Шенцева Татьяна Александровна, 24.12.2011 0

Информационные технологии в обучении, электронные средства обучения и контроля знаний


Тенденции развития современного общества, бурный рост информационных потоков и не менее бурное развитие компьютерных технологий затрагивают все сферы общественного устройства, в том числе и образование. И естественно встает вопрос: «Как в этих условиях учителю успеть уследить за всеми направлениями, быть компетентным, вести за собой учеников в океане информации, обрушивающейся на них каждый день?» При этом становятся актуальными задачи переосмысления методических принципов изложения программного материала, выявляется потребность в развитии интерактивных методов обучения и их применения, развивающих познавательную деятельность учащихся не только на уроках математики, но и в целом в системе школьного образования.


Обсудить статью Опубликовать свой материал
Увеличение умственной нагрузки у детей заставляет педагогов задуматься о том, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету (в нашем случае – к математике). И огромную помощь здесь оказывает компьютер. В школе он - своеобразный посредник между учителем и учеником. И главное его преимущество в том, что он позволяет работать с каждым в отдельности. А индивидуализация обучения, как известно, улучшает качество подготовки. Конечно, это не означает, что компьютер нужно использовать повсеместно и забыть о традиционных учебниках и устном объяснении учителя. Применение компьютера наиболее целесообразно при диагностическом тестировании усвоения материала, при работе с отстающими учениками, а также при отработке элементов изучаемого материала.

Информационные технологии, как известно, способствуют активизации внимания, развитию интереса к предмету и способностей обучаемых. Здесь на помощь педагогу приходят, прежде всего, различные электронные учебники, которые можно использовать многогранно, например, в виде:
  •  источника дополнительного материала,
  •  наглядного пособия,
  •  фрагмента урока для актуализации знаний или введения «нового знания»,
  •  тренажеров различного вида для обобщающего повторения, когда ученики могут повторить основные положения пройденной темы, а также проверить себя, ответив на вопросы тестов.
Особенно хотелось бы отметить электронные учебники Кирилла и Мефодия по геометрии, которые просто незаменимы на уроках как средство иллюстрации, развития пространственного воображения и представления, источник дополнительного теоретического и практического материала. Благодаря их применению, уровень усвоения учебного материала возрастает, а формирование навыков решения задач идет значительно быстрее.

Учитывая современные тенденции развития математического образования и необходимость сдачи ЕГЭ, встает необходимость всестороннего применения на уроках тестов - как для текущего, так и для итогового контроля. Использование компьютеров для этого может стать незаменимым, так как это способствует предъявлению одинаковых (стандартных) требований ко всем ученикам. Это обеспечивает высокую степень объективности проверки, но в то же время не позволяет в полной мере учесть индивидуальные психологические особенности учащихся (особенности мышления, учебных умений и др.). Именно поэтому в процессе обучения необходимо разумно сочетать методы машинного и безмашинного контроля.

Наряду с этим, владение учителем навыками создания презентации, публикации, теста, использование Интернет-ресурсов, интерактивной доски и т.п., позволяет существенно разнообразить виды и формы проводимых уроков, показать практическую значимость некоторых разделов математики. Мультимедийные доски в последнее время стали незаменимым подспорьем в работе учителей математики. Более того, у школьников многократно возрос интерес к этому предмету, так как они смогли применять на уроках все технические потенциалы нового современного оборудования. Эти доски сочетают в себе возможности вывода на них с компьютера любой информации (изображение проецируется при помощи медиапроектора), а также дополнения этих изображений необходимыми замечаниями и комментариями, когда внимание учеников акцентируется на каком-либо предмете или фрагменте специальной «обводкой». Можно работать с различными компьютерными программами, создавать и перемещать объекты и так далее. Особенно наглядно это происходит на уроках геометрии, когда ученики работают с чертежами, строят графики, доказывают теоремы. При отработке навыков решения задач ЕГЭ мультимедийная доска тоже незаменима: как при работе с заданиями группы А, так и с заданиями части В и С. И, конечно, работа с данным оборудованием помогает сделать изложение материала более увлекательным и динамичным, экономя время урока. К тому же, всю информацию легко сохранить, распечатать или передать по электронной почте.

Конечно, есть и определенные сложности. И они, в первую очередь, касаются готовности учителя работать на современном оборудовании. Мало того, что педагог должен обучиться работе с интерактивной доской, освоить ее программное обеспечение и возможности, но и потом находить время на подготовку к урокам. Но все это - временные трудности. Не секрет, что нас, учителей, этому никто не учит и не будет учить, следовательно, необходимо заниматься самообразованием, принимать активное участие в различных проектах, например, "Интел - обучение для будущего", чтобы отвечать современным требованиям. При желании научиться работать с интерактивной доской и другим современным оборудованием достаточно легко. Зато потом вы почувствуете все плюсы от использования на уроках всех их технических возможностей.

Компетентность учителя, по нашему мнению, заключается, прежде всего, в его информированности о новых тенденциях в развитии современных образовательных технологий, в том числе и информационных, овладении ими на уровне пользователя, умением применять их в своей повседневной практике, увлекать новыми идеями школьников, всесторонне привлекать и использовать все новые электронные источники информации, но при этом находить их разумное сочетание. Все это возможно осуществить только тогда, когда каждая школа будет иметь возможность обеспечить компьютерами все школьные аудитории и подготовить педагогов. В школах по-прежнему работает много талантливых и увлеченных своим делом учителей, что бы ни говорили сейчас, и их необходимо поддерживать и всесторонне помогать их профессиональному росту и мастерству.

В заключение, хотелось бы сказать, что в современном обществе информация становится не менее важным ресурсом, чем средства производства или природные ресурсы. А интеллектуальный потенциал – основным экономическим активом человека, отдельной компании или страны в целом. Так, по некоторым данным за последние 15 лет Россию покинули 12 миллионов человек - огромное количество наших сограждан! Естественно, они ехали туда, где выше оценили их способности, - в Америку, в Западную Европу, в Японию. Сейчас же мы видим обратный процесс - эти люди начинают возвращаться. За рубежом они получили опыт, освоили новые технологии, и теперь будут использовать эти знания на благо нашей страны. Чтобы Россия заняла достойное место в мире, нужно, прежде всего, обратить внимание государства на школы.

Активное использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) стало одним из ключевых условий достижения этой цели. Недаром этой проблеме уделяется самое пристальное внимание на государственном уровне - например, разработан проект «Информатизация системы образования», ориентированный на решение проблемы доступности новых образовательных ресурсов и технологий для активного их внедрения и использования в работе школ. Основные задачи проекта – обеспечить учащихся и учителей современными учебными материалами, цифровыми образовательными ресурсами, повысить квалификацию учителей в области применения информационных и коммуникационных технологий, поддерживать инициативы педагогов, направленные на создание новой практики обучения. Так, практически во всех школах Белгородской области есть компьютерные классы, в большинстве из них реализована возможность выхода в Интернет. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» школы приобретают мультимедийную технику.

На наш взгляд, современная школа находится сегодня в активном поиске инновационных технологий и путей развития, потому как она одна из первых должна реагировать на изменения, происходящие в мире. Невозможно учить считать на деревянных счетах, когда ребенок в повседневной жизни на каждом шагу сталкивается с электроникой, компьютерами и так далее. Поэтому основная тенденция развития образования – это оснащение школ современным компьютерным и мультимедийным оборудованием, повышение квалификации учителей и повышение их заинтересованности в освоении компьютерных программ. Естественно, что такой путь школы не могут преодолеть в одиночку. Им нужна помощь на государственном уровне. И в последние годы она становится все заметнее.
 
Шенцева Татьяна Александровна,
Прудских Анна Георгиевна,
Певнева Елена Николаевна,
учителя математики
МБОУ СОШ №34 с углубленным изучением отдельных предметов,
г. Старый Оскол

 

 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?