуховского благотворительного общества и купеческих родов оставили о себе имя. И память о них должна жить и жить, по крайней мере, в нашем городе и служить ярким примером добра, милосердия и любви.

«Память – это то, что делает народ сильным», - говорил глава правительства России В.В.Путин в одном из своих выступлений. И это действительно так. Неслучайно люди во все времена обращались к памятным страницам прошлого, черпая в отшумевших веках ответы на проблемы современности, которые порой встают перед страной, перед Родиной.


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: