Развитие личности учащихся школы при ИК через урок и внеклассную работу


Обращаясь с ближними так, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже. Обращаясь же с ними так, как будто они лучше того, что они представляют в действительности, мы заставляем их становиться лучше.
(Об индивидуальной работе с учащимися школы в исправительном учреждении).


Обсудить статью
Опубликовать свой материал
Я работаю в вечерней (сменной) школе при ИК. У нас особый контингент - это юноши в возрасте от 18 до 30 лет, совершившие преступления и отбывающие наказание в закрытом учреждении. Преподавание в школе при ИК - это, прежде всего, воспитательное воздействие через урок и внеклассную работу на человека с уже сформировавшимися убеждениями, чаще всего далёкими от моральных устоев общества.

Наши ученики не верят в справедливость, в дружбу, бескорыстие, доброту. Они равнодушны, а порой и жестоки по отношению к другим людям. Поэтому моя главная задача - средствами литературы и искусства пробудить в душе ученика лучшие качества, которые заложены в нём от природы. Заставить задуматься, направить их мысли в нужное русло помогает мне индивидуальная работа с учащимися. Это и откровенный, доверительный разговор с одним учеником, и беседы по теме, которая возникла только что, исходя из конкретной ситуации. Работа классного руководителя непростая, требует много времени, терпения, такта и педагогической мудрости. Но её значение огромно, особенно в условиях общеобразовательной школы при ИК.

Наши учащиеся находятся в особых условиях. Нет рядом близких людей, родителей, нет друзей. Ребята говорят: «В тюрьме никому нельзя верить!» Они и не верят и остаются наедине со своими проблемами. Некоторые идут в церковь - их спасает вера в Бога, но таких ребят единицы. А большинство идут к нам, в школу. (Не правда ли символично, что храм и школа находятся под одной крышей.)

- Во мне столько злобы накопилось! - откровенно признаётся мне А., но при этом соглашается со мной, что жить с этим нельзя.
- Давай подумаем, как ты можешь сам себе помочь?
- Мне раньше музыка помогала.
- Молодец! Значит, умеешь слушать и понимать музыку. А природу ты любишь? На речку, в лес ходил раньше?
- Да, ходил с отцом.
- Хорошо. А отец жив у тебя?
- Так его-то я и убил…

Такому ученику трудно помочь, но выслушать его просто необходимо. Долго беседуем, и я чувствую, что он уходит от меня уже в другом настроении. Напряжение снято. Но такой ученик остаётся у меня под постоянным наблюдением, и это не последняя наша беседа.

Другой пример: Р. пришёл после уроков за заданием. Начинает выполнять, но вдруг бросает ручку: "Я не могу больше! Мне 7 лет сидеть. Прошёл только год, а я уже весь нервный. Что будет через 6 лет? Я до дома не доеду - если только кто-то меня тронет… Вот говорят, что я - вор. А как жить, если я брёвна на лесоповале ворочал и получил за это 850 рублей. У нас девчонки-официантки за месяц 1500 рублей получают."

Рассказывает об отце, который, чтобы прокормить семью, работал на трёх работах, с благодарностью вспоминает свою первую учительницу. В этом незамысловатом рассказе есть всё: боль, отчаяние, обида, благодарность. Р. явно зациклился на негативе. Здесь мы поступаем, как Робинзон Крузо. Берём лист, делим его пополам и пишем все «плюсы» и «минусы» его положения. Вернее, он пишет все «минусы», а я помогаю найти и «плюсы». Причём, «плюсов» обязательно окажется больше. И вот уже думаем не о том, что осталось сидеть 6 лет, а о том, что прошёл уже год. А когда он освободится, то навестит свою первую учительницу и скажет ей слова благодарности. Думаю, что и Р. уйдёт сейчас тоже уже с другим настроением.

А вот примеры другого плана. В классе человек 10 ребят, Д. размышляет о своём будущем: "Бросить-то мы бросили, а вот как бы снова не начать?" (Речь идёт о пристрастии к алкоголю). Вот и тема для разговора и, заметьте - инициатива идёт со стороны ребят. А значит и воспринимается беседа с живым интересом и большей отдачей.

Ещё пример. И. мне говорит: "Вы думаете, я буду работать, когда освобожусь?! Нет! Я привык к «лёгким» деньгам!" Здесь мы имеем дело с убеждением человека. Он уверен в том, что говорит. Я понимаю, что не смогу вот так, сразу, переубедить его. Моя задача - заставить задуматься: «А такие ли уж «лёгкие» эти деньги? Посчитай, сколько ты за них сидишь!»

Или вот ещё один пример. А.: "И зачем это в Эрмитаж каждую неделю ходить? Что там делать?" Рассказала про Эрмитаж. Эффект от такой незапланированной беседы гораздо выше, т.к. инициатива опять идёт со стороны учащихся. Вот так, изо дня в день, идёт воспитательный процесс, формирующий личностные качества учащихся.

