Каминская Светлана Игоревна, 23.12.2011 1

Формирование положительной мотивации к изучению иностранного языка


Иностранный язык сегодня осознается как фактор социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса нашего общества. Сегодня Республика Мордовия готовится принять гостей на празднование 1000-летия единения Мордвы и Руси, а также гостей чемпионата мира по спортивной ходьбе и футболу в ближайшие годы.


Обсудить статью (уже 1 коммент.) Опубликовать свой материал
В связи с этим, нельзя недооценивать роль иностранного языка как общеобразовательного предмета, служащего развитию личности, в том числе ее профессиональному становлению. В современной школе учебный предмет «Иностранный (английский) язык» входит в образовательную область «Филология» и фактически является средством получения информации о других народах и странах, их культуре. Таким образом, английский язык является одним из языков международного общения. Кроме того, знание иностранного языко помогает ориентировать школьников в огромном мире современных профессий, а также способствует формированию профессионально важных качеств личности.

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в образовании. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Инновационная деятельность предполагает систему взаимосвязанных видов работ, а именно:
  •  исследовательская деятельность;
  •  проектная деятельность;
  •  личностно-ориентированная деятельность;
  •  групповые технологии и др.
Основной целью обучения является формирование положительной мотивации к изучению иностранного языка, что приведет к наличию практических умений, общительности, активности на уроках. Такого рода активность является следствием целенаправленных действий педагога, здесь особенно важны личностные качества учителя: манера поведения, мимика, жесты, интуиция, доброжелательные отношения с учащимися, а также знание психологических и возрастных особенностей детей.

В своей работе я стараюсь широко применять разные педагогические технологии, учитывая психологические особенности каждой группы: начальные классы (2 - 4 классы), основное звено (5 – 8 классы) и старшая школа (9 - 11 классы). Так, особенностью психологического развития младших школьников является преобладание эмоциональной сферы над интеллектуальной, поэтому в качестве основной педагогической технологии я выбрала игровую деятельность, а также использование ИКТ-технологий.

2-4 классы обучаются по учебнику М.З. Биболетовой «Enjoy English», поэтому активно использую электронно-образовательный ресурс «Enjoy Listening and Playing», входящий в состав УМК. Общаясь на английском языке, дети заинтересованно участвуют в обучении, решении заданий, а также в обсуждении результатов работы. Мы разучиваем песни, используя программу «Flash Songs», в которой сама песня сопровождается музыкой, анимацией и титрами, что значительно упрощает запоминание слов, предварительно переведенных совместно с учениками. При использовании данной игровой формы с применением ИКТ школьники лучше запоминают значение английских слов, их произношение, а зрительно – их состав и написание. Для самостоятельной работы раздаю учащимся несложные кроссворды на темы: «Недостающие буквы английского алфавита», «Счёт 1-12», «Дни недели» и т. д. После окончания изучения алфавита им выдается именной диплом «Now I know my ABC» (диплом знатока).

В следующей возрастной группе на смену игровой деятельности всё больше приходит учебная. Основной задачей этого этапа является владение учениками навыками и умениями в области чтения и письма, говорения и аудирования. Здесь пришлось столкнуться с необходимостью правильного подбора наиболее интересных для данного возраста форм работы, в том числе и игровых, чтобы не потерять интерес учащихся к изучению английского языка и продолжить формирование положительной мотивации к освоению предмета. На таких уроках очень широко использую презентации - как свои, так и своих коллег, показываю учащимся мультфильмы на английском языке, после чего они получают домашнее задание - написать небольшое изложение об увиденном. На уроках страноведения мы просматриваем обучающий мультфильм «World Village 100», кратко рассказывающий о странах и народах, их обычаях. Он сопровождается не только звуком, но и титрами на английском языке. После таких просмотров учащиеся получают задания на составление диалогов в парах. Таким образом, ИКТ-технологии становятся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Для формирования навыков самостоятельной исследовательской деятельности продолжаю использование кроссвордов, но уже на более сложные темы, такие как: «Страны и национальности», «Транспорт», «Фрукты и овощи», «Одежда» и т.д. Это помогает детям отрабатывать грамматические, разговорные навыки, а также письмо и чтение.

В 9-11 классах широко использую в своей работе ролевые игры, развивая тем самым речевую деятельность старшеклассников. Помимо учебников и рабочих тетрадей, мы работаем с курсом разговорного английского языка (ЭОР) «Незубрилкин». После каждого изученного блока школьники готовят диалоги или ролевые игры для 3 и более человек (по желанию). Также показываю учащимся мультфильмы с более сложной лексикой, но здесь домашним заданием является уже не изложение, а устный пересказ увиденного. На самостоятельную исследовательскую работу даю усложнённые кроссворды, такие как: «Великобритания», «Занятия и профессии», «Глаголы», «Семейное древо» и т.д.

Также в своей работе со всеми возрастными группами я использую «Activity Sheets» (листы активации) по соответствующим темам из «Timesaver Visual Grammar» Марка Флечера и Ричарда Манна.

Кроме того, во внеурочное время с учащимися мы общаемся на английском языке, используя самые обычные фразы: "здравствуйте", "доброе утро", "как дела", "до завтра", "увидимся в понедельник", "до свидания" и т.д.,. Таким образом я стараюсь выработать у них уверенность в себе, в своих силах и стремление овладеть языком. На новогодний концерт с учащимися 7-11-х классов подготовили сценку на английском языке, за что участники получили грамоты.

Можно с уверенностью сказать, что применение инновационных технологий на занятиях иностранного языка не только формирует положительную мотивацию к изучению предмета, но и позволяет сконцентрировать внимание учащихся на главном, вносит в урок элемент соперничества, повышает активность в овладении речевыми навыками и дает хорошие результаты в процессе естественной ситуации общения.

Результат моей работы можно увидеть из анализа анкетирования 49 учащихся (3, 4, 6, 9, 10 и 11 классов) по теме «Мотивация учащихся к изучению иностранного языка» (таблица ниже):

 

 

 

 

 
Каминская Светлана Игоревна,
учитель английского языка
МОУ «Александровская СОШ»,
республика Мордовия

 

 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
1 gulya-uln • 22:52, 11.04.2012
Замечательная.,полезная статья.Спасибо
[Материал]