Продолжается эта работа и на уроках. Здесь мы имеем дело с учениками, которые завершили своё обучение в 6-9х классах много лет назад. Встречаются и с образованием 2-3 класса. Соответственно, знания у наших учеников на уровне «не знаю» или «знал, но забыл». Они не хотят учиться, приходят в школу только потому, что их заставляют. Поэтому главная задача при работе с такими детьми - воспитание позитивного отношения к учёбе через урок и внеклассную работу, развитие их познавательной активности.

В самый первый день учёбы, 1 сентября, у нас тоже праздник (его готовят выпускники). Директор школы даёт слово каждому учителю-предметнику. Надо представить свой предмет так, чтобы ученикам захотелось прийти в школу. Это своеобразная реклама каждой учебной дисциплины, которую предстоит изучать нашим учащимся. Создание комфортных в психологическом плане условий считаю своей первоочередной задачей. Если в классе царит доброжелательная атмосфера, агрессия и настороженность уходят сами собой.

Наши ученики не выносят фальши, неискренности. Я принимаю их такими, какие они есть, и искренне желаю им добра. Никогда не ставлю двоек. Ребята даже спрашивают:
- Почему?
Я им объясняю:
-Ты же трудился, старался. У тебя много ошибок, но мы поработаем, и исправишь.

Стараюсь подметить любой, даже малейший, успех, с этой целью в начале каждого урока провожу анализ работ, где отмечаю все достижения и ставлю задачу, над чем надо ещё поработать.

Позитивное отношение к учёбе может воспитать только такая работа, которая приносит радость, удовлетворение. Поэтому моя задача на уроке помочь учащимся, не владеющими необходимыми навыками, не усвоившими программный материал предыдущих классов. Для этого важно организовать урок так, чтобы на нём было и сопутствующее повторение, и дифференцированный подход к изучению новой темы, и даже контрольная работа, подобранная с учётом разного уровня подготовки учащихся.

Дифференцированные задания я разрабатываю и распечатываю на каждого ученика. Причём ученик имеет право выбора, какой уровень заданий он будет выполнять. Так же поступаю и с контрольными работами: есть обязательный минимум и дополнительный. Постепенно отношение к предмету меняется в лучшую сторону, ученики чувствуют себя увереннее, становятся активнее, делают меньше ошибок и, как результат, повышается их личностная самооценка.

Большое воспитательное воздействие на ученика оказывает неформальное общение во внеурочное время. Особенно сближает учителя со своими воспитанниками совместная творческая деятельность, проведение внеклассных мероприятий, а особенно - их подготовка.

Наши ученики очень хорошо воспринимают игру, различные соревнования. В школе стало традицией проводить предметные олимпиады. Внеклассные мероприятия по каждому предмету проводятся в течение месяца. Задействуем каждого ученика. У них тоже есть право выбора - выбирают, в чём хотят принять участие. Предлагаю ребятам различные мероприятия: это и различные конкурсы, круглые столы, турниры, лингвистические кроссы, литературные гостиные, КВНы, вечера, лектории и другие мероприятия. Тем самым создаём все условия для развития творческих способностей учащихся.

Конечно, важно не только провести мероприятие, но и подвести итоги, поощрить их старание. Я составляю таблицу «Результаты участия в олимпиаде». Все мероприятия, которые включены в план, записаны по вертикали. Напротив фамилии участника проставляю баллы или просто плюсы. Поэтому очень легко подводить итоги, и самим учащимся виден их результат. Отмечаю и победителей, и активных участников.

Провожу много творческих работ: это и сочинения, и стихи, которые пишут наши ребята. Поощряю их стремление высказаться, помогаю, правлю работы, а как результат - выпускаем газеты: «Весенний этюд», «Поэтический дебют», «Моя семья», «Поэзия любви». Считаю, что в той обстановке, в которой они находятся, очень важно высказать что-то наболевшее, сокровенное, поделиться своими мыслями. Вот что по этому поводу написал мне один ученик: "Вы не представляете себе, как трудно быть ко всему чувствительным, видеть неполноценное в духовном плане общество, видеть их мелочность и алчность. Это люди, которые за насущное готовы выдрать твоё сердце и оплевать твою душу... На всё это нет пока успокоения. Остаётся только оградиться, выделиться из общей массы, придать жизни смысл добра. А искусство - как раз и есть выражение добра".

Систематическая внеклассная работа имеет не только большое воспитательное воздействие на ученика, но и активизирует познавательную деятельность, формирует позитивное отношение к предмету, к учёбе, создаёт условия для формирования творческой личности. А главное - мы помогаем учащимся поверить в свои силы, вызвать желание изменить жизнь к лучшему:

Всё равно я надеюсь на чудо,
Назло тем, кто привык разлучать,
Я вернусь! Я восстану! Я буду!
Я смогу! Я сумею начать!
Балашова Татьяна Васильевна,
учитель русского языка,
ГОУ Вечерняя (сменная школа) при ИК

 

 


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: